Неделя: даты, события, люди

 В арт-центре Мадины Саральп состоялся вечер памяти, посвященный 70-летию со дня рождения режиссера и актера Мухамеда Кубатиева, ушедшего из жизни в декабре 2015-го. Родные, друзья, ученики и коллеги Мухамеда Барасбиевича вспоминали, каким он был человеком, педагогом и наставником, профессионалом и другом.
 Это была встреча без сценария и определенного формата, программы и «списка выступающих». Народные и заслуженные артисты, режиссеры, балетмейстеры и музыканты – в этот вечер все были просто друзьями и соратниками Кубатиева, просто вспоминали о нем – каким чистым и честным он был человеком, как вкладывал душу в работу, сколь много еще он мог бы придумать, сделать, сотворить, сложись что-то по-другому, будь его время и его судьба чуть благосклоннее, чуть добрее. 
 Кубатиев был из тех, кто очень рано увидел свое предназначение и сделал свой жизненный выбор. Он с детства участвовал в народном театре Баксанского Дома культуры, куда приезжал из родного Исламея. Окончил режиссерское отделение Московского государственного института культуры, куда поступил со второй попытки. После института вернулся в Нальчик, около десяти лет проработал в театральном отделе обкома профсоюзов, в ведении которого были самодеятельные театральные коллективы. Параллельно вел театральную студию «Караба» («Одуванчики») при факультете общественных профессий КБГУ. Из этой студии вышли многие известные в республике люди – Ахмат Кудаев, Анзор Егожев, Мухадин Нагоев, Альберт Саральп, другие. 
 Следующее десятилетие он проработал в Государственном ансамбле танца и песни «Кабардинка», где занимался режиссурой хореографических и вокальных номеров; составил новую программу вместе с Ауладином Думанишевым, который тогда руководил ансамблем. 
Огромную часть души, сил, способностей и знаний Мухамед отдал хореографическому классу, открытому в нальчикской школе №31, при поддержке директора школы Анзора Егожева. Около двадцати мальчиков и девочек прошли вместе с общеобразовательным курсом специальную программу, рассчитанную на семь лет. Расписанная буквально по дням, она включала не только обучение танцу, но была направлена на воспитание многогранной, культурной, развитой во всех отношениях личности. Вспоминали, как однажды застали его дома шьющим детям обувь для танцев. На вопрос, зачем он это делает – есть ведь для этого специалисты, – ответил, что они не сошьют так, как он…
 Практически всегда творческая жизнь Кубатиева была связана с Кабардинским театром – он играл, переводил и писал пьесы, ставил спектакли, а в последние годы театр стал его постоянным местом работы. Актриса Жанна Тхашугоева рассказывала, как играла в 90-х в спектакле под его руководством: «Время для культуры было очень тяжелое. В спектакле была сцена, где все герои сидят за столом. Мухамед не ставил бутафорскую еду – за свои деньги покупал курицу, овощи, хлеб… Мы смеялись: благодаря Кубатиеву хотя бы на спектаклях вдоволь едим».
 Поставленные им в разное время и на разных сценах спектакли получили известность, обсуждались зрителями и коллегами: «Утренняя жертва», «Одинокий журавль», «Семья Наго», «Муж моей жены»… И, конечно, «Дорогая Елена Сергеевна», ставшая настоящей бомбой – пьеса была поставлена в студенческом театре «Караба» задолго до того, как был снят фильм Эльдара Рязанова, когда страна была на пороге перемен, но еще молчала…
 Вспоминали, как любили ходить к нему «на кофе»: кофе означал предлог для встречи, для общения. Как он мог не отвечать на звонки, не открывать дверь, если был занят работой или за что-то был сердит на них. Как легко мог вспылить, обидеться, нелицеприятно высказаться – и так же легко отойти от обиды, обернуть все шуткой. 
 Однажды в интервью Кубатиев сказал, что, если бы не театр, возможно, мог бы стать поваром – он любил готовить, угощать. Но при этом подчеркивал: «Театр – моя любовь на всю жизнь».

Марина Карданова. Фото из архива Анзора Егожева.

Свежие номера газет Советская молодежь


14.02.2018
07.02.2018
31.01.2018
24.01.2018