24 марта, 2023 - 11:15
В основу созданного в 1979 году балета советского азербайджанского композитора легли вдохновившие его «Сказки тысячи и одной ночи» – памятник средневековой персидской и арабской литературы, собрание сказок, обрамленное историей о персидском царе Шахрияре и его жене Шахерезаде.
Кроме прекрасного знания этого сборника сказок, оказавшего и продолжающего оказывать огромное влияние на мировую литературу, Амиров досконально разбирался и в других аспектах культуры стран Востока, во многих из которых он побывал, изучал местные традиции, исторические и архитектурные памятники и, естественно, музыку. «Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое», - отмечал композитор, посвятивший свой балет, вскоре после премьеры отмеченный Государственной премией СССР, любимой супруге.
Схожая задача, а именно воплощение древнего восточного сюжета в актуальном и понятном для публики третьего тысячелетия ключе стояла перед Рамедом Пачевым, сумевшим вместе со всеми участниками постановки создать прекрасный спектакль. На котором, впрочем, временами зрители забывали, что они присутствуют на ориентальном балетном спектакле, посвященном легендам прошлого. Казалось, что все мы свидетели происходящей здесь и сейчас, в нашей жизни и на наших глазах истории любви, предательства и сказочных преданий.
Балет с чудесными костюмами Рузанны Дацирхоевой и декорациями художника-постановщика Кантемира Жилова, с впечатляющими вариациями, па-де-де и па-де-труа, балет, в котором не произносилось ни одного слова, был понятен без слов всем, благодаря тому, что солисты и кордебалет покорили их взоры и души не только хореографией, но и тонким драматическим мастерством. Отвести глаз от происходящего действа было просто невозможно.
Те, кто впервые увидели солиста ГААТ «Кабардинка», заслуженного артиста КБР Залима Гучаева в классическом балете, были покорены его талантом, позволяющим ему блистать здесь не меньше, чем в национальной хореографии. И дело не только в великолепных поддержках, элевации, пластике в целом, но и в глубоком психологизме, который помог танцовщику воплотить противоречивый образ Шахрияра – обманутого мужа с разбитым сердцем, разъяренного и безжалостного монарха, зачарованного слушателя сказочных историй и вновь возродившегося душой, поверившего в любовь человека.
Под стать были и обе жены царя – бросившая вызов царю Нурида (заслуженная артистка КБР Юлианна Шабатукова) и смягчившая его сердце нежная Шахерезада (Камилла Кушхова), которые словно не изображали своих героинь, а были ими.
Впрочем, то же самое можно сказать и о героях рассказанных сказок – а им в спектакле уделено немало времени: Синбаде-мореходе (Георгий Гучукури), спасающем девушку (Олеся Ким) от птицы Рухх (Таймураз Хаев), Аладдине (Тамерлан Хаев), Магрибинце (невероятная работа великого Юрия Чуяко), царевне Будур (Ксения Тутова), потрясающе комичных, отвечающих за «характерную» часть постановки Атамане (Азамат Мусаев), Али-Бабе (Азамат Кумалатов) и Марджане (Залина Пшихачева).