«Медведь» и другие

 7 февраля Султан Теуважев сделал очередной, воистину царский подарок театралам республики, представив на сцене Русского государственного драматического театра им. Горького свою очередную постановку «Медведь. Ах, уж эти женщины!..» по произведениям Антона Павловича Чехова «Ведьма», «Медведь» «Размазня», «Ушла», «Загадочная натура». 
 Подарком судьбы эту постановку, которую легко и органично можно поделить на части, каждая из которых способна выступить в роли отдельного мини-спектакля, могут считать и актеры, получившие шанс сыграть в вечно актуальной классике. Причем роли первого плана, ибо таковыми можно счесть их все. 
 И этот шанс артисты не упустили. Безукоризненно точна, например, была Елена Жакамухова в образе Раисы Ниловны. Даже не зная заранее, что она играет дьячиху в «Ведьме», можно было догадаться, что речь идет именно об этом произведении, настолько полно с первых секунд появления на сцене она соответствовала описанию своей героини: «Ни желаний, ни грусти, ни радости – ничего не выражало ее красивое лицо с вздернутым носом и ямками на щеках. Так ничего не выражает красивый фонтан, когда он не бьет». 
 Алим Кунижев, в творческом багаже которого имеется немало отрицательных персонажей, в том числе и взяточников всех мастей, на этот раз воплотил мздоимца из чеховского рассказа «Ушла», который самым парадоксальным образом… вызывает симпатию. Своей самокритичностью, иронией, отрицанием лицемерия и безграничным обаянием. 
 Настоящий сюрприз преподнес зрителям, не читавшим рассказ «Размазня», Олег Гусейнов. Точнее, он провел их, заставив сперва поверить, что они имеют дело с законченным негодяем, не стесняющимся обирать слабых мира сего. Но потом оказалось, что он совершенно другой человек.
Как всегда достоверна была Элла Мамаладзе, воплотившая хорошенькую дамочку из «Загадочной натуры» и сумевшая придать этому легкомысленному образу грани, выводящие ее за рамки шаблонной кокетки. 
Настоящим открытием и открытием приятным стал дебют молодого артиста Расула Кодзова, в этот вечер бесспорно ставшего любимцем публики. И заслужил он это по праву, сперва сыграв своеобразный мужской эталон в роли почтмейстера в «Ведьме», а затем – недалекого франта-писаку и по совместительству чиновника особых поручений.
 Внимания заслуживают и актерские работы Татьяны Карнауховой, Ирины Кузнецовой, Светланы Свидиной и Радиона Карданова. Но все же бесспорным центром новой работы Теуважева и фаворитом предпочтения публики стал «Медведь», безусловно сумевший перенести зрителя в другую действительность. 
 Шутка-комедия в одном действии с момента своего создания в 1888 году часто позиционируется многими как водевиль. Не отрицая безусловного комического эффекта «Медведя», лично я, тем не менее, всегда считала его одним из первых феминистских произведений и пьесой о любви. Противоречие? Ничуть. Правда, не каждая актриса сумеет это показать. Евгения Толстова с помощью Султана Теуважева сумела.
Елена Ивановна в ее исполнении – натура неординарная, яркая, но страдающая пороком, присущим большинству чеховских героинь, раболепие чувств которых приводит к несчастливой любви. Полюбив беспамятно, «как язычница», мужа, она стала душить его своими чувствами, потеряв в глазах неверного супруга малейший интерес. А после его смерти и смысл жизни. И если бы не неожиданный визит Смирнова, то так бы и оставалась она меланхоличной, скучающей и скучной особой. 
 Смирнов в исполнении Замира Оракова тоже приятно порадовал, ни разу не сбившись на пародийно-гротескные ноты. Нет, это далеко не сельский помещик а-ля Ноздрев, о чем было подумалось при виде его усов, которыми так часто гримеры любят награждать гоголевского персонажа. Это натура сильная, но справедливая. Несмотря на буйство натуры, он не глупый мужлан, требующий беспрекословного подчинения и которому интересны томные и пустые дамочки. Ему нужна женщина себе под стать, и он ее находит. 
 Полноценным участником этой истории, казалось бы, для двоих стал и Лука в исполнении заслуженного артиста КБР Юрия Чернышева, несколько раз умудрявшийся перетягивать зрительское внимание с Поповой и Смирнова на себя. Слуга в исполнении Юрия Ивановича – это не Фирс в «Вишневом саде» с непоколебимой приверженностью к прошлому. Человек с собственным мнением, не отрицающий перемен, Лука любит свою барыню, не потому что она хозяйка, которую положено почитать, а потому что действительно любит ее, жалеет и желает ей самого лучшего. Что, впрочем, ничуть не мешает ему видеть ее недостатки и поучать ее. 
 Короче говоря, несмотря на изрядный профессиональный опыт всех троих артистов, задействованных в «Медведе», на данный момент именно в нем они сыграли свои лучшие роли, о чем, впрочем, можно составить свое личное мнение, сходив в следующий раз на постановку Теуважева, чья любовь к Чехову проявилась в ней мощно и экспрессивно!

Наталия Печонова. Видео в Instagram и на You Tube автора. Фото Татьяны Свириденко.

Свежие номера газет Советская молодежь


08.11.2018
31.10.2018
24.10.2018
17.10.2018