Три «К» Амины Темтировой

 История промышленных революций и отдельных изобретений зачастую бывает не менее важна и интересна, чем история социальных революций и политических изменений. Взять хотя бы знаменитую швейную машинку Зингер, ставшую первым бытовым прибором, допускавшим ремонт в домашних условиях. 
 На российский рынок компания Исаака Зингера вышла еще в 1860-е годы. А в 1902 году в Подольске заработал завод, выпускавший машины, которые расходились широко как по России, так и по всему миру. Да и у нас, в Кабардино-Балкарии, они пользовались огромной популярностью. Наши старшие помнят или слышали о том, какой ценностью считались «Зингеры», а потом «Подольски»: их счастливые обладатели автоматически считались успешными людьми, а девушки, у которых они составляли главную часть приданого, – богатыми невестами. Даже со временем харизматическая аура этих артефактов материальной культуры не утратила своей силы, обладая магической способностью влиять на судьбы представителей молодых поколений. Как это произошло с популярным нальчикским модельером-дизайнером Аминой Темтировой. 
 «Эта швейная машинка досталась мне от мамы, - с любовью и трепетом говорит она об одном из самых старых экспонатов своей мини-коллекции, - а маме от бабушки, привившей мне любовь к шитью и вообще к тому, чтобы творить что-то своими руками. Ей намного больше ста лет, но точный возраст этой машинки никто и не знает. Благодаря заботе моей бабушки, она и сейчас в неплохом состоянии. Бабушка Люба (Амсиям) Шарибова была большой рукодельницей, шила и себе, и детям, хотя в то время все, конечно, шили. Но она была действительно мастерицей на все руки, обладавшей тонким вкусом. И когда я начала ходить во Дворец пионеров, ей это очень нравилось, поэтому сначала она отдала мне свою ручную машинку, потом ножную, а потом и вовсе новую купила, стараясь всячески поддержать интерес к этому делу». 
 Занятия во Дворце пионеров, о которых говорит Амина, проходили в кружке «Моделирование одежды». Каждое новое поколение его учащихся вот уже много лет изучает декоративное оформление изделия, техники шитья, материаловедение, историю костюма, цветоведение и многое другое. Руководила кружком, как и сейчас, «замечательная преподавательница» Эльмира Равильевна Унажукова, которой ее ученица безмерно благодарна. За терпение, проявленное наставницей к девочке, желавшей шить и творить не по стандартным требованиям, а исключительно по своим правилам, за педагогическую мудрость и, конечно, за полученные знания.
 Благодаря им уже в пятом классе девочка, успешно развивавшая свой вкус и талант, научившаяся выбирать фасоны, ткани и аксессуары, постигавшая все тонкости ручных и машинных швов, с легкостью и увлечением шила не только платья для родных, но и классические костюмы для мамы-юриста. Но после окончания одиннадцатого социально-гуманитарного класса МОУ лицея №2 г. Нальчика, зная, что высших учебных заведений по профилю «дизайн» в республике тогда не было, вместе со старшей (на 11 месяцев) сестрой Фатимой она с легкостью поступила на отделение сервиса и туризма КБГУ. Факультет, кстати, для сестер выбрала мама, и со старшей дочерью, безусловно нашедшей в туризме свое истинное призвание, она не ошиблась. 
 Но с Аминой случай был другой. Успешно отучившись, получив диплом и поработав по специальности полгода, своей работой она очарована не была. Правда, когда старшая сестра открыла собственное агентство в Москве, Амина возглавила его нальчикский филиал. И трудилась на протяжении нескольких лет весьма успешно и плодотворно, ощущая себя достаточно комфортно, но относилась к туризму просто как к работе, а не к делу всей своей жизни. Несмотря на то, что шитьем после школы она не занималась вообще, никогда не прекращала мечтать о том, что когда-нибудь у нее будет собственное ателье.
 И только после замужества и рождения дочери Лии эта мечта приобрела, наконец, свое воплощение. Хотя и не сразу, так как погруженная целиком и полностью в нелегкий, но такой счастливый труд мамы, который ей очень нравился, она вначале ограничивалась перечитыванием специальной литературы. Потом, посоветовавшись с Эльмирой Равильевной, снова стала посещать кружок моделирования, ничуть не смущаясь, что занимается вместе со школьницами. И все это ей было в радость: «Не зря говорят, что материнство меняет все в жизни женщины. Оно дает какую-то уверенность, зрелость и очень сильно укрепляет созидательное начало». 
 В один прекрасный день весной 2015 года, когда Лии исполнилось девять месяцев, взяв все свои личные сбережения, она, что называется, с нуля, закупила оборудование и материалы, самостоятельно выполнила лекала первых моделей и «потихоньку начала что-то делать». 
 Эвфемизм «что-то» Амина Темтирова употребляет по отношению к своей первой авторской коллекции «Порхай!», показанной 1 сентября 2016 года на гранд-дефиле городского фестиваля моды «Подиум Нальчик», приуроченного к 95-й годовщине Дня государственности КБР и 292-й годовщине столицы республики. 
 На гигантском подиуме, расположенном на открывавшейся в тот день обновленной улице Кабардинской, были продемонстрированы свадебные, сценические, вечерние и коктейльные произведения haute-couture дизайнеров Нальчика и Москвы. И дебютная коллекция Atelier Temtirova, состоявшая из шестнадцати разных изделий, не то что не терялась, а выглядела впечатляюще и на их фоне. Во многом это было благодаря «фирменной фишке» дизайнера Темтировой – платью на запахе в разных вариациях, с разных сторон. 
