12 ноября, 2022 - 11:15
Осенью этого года в стране прошли четыре всероссийских конкурса профессионального мастерства для педагогов. Во всех них приняли участие и педагоги нашей республики. Причем небезуспешно – среди них есть финалисты, лауреаты, победители в разных номинациях.
Мы продолжаем знакомить наших читателей с участниками всероссийских конкурсов педагогического мастерства, представлявших нашу республику в разных городах России, где проходили финалы. Сегодня о себе, о профессии и о конкурсе рассказывает победитель регионального этапа и финалист всероссийского конкурса педагогов дошкольного образования «Воспитатель года России – 2022» Карина Шомахова – логопед МКОУ «Прогимназия» с. Атажукино Баксанского района.
Из четырех финалистов всероссийских конкурсов педагогического мастерства Карина Шомахова – самая младшая, ей всего 24, из которых 4 она работает в детском саду. Самый юный возраст и самый небольшой педагогический стаж.
- Страшно, наверное, было, - интересуюсь, - там же все конкурсантки – и на региональном, и на всероссийском – были старше и опытнее?
- Но зато как это было интересно! – у нее на лице искренний восторг. – Мне все очень понравилось!
Еще, конечно, я спрашиваю, почему она выбрала именно эту профессию – логопед: ведь вряд ли в маленьком селе Атажукино, где Карина родилась и выросла, она могла часто с ней сталкиваться и много о ней знать.
- К окончанию школы я об этой профессии уже много знала, - возражает она. – Потому что целенаправленно готовилась поступать именно на эту специальность. И нашла ближайший вуз, где можно было ее получить – Северо-Осетинский педагогический институт.
Мне было лет 12, когда я узнала о существовании такой профессии. Когда я отдыхала в детском санатории «Радуга», познакомилась с мальчиком, который плохо говорил и очень этого стеснялся. Дети смеялись над его дефектом речи, и из-за этого он еще больше закрывался, не хотел общаться ни с кем. Мне было очень его жалко, но я понимала, что ничем не могу помочь. Однажды услышала, как его жалеют воспитатели, они говорили, что ему бы «логопеда хорошего, который сможет помочь». Я тогда еще не знала, кто это такой – логопед, но решила, что обязательно узнаю и стану этим самым логопедом, чтобы помогать детям с подобными проблемами. К выпускному классу я уже немало знала об этой специальности, так что в педагогический на специальность «дефектология» поступала совершенно осознанно.
В том, что я правильно выбрала профессию, убедилась на первой же практике. Я проходила ее в детском саду Владикавказа, под руководством Сталины Денисенко – очень известного детского дефектолога с почти полувековым стажем работы. К ней привозили детей со всей России и даже из дальнего зарубежья. С ней так интересно было работать, она нам так много дала! Тогда я впервые поняла, какое это счастье – видеть пусть совсем маленькие, но все же результаты своего труда, наблюдая, как малыши учатся правильно говорить, как учатся вести себя в социуме, общаться. В этом детском саду были малыши не только с дефектами речи, но и с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, болезнью Дауна. Возможно, это повлияло и на мой выбор при поступлении в магистратуру. Там я уже изучала психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в специальном инклюзивном образовании. После ее окончания я вернулась работать в родное село, в тот детский сад, куда сама когда-то ходила.
Логопед – очень востребованная профессия сегодня, и не важно в городе или в селе – везде. Знаете, с какой проблемой нередко сейчас сталкиваются семьи, в которых есть маленькие дети? Дети ленятся говорить! Да, именно ленятся. Занятые родители, чтобы отвлечь, успокоить ребенка, просто включают ему мультфильмы на каком-нибудь гаджете. Очень быстро ребенок привыкает к этому: гаджет развлекает и не требует чему-то учиться, то есть можно пассивно получать информацию и не прикладывать усилий к тому, чтобы ее транслировать. Мало живого общения – соответственно мало языковой практики. Так что логопеду всегда работа найдется.
Проблемы в работе? Недопонимание родителей чаще всего. Не все понимают, что, если у ребенка какие-то дефекты речи, то, скорее всего, работа предстоит долгая и кропотливая, и двух-трех занятий совсем недостаточно. Иногда для того, чтобы увидеть хоть немно-го заметные результаты, нужно полгода и больше, а родителям хочется сразу.
