5 июня, 2022 - 15:40
В детстве все мечтают поскорее повзрослеть, но взрослыми частенько мечтают вернуться в детство. А что чувствуют те, кто прямо сейчас пересекает границу между детством и взрослой жизнью? Каким оно было, что ждет впереди и что пожелать детям и их родителям, пока беззаботная пора еще свежа в памяти?
«У вас наверняка есть какой-нибудь толковый выпускник, с которым получится поговорить. Кого порекомендуете?» - спрашиваю я завуча ближайшей к моему дому школы, а именно «Гимназии №14» Нальчика. «Ну, с Тимуром Пшиншевым, например, поговорите. Должно быть интересно». Кто этот Тимур, почему именно он? Что ж, вот поговорим и узнаем.
Симпатичный парень в стильных очках, веселый и легкий, он, несмотря на свою активную позицию в вопросах учебы и самообразования, совершенно далек от образа «ботана»: «Я же не только школой живу», - смеется юноша. И то верно: с первого класса – музыкальная школа по классу фортепиано, танцы. А еще уроки игры на гитаре, которые вылились в создание музыкальной группы, поиски своего музыкального стиля, новый состав группы – и уже успех: первые места вокальных конкурсов (занятия с дедушкой – руководителем хора – не прошли даром), спорт: плавание, стрельба, бег, сейчас – баскетбол… «Меня никогда родители не заставляли чем-то одним заниматься, - признается Тимур. – Просто говорили: нравится – поможем, нет – не страшно, ищи себя. Наверное, это помогло не отбить желание ни к чему, в итоге мне многое интересно».
Такой подход не мог не отразиться и на отношении парня к учебе. Еще с младших классов Пшиншев – победитель различных олимпиад и конкурсов. И вполне ожидаемо он вошел в состав ученического совета, где занимался преимущественно медийным направлением. Точнее, был одной из ключевых фигур в создании самой настоящей газеты. «Примерно в 7 или 8 классе я начал работать графическим дизайнером в нашей школьной газете «ГимназистЪ», - рассказывает Тимур. – Главным редактором у нас была Элина Тарчокова, она на пару лет старше. Она просто крутейший главред была! Такие тексты писала, что даже проходная тема зажигала в итоге всех читателей». Писали о злободневных школьных событиях, о полезных приложениях, об интересных личностях, а у главреда была своя рубрика: «Мнения и критика», где она весьма хлестко писала о непростых вопросах из жизни школы. Сейчас, правда, «крутейший главред» – уже студентка, а скоро и сам Тимур, сменивший ее на этом посту, покинет школьную редакцию. Но, как ответственный руководитель, он уже собрал команду неравнодушных ребят из 7-8-х классов: «Они активные, деятельные, я очень надеюсь, что они продолжат наше дело».
Газета – не единственное «детище» Тимура, которое он оставляет после себя в родной школе: в прошлом году он организовал студию, которой руководил в течение года. «Эту студию я организовал в рамках программы образовательного центра «Сириус». Мы занимались научной работой. Каждый месяц нам присылали задания и материалы для работы, и на основе этого мы составляли свой проект». Ребята взялись за серьезную тему – нейротехнологии. Тимур со своей командой создавали игру, которая могла бы помочь детям с СДВГ и вообще любому человеку повысить уровень самоконтроля. В итоге игра «NeuroEscape» попала в число наиболее интересных игр среди 60 претендентов из 20 регионов РФ.
И это был не единственный проект команды Тимура. Например, студия занималась когнитивными исследованиями, проводили тестирование, чтобы выявить пользу разных видов «эмоциональной разгрузки» в ответственные моменты жизни. Занимались ребята и популяризацией раздельной сортировки мусора, и рядом других социально значимых проектов. «Это был прекрасный опыт, очень интересный и ценный как для наработки необходимых навыков, так и просто для нашего портфолио, - признается Пшиншев. – Но сейчас выпускные, подготовка к поступлению в вуз, уже не до этого. Студией занялась моя родственница и подруга Адиля Кясова, она очень загорелась этой работой. Я рад, что студия будет жить и дальше».
А у Тимура теперь новые задачи – поступление. И перед этим он решил реализовать один интересный проект: «Проект инженерный, на стыке IT и медицины, я хочу создать альтернативу компьютерной мыши, чтобы она была в виде перчатки. Есть т.н. «туннельный синдром» – это болезнь тех, кто вынужден много времени проводить за компьютером. В какой-то момент рука, которой держишь мышку, начинает сильно болеть в области запястья. Моя перчатка может помочь решить эту проблему. Нужно провести все необходимые исследования и приступать непосредственно к ее созданию, все для этого у меня уже есть».
Многие родители часто сетуют, что их детям либо ничего не интересно, либо они страшно загружены и зарабатывают разве что нервные срывы: «Куда же смотрит школа!» При общении с Тимуром невольно возникают сомнения: проблема, похоже, вовсе не в школе. «Я действительно благодарен нашей школе, воспитательная работа у нас ведется на высшем уровне, но прежде всего я хочу поблагодарить своих родителей, - признается Тимур. – Они никогда на меня не давили, при этом умели грамотно и ненавязчиво где-то направить, где-то учили проявить терпение. Благодаря такому подходу, уверен, любой ребенок к подростковому возрасту научится разбираться, что ему нужно, а что – нет, да и просто понимать, что такое хорошо, а что такое плохо». В общем, проблемы «дурных компаний» или растерянности перед будущим у Тимура просто не возникало, а учеба проходила легко, даже играючи, не конфликтуя с обычной жизнью обычного подростка. Поэтому и «Артек» в группе лучших учеников, и заграничные поездки, и друзья, и прекрасные отношения с семьей безо всяких «подростковых бунтов». Так бывает!
- Отзвенел последний школьный звонок, скоро выпускной. Детство закончилось. Как ощущения, Тимур?
- Надеюсь, успешно сдам экзамены и поступлю в университет. Поеду учиться в Санкт-Петербург. Интересно узнать, что такое «самостоятельная взрослая жизнь». Конечно, немного волнительно, тем более вся моя семья тоже разъедется кто куда: родителей переводят на работу в Ярославскую область, я уезжаю. В Нальчике останется только бабушка. Странное ощущение… Похоже, детство действительно закончилось. От этого немного грустно, но нельзя унывать, будем расти дальше! А в город своего детства я обязательно буду возвращаться.