 Автором данной модели считается знаменитый американский дизайнер Диана фон Фюрстенберг. «Почти домашнее платье» от Фюрстенберг, запахнутое спереди как халат и завязывающееся на пояс, в 1973 году произвело самый настоящий фурор. И сразу же вошло в число самых популярных моделей в мире, символизируя в ту эпоху царствования брюк истинную победу женственности и грациозности. А эти два понятия и в творчестве Темтировой являются краеугольными, что с самого начала деятельности начинающего модельера задало довольно высокую планку. 
 Как и положено заведению высшего класса, развивающему собственный бренд и авторитет, выполняющему работу любой сложности и дизайна, ательер Темтирова создает изделия, отличающиеся новизной ассортимента, сложностью обработки, оригинальностью модели и особой отделкой, руководствуясь собственным видением процесса: «Заказы принимаю очень и очень редко, только когда действительно невозможно отказать. Мне интересно не слепо фиксировать все указания заказчика, а предложить человеку какую-то новую вещь, которой нет и не было в его гардеробе, а благодаря нам он ее откроет и преобразится! Но даже если и соглашаюсь на заказ, то работаю исключительно с собственными тканями. Основной принцип нашей работы таков: есть весь размерный ряд полностью того или иного разработанного изделия, которое мы можем «подогнать» под клиента, или дополнить небольшими штрихами, но не больше».
 И принцип авторского видения не подвел девушку с самого начала. Разрабатываемые ею платья на запахе, еще до завершения коллекции «Порхай!» стали пользоваться необыкновенным успехом у покупателей, узнававших о них по «сарафанному радио» и приходивших их покупать, едва ателье открылось. 
 И этот спрос объясним: платья с диагональным, вертикальным, частичным, имитационным, потайным или независимым запахом великолепно смотрятся и ничем не стесняют своих обладательниц, которые могут быть разного роста, возраста или комплекции, но выглядят в них одинаково прекрасно. Стоит посмотреть на популярных свадебных регистраторов Илону Жилову и Заиру Бетуганову в нарядах от Темтировой. Или на саму Амину, которую часто можно увидеть в собственных изделиях, превосходно подчеркивающих и ее красоту, и стиль (правда, лично мне ничуть не меньше понравились и ее вещи из полуспортивной коллекции «Ретромобили»). Кстати, и в элегантном ношении своих изделий девушка напоминает своего самого любимого модельера Коко Шанель, которую, безусловно, можно назвать ее духовным наставником.  
Вообще секрет успеха молодого создателя юного, но успешного стартапа, запущенного без грантов и инвесторов, исключительно на собственные сбережения Амины, опиравшейся только на поддержку семьи, наверное, состоит в том, что, придумывая каждый новый образ, она неизменно соблюдает свое кредо: красота, качество, комфорт, ни на минуту не забывая об этих трех «к». 
 Только натуральные ткани (причем итальянского производства), только удобство, только женственность – отойти от этого дизайнера не заставит ничто. А вот фантазия буйствует без ограничений: в ее коллекциях разных сезонов можно увидеть как спортивные костюмы из джерси с экстравагантными принтами, так и строгие брючные комплекты из плотного шелка или шерсти, платья, юбки, брюки, блузы и свитшоты самых разнообразных фасонов, а также верхнюю одежду нестандартного кроя и расцветки и трансформерные модели. То есть все, кроме скучного и не радующего глаз! 
 Но при стандартном вопросе об источниках вдохновения она дает неожиданный ответ: «Увы, здесь нет никакой романтики. К сожалению, меня вдохновляет не уличная мода, так как в наше время в городах, и Нальчик не исключение, безраздельную власть захватил тренд. Вообще, просто удивительно, что единицы хотят быть индивидуальными, выделяться из толпы, иметь свой неповторимый стиль. А вот в тренде хотят быть все. 
 Не радует и то, что за последние годы предлагалось на мировых подиумах, хотя не могу не поделиться осторожной радостью, что последние летне-осенние коллекции в Париже меня приятно удивили: наконец-то я увидела женственность и красоту! Очень надеюсь, что они возвратились надолго! Но, честно говоря, обычно я стараюсь вообще не смотреть показы других дизайнеров, чтобы в своей работе не допустить неосознанного плагиата. Так что, ответ таков: я вынуждена подстраиваться под доступные мне ткани. Точнее так: когда я вижу определенную ткань, только тогда у меня рождается определенная идея.
 Конечно, я рисую эскизы, так как у меня рождаются не цельные образы, а приходят разнообразные мысли, которые необходимо собрать воедино. Но мне это очень нравится: я кайфую от всего рабочего процесса!» 
Активно утверждаясь в местной fashion-индустрии практически на всех модных показах Кабардино-Балкарии, и не менее активно в культурной жизни республики, ателье Амины также принимает участие во множестве благотворительных проектов по сбору средств на лечение больных детей. 
 Профессиональное развитие также не остается в стороне: с прошлого года бренд Temtirova стал производить и одежду для девочек. А одним из намеченных на ближайшее будущее планов модельера, основную часть клиентов которой составляют жители Москвы и Нальчика (хотя есть даже покупательница из Швейцарии), значится выход на уровень массового потребителя. Категорически не принимая концепции mass market по снижению качества, в выходе на широкое производство Амина Темтирова, в первую очередь, видит для себя шанс новых творческих открытий, а для потребителей – возможность более близкого знакомства с ее работами, которые, без преувеличения, станут доступными для всех. 

Наталия Печонова. Фото из личного архива.

Свежие номера газет Советская молодежь


14.02.2018
07.02.2018
31.01.2018
24.01.2018