Или вот эта надежда родителей на то, что «все само с возрастом пройдет». Ребенок шепелявит, к примеру, или не выговаривает некоторые буквы. Я настаиваю на занятиях, а мне в ответ: «Да это просто оттого, что он маленький еще, подрастет – нормально будет говорить». Это, так сказать, минусы профессии. Но есть и плюсы! Я захожу в группу детсада, чтобы забрать малышей на свои занятия, и вижу, как загораются их глаза, с какой радостью они встречают меня и с каким удовольствием бегут на наши занятия. Их эмоции – это большой плюс и еще, конечно, результаты занятий.
Мне было интересно попробовать свои силы в конкурсе и, что особенно важно, хотелось набраться опыта, я ведь понимала, что в региональном этапе, а тем более в финале, будут выступать лучшие педагоги, имеющие опыт, свои наработки и методики. В региональном этапе совсем не обязательно было смотреть все выступления конкурсантов, но я ежедневно приезжала в Нальчик, чтобы смотреть выступления – мне все было интересно, все полезно. Жаль, конечно, что так нельзя было в финале. Там были очень жесткие правила и требования. К примеру, после того, как один участник закончил свое выступление и убрал реквизит, тебе дается 20 минут, чтобы подготовить это помещение к твоему выступлению, причем тебе никто не имеет право помочь в этом – только сам!
Да, в финале, повторюсь, были довольно-таки жесткие требования и правила. Ну, вот, например, у нас было два конкурса – «Моя педагогическая находка» и «Педагогическое мероприятие с детьми». Нельзя было присутствовать, нельзя было снимать видео и фото – все выступления считаются «авторскими» и попадают под «защиту авторских прав». Очень строгий регламент. Тебе, к примеру, дается 20 минут на мероприятие – будь добр уложиться минута в минуту. Не уложился? Можешь продолжать свое вступление и дальше, но уже в пустом зале: через отведенные на выступление 20 минут жюри в полном составе встанет и уйдет. Но как только закончены все задания очередного испытания, жюри из строгих, почти суровых экспертов превращаются в доброжелательных, участливых наставников, готовых обсудить с тобой твои промахи, дать совет, подсказать, успокоить. Из Ярославля, где проходил финал, я привезла немало дельных советов от них.
С испытанием «Моя педагогическая находка», мне кажется, я неплохо справилась, по крайней мере, от некоторых членов жюри потом получила одобрение. Я рассказала о нашем «Острове» в прогимназии. Это специально оборудованный кабинет для моих занятий с детьми. Благодаря программе «Успех каждого ребенка» в нашей прогимназии появилась интерактивная песочница – это целый комплекс для реализации современных методов песочной терапии, направленный на физическое и умственное развитие детей. Комплекс имеет множество интересных программ, по которым мы занимаемся с малышами.
Испытание «Педагогическое мероприятие с детьми» было для меня посложнее, в первую очередь потому, что рассчитано оно все-таки больше на воспитателей, чем на логопедов. Мои коллеги-логопеды, к слову, принимали участие в финале, но нас было всего 8 из 83 участников. Семь тем, по которым нам предстояло проводить это мероприятие, нам дали еще в конце июня, и два с половиной месяца мы их готовили. Мы – это команда педагогов-единомышленников. В первую очередь, конечно, мои коллеги из прогимназии, которые поддерживали меня на всех этапах конкурса, которые готовы были не спать ночами, помогая мне разрабатывать и репетировать выступления. Большую поддержку оказал Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и вообще наше министерство просвещения – подготовку педагогов к конкурсам профессионального мастерства курировал министр просвещения Анзор Езаов.
Мы готовили мероприятие с детьми по всем семи темам, но по правилам конкурса ту, по которой нам надо выступить перед жюри, каждому из нас сообщили за сутки перед выступлением. У меня была тема «Мы – исследователи». Согласитесь, это больше для воспитателей, чем для логопедов. Однако я смогла, как мне кажется, интегрировать элементы своих логопедических занятий в педагогическое мероприятие. По крайней мере, было видно, что детям очень интересно – столько любознательности, вопросов, восхищения было.
Безусловно, подобные конкурсы приносят немалую пользу и дают богатый опыт. В чате, который мы организовали с участниками конкурса и некоторыми членами жюри, мы до сих пор делимся интересными новостями из области педагогики, своими наработками, советами. Единогласно решили после окончания конкурса чат не удалять – все, чем мы можем поделиться, будет полезно. Но мне этого мало, хочется новых знаний, общения с коллегами, обмена опытом.
Знаю, что педагоги нашей республики, которые в разные годы участвовали в конкурсе «Учитель года», создали свой клуб, где общаются, проводят мастер-классы, вот бы и нам – работникам дошкольного образования – такой клуб! А если бы еще подобный клуб логопедов создать…