Есть мастера и есть идеи…

 О «Деревне мастеров» мы говорили с Асланом Урусовым еще четыре года назад. Уже тогда был готов ее проект и определено место под строительство. Я напомню для тех, кто забыл или не знал об этой очень хорошей идее. «Деревня мастеров» – это такой этнографический культурный центр под открытым небом, где планировалось разместить три подворья – кабардинское, балкарское и русское: мастерские народных промыслов, где азам ремесла мог бы научиться любой желающий, конечно же, гостиницы, кафе, стоянки – для туристов, конюшня для любителей конных прогулок, мельница, «домашняя» печь, в общем, много всего такого, что привлекало бы внимание и жителей республики, и ее гостей к этому арт-объекту. Идея не новая, подобные центры уже давно действуют в разных регионах России, и действуют довольно-таки успешно. Однако в нашей республике с восторгом встреченная идея так и осталась в проекте. Несмотря на то, что основное финансирование можно получить по федеральным программам, даже на софинансирование у республики денег не нашлось.
 Главная задача Центра, который Урусов возглавляет последние четыре года, – поддержка народных художественных промыслов, именно центр координирует и пропагандирует народные ремесла и мастеров, организовывает выставки и ярмарки. Еще четыре года назад в базе данных центра было около сорока мастеров, сейчас их почти три сотни. Одиннадцать удостоены звания «Народный мастер Российской федерации». Центр реставрируется – отремонтирован фасад и некоторые мастерские, расширяется – власти выделили под новые мастерские этаж одного из старых зданий на ул. Кабардинской. Правда, денег, выделяемых из республиканского бюджета (150 тысяч руб. в год), не хватает катастрофически, поэтому ремонт идет так медленно. Но у Урусова – планы. Даже нет, не так – ПЛАНЫ И ИДЕИ! Он переполнен идеями «под завязку» – что-то уже реализовано, что-то только в проектах.
 - У нас в республике есть все, чтобы два наших министерства – туризма и культуры – работали не покладая рук, поле для деятельности у них огромное, считает он. – У нас много прекрасных мастеров народных промыслов и замечательная природа. То есть, есть чем завлечь гостей, чем заинтересовать, что им рассказать и показать. И пример для подражания есть – наши соседи: в КЧР умеют пропагандировать туризм, создавая в местах туристического паломничества все условия для того, чтобы людям захотелось снова туда вернуться. И Дагестан, где народные ремесла возведены чуть ли не в культ. У них даже министерство называется «туризма и художественных промыслов». А ведь наши умельцы ничуть не хуже! У нас даже больше направлений художественных промыслов, чем в Дагестане. Наши мастера прекрасно работают не только с металлом, но и с деревом, глиной, кожей, далеко за пределами республики известны наши арджены, кийизы, золотное шитье. А национальная одежда? Фащэ, черкески! Когда мы, наконец, закончим ремонт, в Центре откроем магазин национальной одежды «Черкеска». Человек любого возраста, пола и комплекции сможет там одеться в национальную одежду с ног до головы. Работать на этот магазин-ателье будет около десятка мастерских и мастеров: художники, модельеры, шорники, мастера по металлу, по меху, коже, войлоку, золотному шитью. Причем речь идет не только об индивидуальных заказах, но и о коллективных – в нашей республике около сотни хореографических коллективов – мы можем полностью их обшивать, снабжая сценическими костюмами. 
 Еще один зал Центра будет отдан под выставки-продажи, где будут представлены все направления художественного творчества, какие есть у нас. Экспозиции будут постоянно меняться, обновляться, чтобы как можно больше мастеров могли представить свои работы. Пока в Центре работают только несколько мастерских – по дереву, по ленточному плетению, по золотному шитью. 
 Обязательно продолжим выпуск буклетов по технологии изготовления разных изделий, обучению разным техникам. Это своеобразные мастер-классы в бумажном варианте – красочные, подробные, с расчетами, выкройками, чертежами. Сейчас у нас уже есть буклеты по технологии пошива черкески, золотному шитью, изготовлению ритуальной чаши, музыкальных инструментов, женской старинной черкесской обуви, адыгскому столику-треноге. В ближайших планах – буклеты по технологии изготовления мужского ремня, седла, кинжала.
 Еще одна задумка – детский творческий городок с музеем истории Атажукинского сада. В нашем парке ниже липовой аллеи есть здание постройки 1864 года – старая конюшня князя Атажукина. В том месте хорошо бы сделать музей, в котором можно узнать все о красивейшем месте столицы нашей республики. А рядом – небольшой городок для детского творчества: домики для обучения народным промыслам, навес, где можно было бы проводить мастер-классы, кафе, танцплощадка, специальная игровая площадка для малышей. Это ведь не особо затратно! Проект такого детского городка уже есть, он согласован с администрацией города и сейчас отправился в Москву – на конкурс в Федеральное агентство по туризму.
 Да, наш парк сам по себе прекрасен, но облагородить его, украсить, сделать более комфортным для посещения горожан не будет лишним. Скульптуры в парке не обновлялись с советских еще времен. Вообще такие «брендовые» скульптуры-памятники наш город могут только украсить. Я давно предлагаю несколько: памятник черкеске – уникальной одежде всех времен и адыгскому столику-треноге – в бронзе, для городского парка, памятник-скульптура адыгской лошади – у ипподрома и памятник-имитацию балкарскому кийизу – большой, примерно 20 на 8 метров, выложенный цветным камнем, на склоне горы по дороге в Приэльбрусье. Любая такая скульптура-памятник – не только и не столько «место для селфи», сколько повод рассказать гостю часть истории наших народов, познакомить с нашей культурой.
 Все мои идеи – воплощенные в жизнь и не воплощенные – имеют только одну цель – популяризацию культуры наших народов. Народные промыслы – их изучение, развитие – в этом плане очень действенный метод. К сожалению, мы стали забывать об этом или просто не хотим думать. Как и о том, что наши мастера должны передавать свои знания и умения молодежи, и ее – молодежь, надо мотивировать к изучению нашей истории, этнографии, ремесел. Увы, этого нет: набор на специальность «Декоративно-прикладное искусство» в КБГУ ведется лишь на коммерческой основе, не финансируется программа по поддержке субъектов малого предпринимательства в области народно-художественного творчества… Хотелось бы надеяться, что ситуация изменится. В нашем Центре, по крайней мере, мы делаем все для этого.

Гюльнара Урусова, фото автора.

Свежие номера газет Советская молодежь


13.09.2017
06.09.2017
30.08.2017
23.08.2017