Неделя: даты, события, люди. № 47 - 25 ноября 2015

В отеле «Гранд-Кавказ» (ART-hotel Grand Kavkaz) на минувшей неделе открылась выставка «Михаил и Людмила», на которой представлены работы двух художников – Михаила ИЕВЛЕВА и Людмилы БЕЙТУГАНОВОЙ. И открывший выставку министр культуры КБР Мухадин Кумахов, и выступавшие коллеги и ценители отмечали разнообразие и разноплановость представленных работ.
  
Михаил Алексеевич и Людмила Хасеновна не просто коллеги, они – супруги. Как было сказано на открытии выставки, она приурочена к красивой и солидной дате – 40-летию совместной жизни.
Михаил Алексеевич Иевлев родился в 1950 году в Москве. В семилетнем возрасте вместе с родителями переехал на Кавказ – в Прохладный, а затем в Нальчик. Учился в художественном училище им. Серова в Ленинграде, затем окончил КБГУ, отделение декоративно-прикладного искусства факультета общественных профессий. С 1978 года работал художником-оформителем в различных организациях. Был руководителем организованного им в 1986 году молодежного творческого объединения «Вопрос» при Республиканском доме молодежи. 
Людмила Хасеновна Бейтуганова родилась в 1953 году в селении Каменномостское, росла в Нальчике. В 1974 году окончила Ростовское художественное училище им. Грекова по специальности художник-декоратор. С 1978 года участвует в республиканских, зональных выставках.
Людмила Хасеновна известна многим ценителям и как мастер декоративно-прикладного искусства. Ее гобелены, аппликация на ткани, художественное вязание и вышивка, батик изысканны, отличаются особой красотой и одухотворенностью, превосходным знанием техники изготовления и свойств материала.
Живопись Бейтугановой, как говорят специалисты, носит вневременной характер, в ее картинах «действуют не законы общества, а законы природы», именно по этой причине они совершенно гармоничны. Никаких резких линий, никаких бьющих в глаз своей яркостью красок. Пастельные тона, все оттенки голубого, синего и зеленого, мягкие мазки – персонажи, дома, дороги, растения будто плывут по сказочным убаюкивающим волнам. Ее работы романтичны, прекрасны и возвышенны без пафоса, от них исходит ощущение покоя и умиротворенности, и в то же время – загадочности и таинственности. Это мир мечтаний, мир грез, мир видений и сновидений. 
В давнем интервью Людмила Хасеновна признавалась, что именно музыка ее любимых композиторов, которую она прослушивает во время работы над своими картинами, дает ее живописи определенный настрой. Можно сказать больше: ее искусство само похоже на завораживающую мелодию, оно и есть музыка, положенная вместо нот на краски.
К сожалению, из-за плохого самочувствия художница не смогла присутствовать на открытии экспозиции, так что Михаилу Алексеевичу пришлось за двоих общаться со зрителями и журналистами. Как рассказал художник, несмотря на солидный профессиональный стаж, это первая для них «персональная» на двоих выставка. Многие из лучших их работ сюда не попали: что-то продано, что-то подарено. Особенно это касается портретов, выполненных Михаилом Алексеевичем. «Больше всего я люблю рисовать стариков, - рассказывает Иевлев. – И все их портреты я им же подарил». По словам  художника, портрет для него – это всегда фантазия, что-то от себя, хотя лица узнаваемые: «Я стараюсь сделать что-то такое, чтобы и мне интересно было работать. А если человек хочет за деньги портрет как фотографию – это скучно».
Работы своей супруги Иевлев характеризует как «профессиональный примитивизм», свой же стиль – как свободное направление или вовсе его отсутствие: «Мой любимый художник – Пикассо. Я рисую не как он, конечно, но стараюсь, мне это нравится. А назвать это направлением, даже по-дилетантски, нельзя. Нет такого направления. Все зависит каждый раз от конкретных задач».
Людмила Хасеновна и Михаил Алексеевич знакомы с детства – они выросли в одном дворе, жили в соседних подъездах. Но парой стали уже после того, как оба отучились в других городах и вернулись в Нальчик: «Ну, раз художники оба – значит, дружить надо. Когда я приехал после училища, мы много с натуры рисовали. Люда тоже решила приходить туда, порисовать, так и подружились». Их сын Алексей занимается компьютерной графикой, внучке Алисе девять лет, внуку Герману – четыре, так что сложно сказать, продолжат ли внуки творческую династию.
Как считает Михаил Алексеевич, они с Людмилой Хасеновной, хоть и живут вместе сорок лет, но в искусстве сумели абсолютно избежать влияния друг друга: «Профессионально, технически можем друг другу подсказать что-то, но мы самостоятельные люди, никто не лезет в чужую кухню».
Выставка продлится до середины декабря. И будет справедливо отметить тех, без кого она могла и не состояться: это руководство Союза художников в лице председателя Геннадия Темирканова и, конечно, Лара Бабугоева, директор «Гранд-Кавказа», неизменно с блеском оправдывающего свой неформальный статус арт-отеля.

Марина Карданова.

Свежие номера газет Советская молодежь


16.05.2018
11.05.2018
04.05.2018
26.04.2018