«Поиск»: вакцина от амнезии

 В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» есть такие слова: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе, как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».
 И очень везет тем школам, в которых значительную помощь в осуществлении этой важной функции оказывают школьные музеи. Как повезло, к примеру, МОУ СОШ с. Аушигер, носящей имя Героев Советского Союза братьев Кардановых. Хотя везение в этом случае понятие условное, так как к рождению школьного музея «Поиск» в 1986 году, к созданию его по-настоящему богатого фонда приложило усилия не одно поколение педагогов и учащихся. 
 Не случайно преподаватель истории и руководитель музея Тамара Шхагапсоева, в разгар летних ремонтных работ не отказавшаяся провести для «СМ» подробную экскурсию (видеозапись на нашем канале в You Tube), знакомство с «Поиском» начинает со стенда, посвященного его основоположникам: Петру Кушхову, проработавшему директором школы свыше 30 лет, учительнице биологии Светлане Кардановой и их верным помощникам – преподавателю кабардинского языка Калашби Карданову, историку Хаджимухамеду Гутову и учителю изобразительного искусства Баби Бицуеву. 
 Стенд основателей встречает всех входящих в музей, который разделен на две части. Первую из них – секцию военно-патриотического воспитания открывает стенд «Вспомним их поименно», сразу берущий за душу. В первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года из с. Аушигер на фронт ушли 522 человека, из которых 224 не вернулись домой. И вот на этом стенде указан их поименный список – аушигерцев, отдавших жизнь за Родину…
 Здесь же хранятся письма, сочинения, доклады их потомков – каждый аушигерский школьник делится историей жизни своего деда, прадеда, описывая то, как в его семье хранится память о фронтовиках и отмечается 9 мая. И с каждым годом этот архив пополняется и будет пополняться и впредь, осуществляя взаимосвязь поколений, способствуя сохранению генетической памяти. 
 Так как музей «Поиск» принадлежит школе, носящей имя Героев Советского Союза братьев Кардановых, неудивительно, что экспозиция, посвященная им, занимает центральное место в первой секции. И не в обиду Государственному Национальному музею республики будет сказано, материалов здесь, кажется, намного больше. Особенно посвященных младшему брату – танкисту Кабарду Карданову, погибшему в 1944 году при освобождении Украины от немецко-фашистских оккупантов.  
 Тамара Хасановна с гордостью показывает обширный стенд, рассказывающий о памятнике Кабарду и его товарищам и установленный в городе Чорткове. Кстати, в день открытия памятника в 1991 году среди делегатов от Кабардино-Балкарии был и сам Кубати Карданов. Шхагапсоева подчеркивает, что памятник, сохранившийся и поныне, был воздвигнут во многом благодаря его усилиям. Делегацию от нашей республики в далеком 1991-м чортковцы встречали хлебом-солью. Два красавца-каравая, привезенные аушигерцами с Украины, хранятся на видном месте в школьном музее, вызывая искреннее недоумение, как больше чем за четверть века им удалось сохранить такой свежий и красивый вид. 
 Помимо большого количества материалов, посвященных Чорткову, в «Поиске» очень много экспонатов, связанных с сослуживцами Кабарда Карданова по 1-й танковой бригаде, освобождавшей далекий город в Тернопольской области. И для автора этих строк стало настоящим открытием, что Кубати Локманович дружил с однополчанами брата на протяжении всей жизни! 
 Конечно, особый интерес у юных посетителей «Поиска», приходящих сюда впервые, вызывает стенд с личными вещами Кубати Карданова (кителем, сапогами, мундиром, фуражкой, пальто; с изготовлением знаков отличия большую помощь оказал односельчанин Асланби Шхагапсоев), переданными им самим в музей. Дети  с интересом смотрят на эти экспонаты и вещи других ветеранов села (Шхагапсоева, Кушхова, Бадзева и других). Особое чувство вызывают подлинные фронтовые письма-треугольнички и скорбные извещения о смерти… В «Поиске» действительно никто не забыт и ничто не забыто, еще одним свидетельством чего является экспозиция, посвященная памяти защищавших Аушигер украинцах Ф.А Голубце и Я.Ф. Канищуке.
 Но было бы заблуждением утверждать, что аушигерские школьники способствуют развитию своего музея исключительно исследовательской работой. Нет, ученики разных лет занимаются и «полевой» работой: фрагменты бомбы, гильзы, солдатская лопатка и др. были найдены у подножия горы Аушигер во время раскопок. А вот каска к Великой Отечественной войне отношения не имеет: ребята нашли ее вместе со своей учительницей в 2005 году в Нальчике на берегу реки, когда после трагических событий 13-14 октября приехали «проведать» столицу республики.
 Представлены в секции военно-патриотического воспитания истории аушигерцев-целинников, кубки, призы (в том числе и капсула с землей Подмосковья), и дипломы школьных команд с военно-спортивных слетов, конкурсов и соревнований всероссийского уровня, фотографии с памятных экскурсий и фотосвидетельства, запечатлевшие жизнь села и его единственной школы. А еще Тамара Хасановна особенно гордится тем, что в музее собран богатейший газетный архив, в котором собрано все, что когда-либо публиковалось об Аушигере или аушигерцах!  
