27 октября, 2022 - 15:32
Можно гарантированно поспорить, что одной из самых популярных пьес для постановок в России является бессмертная комедия Гоголя «Ревизор». Эпитет «бессмертная», почти два столетия по праву носимый пьесой, прикрепился к ней, потому что проблемы, раскрываемые в произведении, никогда не потеряют своей актуальности и найдут отклик в сердцах читателей/зрителей во все времена.
И режиссерам-постановщикам остается только выбрать способ представить свое собственное видение раскрытия этих проблем.
В Нальчике свое видение гоголевского шедевра с помощью московской художницы Марии Рогожиной представил еще один московский гость – актер Театра Сатиры и целого ряда отечественных сериалов Родион Вьюшкин, впечатление от режиссерской работы которого лично для меня неоднозначно, так как в спектакле был ряд не вызывающих принятия моментов.
Например, озадачивает выбор главной музыкальной темы постановки, павший на композицию «Life is a miracle»/ «Жизнь – это чудо» Эмира Кустурицы и The NoSmoking Orchestra из одноименного фильма сербского кинорежиссера и музыканта (хотя одной из моих коллег, напротив, этот выбор определенно пришелся по душе).
Чем обосновано периодическое использование стоек и выпадов псевдокарате тоже осталось загадкой, так же как и сцена с унтер-офицершей. Что ж, жанр гротеска вполне допускает как применение неожиданных форм и методов, так и разнородность их восприятия.
Но в чем бесспорно сильная сторона постановки Вьюшкина и в чем единодушны абсолютно все зрители, так это актерские работы.
Традиционно считается, что главные звезды «Ревизора» это Хлестаков и Городничий – две стороны одной медали, зеркально отраженные близнецы, противостояние которых переплетено с их тождеством.
И в постановке КГДТ, безусловно, в противостоянии Городничего (неожиданная роль Каншоуби Хашева/ второй исполнитель Вадик Мисостов) и Хлестакова (вполне очевидный выбор на эту роль Имрана «Коки» Бляшева) данный аспект присутствует.
И все же этот классический тандем затмевают другие – те, кого привычно называют второстепенными героями: великолепный Ляпкин-Тяпкин от Ахмеда Хамурзова, загадочный в своей кротости Хлопов Заура Карданова, Земляника неузнаваемого Владимира Тимижева, очаровательные Добчинский и Бобчинский в исполнении Астемира Семенова и Жамболата Бетуганова.
Прелестны и убедительны Анна Андреевна (Фатима Чехмахова) и Марья Антоновна (Марьяна Кулова).
Но самым главным героем, настоящей звездой и жемчужиной постановки является Осип в исполнении блистательного Хасанби Бидова – вот кто «украл все шоу», вот кому приковано всеобщее внимание, вот чьего появления все ждали с предвкушением! Это нечто больше, чем слуга классической комедии – Осип Бидова воплощает самого зрителя и делает это легко, естественно и органично.
Но чтобы согласиться со всеми этими утверждениями, либо, напротив, категорически не согласиться, стоит сходить в театр самим.