Сдаем информатику и ИКТ

Об экзамене

 ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) – экзамен по выбору, необходимый для поступления в вузы на направления подготовки укрупненных групп специальностей «Математика и механика», «Компьютерные и информационные науки», «Информатика и вычислительная техника», а также другие направления подготовки, связанные с разработкой, развертыванием и эксплуатацией информационных систем.
 Минимальный балл ЕГЭ по информатике и ИКТ, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 40 тестовых баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
 Контрольные измерительные материалы по информатике и ИКТ состоят из двух частей. Первая часть содержит 23 задания с кратким ответом (последовательность букв или цифр), вторую часть составляют четыре задания, на которые нужно дать развернутый ответ: написать текст программы на языке программирования, нарисовать дерево игры и т.п. На экзамене нет необходимости пользоваться калькулятором, поскольку в задачах отсутствуют сложные вычисления.
 Экзамен охватывает все основные разделы школьного курса информатики и ИКТ, относящиеся как к теоретическим основам информатики, так и к технологической части курса: информация и ее кодирование, основы логики, моделирование, системы счисления, основы теории алгоритмов, программирование, обработка числовой информации, поиск и хранение информации, компьютерные сети.
 В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по информатике и ИКТ есть шесть заданий, для успешного выполнения которых нужно уметь читать фрагменты хотя бы на одном языке программирования высокого уровня из следующего набора: Бейсик, Школьный Алгоритмический Язык, Python, С++, Pascal. В условиях каждого из этих заданий приводятся алгоритмически эквивалентные тексты программ (или их фрагментов) на всех пяти перечисленных языках.
 В 2018 году изменения структуры контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике отсутствуют. В задании 25 убрана возможность написания алгоритма на естественном языке в связи с невостребованностью этой возможности участниками экзамена. Примеры текстов программ и их фрагментов в условиях заданий 8, 11, 19, 20, 21, 24, 25 на языке Си заменены на примеры на языке С++, как значительно более актуальном и распространенном.
Советы экспертов
 Эксперты проверяют только вторую, более сложную часть КИМов, первую проверяет компьютер. Несмотря на то, что в нашей республике было несколько стобалльников по информатике, и есть действительно очень сильные ребята, поступающие потом в лучшие вузы страны на специальности, связанные с информационной безопасностью, программированием и т.д., к сожалению, бывают и откровенно слабые работы, в которых вторая часть остается вообще нерешенной. Возможно дело в том, что этот предмет по выбору не очень популярен в нашей республике, часто в графике сдачи ЕГЭ он идет в числе первых – вместе с непопулярной географией. И нередко выпускники записываются на него «чтобы просто получить представление о ЕГЭ, присмотреться и понять, чего можно ждать на остальных экзаменах».
 Из-за того, что все задания ЕГЭ по программированию решаются на бумаге, а не на компьютере, как хотелось бы и как было бы правильнее, учащиеся нередко допускают досадные ошибки – например, «пунктуационные», как мы их называем – пропускают знаки. Так что надо быть очень внимательным ко всем мелочам.
 Задания лучше всего выполнять в том порядке, в котором они приведены в работе. Если вдруг при выполнении любого задания возникла необходимость громоздких вычислений, трудновыполнимых без калькулятора, то следует внимательно перечитать условие задания и попытаться пересмотреть метод решения.
 При чтении условия любого задания, в котором используется количественное сравнение величин, следует учитывать, что строгое и нестрогое неравенство не являются эквивалентными.
 При возникновении трудностей, связанных с обозначением логических операций (поскольку в разных учебниках они могут обозначаться по-разному), а также при определении приоритетов выполнения логических операций следует воспользоваться памяткой, приведенной в преамбуле контрольного измерительного материала. Вообще блок логики очень сложен. В школе нет возможности для глубокого его изучения, поэтому работать над ним надо самостоятельно. У автора учебника по информатике для 10-11 классов К.Полякова есть сайт, где подробно разбираются разные задания, причем  иногда с несколькими решениями. Там же, на сайте предлагаются и самостоятельные работы, и тестирования. Задания для самотестирования есть и на известном сайте «решу ЕГЭ». Если на нем зарегистрированы и учитель, и ученик, работать становится проще и  интереснее – учитель может и давать задание с сайта  ученику, и тут же его проверять.
 Неплохие задания можно найти на сайте ФИПИ. Но они, к сожалению, без ответов. Почему «к сожалению»? Потому что надо ведь проверять правильность решения! Выпускники, мотивированные на высокий балл, все равно будут старательно решать все задания, но как они узнают, правильно ли решили их? 
 Еще один простой, но полезный совет: решайте как можно больше задач и отдельно отрабатывайте те задания, которые вызывают наибольшие трудности при выполнении. 

Свежие номера газет Советская молодежь


16.05.2018
11.05.2018
04.05.2018
26.04.2018