 Но если кому-то из наших читателей доведется посетить «Поиск», то особое внимание мы ему порекомендуем уделить высокому панно, изображающему солдата у костра в березовой роще. Дело в том, что учащиеся «нарисовали» его сами с помощью гречки, риса и семян! 
 И все же, как ни впечатляюще выглядит военно-патриотическая секция музея, его вторая секция – этнографическая по-настоящему поражает. Представленным здесь артефактам действительно может позавидовать не одно государственное или частное собрание. Причем все экспонаты собраны школьниками разных лет самостоятельно или переданы в дар музею односельчанами и находятся в прекрасном состоянии.  
 Каменная, глиняная, деревянная посуда и бытовая утварь, оценить которую приглашались специалисты из краеведческого музея, датируются вторым тысячелетием до нашей эры! А уж возраст окаменевших представителей палеофауны (аммонитов или наутилидов), найденных детьми в устье реки Черек, и вовсе исчисляется миллионами лет! 
 Но, конечно, большую часть этнографической секции составляют экспонаты более близкие к нам по временной шкале, глядя на которые не просто представляешь жизнь и быт наших предков, но неким образом переносишься на их место. Деревянные ложки, посуда из цельного дерева, давилка для чеснока, сплетенная из ветвей корзинка, использовавшаяся тогда в качестве и сумки, и клатча, сосуды из сушеной тыквы (кстати, кувшин из тыквы Тамара Хасановна умеет делать и сама) – глаза просто разбегаются! 
 Прялки, чесалки и другие приспособления для обработки шерсти, старинные паровые утюги и еще более старые кувшины-кумганы сразу нескольких моделей (дагестанский, осетинский, кабардинский), медные тазы, как предмет обязательной гигиены непременно находившиеся в каждой комнате дома, пузатые самовары, керамическая посуда, маслобойка – воодушевление проснется даже у человека, спокойно относящегося к истории. Восхищает определенное изящество металлических изделий довольно серьезного предназначения – весов, очажной цепи, орудия для обработки шкур, щипцов и даже крюка для подвешивания мяса! 
«А вот самая большая ценность, - говорит Тамара Хасановна и с гордостью указывает на знакомую уже только представителям старших поколений просорушилку – ужъгъэ. – Во-первых, она действующая, во-вторых, сделана из куска цельного дуба. А в-третьих, ей 170 лет!».
 Вообще удивительно, как у человека, много лет не просто находящегося среди этих экспонатов, а активно работающего с ними, так много искреннего восхищения и любви к каждому из них. После ее довольно частых слов «Обратите внимание!», следуют настоящие зарисовки «дел давно минувших дней». Емко и детально она описывает, как обрабатывали зерно, вешали казан, пользовались бурдюком-фэнд, принимали гостей: «у наших предков в доме было очень опрятно, все было развешано по стенам, поднято очень высоко, так что было чисто и просторно. А когда приходил гость, каждому индивидуально ставили трехногий круглый столик – Iэнэ с угощением».  
 Но Шхагапсоева не только настоящий историк, еще она обладает и душой художника, нашедшей свое выражение сразу по нескольким направлениям этнографической секции возглавляемого ею музея. В отделе, посвященном истории костюма, мой гид с увлечением показывает бурки, башлыки, платья, шали, повествуя об их истории, о том, кому они принадлежали, как попали в музей. С удовольствием демонстрирует  вышивки жительниц села, рисунки и рефераты детей по истории костюма и традиционной национальной моде кабардинцев. Рассказывает о том, как удалось сберечь сценические наряды сельского ансамбля национального танца, лежавшие в забвении с 1965 года, объясняет, что лежит в «бабушкином сундуке», находящемся справа от удивительного макета старинного кабардинского подворья – очень объемного и очень подробного. Тамара Хасановна и ее ученики в работе над ним особое внимание уделяют достоверности, в точности соблюдая все детали. И хотя работы ведутся чуть ли не на микроуровне, этот принцип соблюдается: если заглянуть в окошко «кукольного домика», то обстановка готовых комнат выполнена точь-в-точь с тем, как она выглядела в старину у кабардинцев.
 Шхагапсоева не скрывает, что ее ругают за то, что в музее «Поиск» посетителям, то есть учащимся школы, разрешают трогать экспонаты руками. Как не скрывает и того, что не собирается это запрещать, ведь по ее мнению, школьный музей – это не только и не столько музей, сколько центр родной истории и культуры, в котором можно и потрогать, и подержать в руках вещи, чтобы почувствовать исходящую от них энергетику, ощутить взаимосвязь поколений. 
 Конечно, хочется, чтобы богатейшая экспозиция располагалась в больших просторных помещениях, чтобы экспонаты хранились в специально оборудованных шкафах и витринах. Увы, этого пока нет, зато есть нечто другое. Великий ученый – академик Дмитрий Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране».
 Благодаря сельской школе и школьному музею «Поиск» молодому поколению аушигерцев вирус равнодушия, бессердечия и исторической амнезии не грозит.

Наталия Печонова. Фото, видео на Instagram и в You Tube автора.

Свежие номера газет Советская молодежь


06.12.2017
29.11.2017
22.11.2017
15.11.2017