2 мая, 2022 - 11:55
«Бесконечный и беспечный, шумный вечно наш Авлабар» – знаменитым гимном Гия Канчели 23 апреля в Русском госдрамтеатре им. М. Горького открылась премьера спектакля Тимура Исупова «Ханума».
Написанная 140 лет назад грузинским драматургом, режиссером и актером Авксентием Цагарели комедия о веселой и хитроумной свахе Хануме, успешно манипулирующей всем Авлабаром – одним из древнейших районов Тбилиси, – незамедлительно стала настоящим хитом. Ее ставили во многих театрах, по ней был снят один из первых фильмов киностудии «Грузия-фильм» в 1927 году, а пика популярности пьеса достигла в 70-е годы XX века, когда ее поставил Георгий Товстоногов. В Нальчике в течение нескольких сезонов в Русском госдрамтеатре с успехом шла «Ханума» в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Султана Теуважева. И с не меньшим успехом несколько лет в Кабардинском госдрамтеатре им. А. Шогенцукова идет «Ханума» от режиссера Павла Любимцева.
И вот новая постановка от молодого режиссера Тимура Исупова, большинству театралов известного по актерским работам – в частности, исполнением главной роли в спектакле «Кавказский меловой круг» Национального театра Адыгеи.
Изначально пьеса интересна тем, что по принципу организации она представляет собой редкое сочетание комедии положений, основанной на хитроумной, запутанной интриге, и комедии характеров и нравов, осмеивающей отдельные гипертрофированные человеческие качества и устарелые, банальные воззрения. Молодой режиссер, сохранив суть истории, сумел вывести на первый план каждого (!) ее участника, начиная с великолепных кинто (Агнесса Шереужева, Марианна Хупова, Залина Канукоева, Анастасия Сторожева, Ислам Канкулов, Заур Нагоев, Рустам Дорогов). Образы живых, неунывающих, веселых, колоритных мелких торговцев старого Тифлиса, ставших настоящим уникальным явлением, целым пластом городской культуры, традиционно использовались в большинстве постановок «Ханумы». Но использовались фоново. А у Исупова они вышли «из тени» на первый план: они работают на сцене на протяжении всего спектакля, их узнаешь, их различаешь, ими любуешься. А их потрясающие танцы кинтаури!
Украсили спектакль и органично вплетенные примеры грузинского полифонического многоголосия, в одном из которых запевалой выступил и Котэ – пожалуй, первый по-настоящему стопроцентно романтический образ Аскера Шукова. А когда объектом таких романтических чувств выступает столь нежная, милая, скромная и преданная Сона (Фатима Кушхова), то зрителю эти чувства кажутся еще более оправданными.
Отец Соны, богатый купец Микич (Замир Ораков, очень похожий в этом образе на великого Султана Каздохова), подобно многим нуворишам, достигшим в жизни всего самостоятельно, готов поступиться и чувствами единственной дочери ради получения знатного титула – и все же, несмотря на это, по-человечески очень симпатичен.
Поистине народными персонажами выступают чудесная бабушка Ашхен (совершившая настоящий актерский подвиг по введению в спектакль в рекордно короткие сроки Елена Жакамухова) и приказчик Акоп (Аслан Мисостишхов), убедительно показавший историю своей влюбленности и по праву завоевавший руку и сердце самой Ханумы.
Алла Белобородова исполнила свою лучшую на сегодняшний день роль: ее потрясающая Кабато – замечательный образчик органичной буффонады и фарса. Столь же органична и Теклэ от Ирины Одинцовой, в считанные секунды легко переходящая от пафосного образа пусть и обедневшей, но все же княжны до искренних чувств любви и беспокойства за свою семью и родных.
Фантастическим открытием, по достоинству оцененным зрителями, стал слуга Тимотэ. Каким чудом режиссеру и исполнителю роли Алиму Себекову удалось придать такой вес второстепенному персонажу, совершенно непонятно. Но факт остается фактом: ленивый, но умный и невероятно обаятельный слуга при каждом своем появлении на сцене «крадет» все внимание и выступает почти на равных с главными героями. Это притом, что в роли сиятельного бездельника-выпивохи, мота и эгоиста, жуира и бонвивана, князя Вано Пантиашвили блистательно выступает народный артист КБР Юрий Балкаров.
И, конечно, несравненная Ханума в великолепном исполнении заслуженной артистки КБР Элеоноры Мамаладзе равнодушным не оставила никого, создав глубокий, живой и необыкновенно привлекательный образ. Настоящая self-made woman, истинный профессионал своего любимого дела, острая на язык, проницательная и тонко чувствующая, она стремится не только к сохранению своей репутации как лучшей свахи, но и к тому, чтобы помочь влюбленным соединиться, обвести вокруг пальца соперницу, да и просто способствовать торжеству справедливости во всем и для всех.
Спектакль смотрится с неослабевающим интересом до самого конца. И не только благодаря яркой индивидуальности и энергетике актеров. Костюмы Жанны Кузьминой, декорации Рузанны Дацирхоевой, хореография Александра Азарова, и, конечно, музыкальное оформление Артура Варквасова, естественно сплетающееся с оригинальной музыкой Канчели, придают спектаклю восхитительный колорит и настоящую атмосферу Тифлиса, на фоне которых и разворачивается эта веселая история жизни, любви и человеческих взаимоотношений.