PRO_raznoe №20 -16 мая 2018

К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.

Работы-посвящения воспитанников литературной студии «Свеча» Детской академии творчества «Солнечный город». Лик тургеневской девушки
 Иван Сергеевич – мой любимый писатель. Звучит как название темы обычного школьного сочинения, не правда ли? Да, Тургенева все изучают в школе и пишут сочинение по его произведениям. Но я читаю его и вне класса, без принуждения. Хочу научиться писать миниатюры, как он. Пробую. 
 Вы скажете, Тургенев устарел. Нет, для меня он – единственный гений русской литературы, разумеется, после Пушкина. Гений-минималист. Чего стоят одни его стихи в прозе!? Так легко их воспринимать, воздушные образы какие-то. А уж среди человеческих лиц тургеневские девушки – самые идеальные, самые женственные и чистые, «таинственно мерцающие иконы...».
 По всей видимости, генетики совершенно правы: «изучение биографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются». И действительно, появление людей гениальных во многом определяется генами. А Тургенев был дворянского происхождения, в его фамилии содержится само слово «ген».
 Помнится, меня потрясла  любовь писателя к порядку. Как-то прочитала о том, что он всегда сам убирал свои бумаги и протирал стол от пыли. И мог встать посреди ночи, чтоб убрать ножницы со стола. А еще всегда менял рубашки три раза в день! Он и вправду был гениален во многом: и в смысле не только хороших генов, но и  в любви к родному русскому языку... А в создании женских образов Иван Сергеевич не превзойден…
 С недавних пор меня начали сравнивать с тургеневской Асей, находя схожесть во многом. Возможно, повлияло то, что друзья, родственники, да и многие педагоги, знают о моем увлечении русской классикой, особенно творчеством Тургенева. Но сначала мне это не очень нравилось, поскольку Ася не блистала красотой и общительностью, больше напоминала дикарку, отдаленную от цивилизации. А все девушки, как известно,  хотят быть эталоном красоты.
 Что ж, сегодня я считаю большой честью быть похожей на барышень Ивана Сергеевича. Быть тургеневской девушкой – значит быть символом внутренней красоты и доброты, тщательно выбирать друзей и быть готовой пуститься ради них на край света. И это тоже гениально по-своему! 
 Иван Сергеевич, спасибо вам за Асю! Хорошо, что вы есть у миллионов внутренне чистых и красивых девушек! 
Милана Пшигаушева, 13 лет. 

***
Мяу-Мяу
(Юмористическая миниатюра по мотивам рассказа И.С. Тургенева «Муму»)
 У меня проблема. Никак не могу уговорить маму завести котенка, а я так загорелся этой идеей, и подходящая кошка нашлась, почти породистая. Она живет во дворе школы, и каждый раз ластится именно ко мне. Так доверчиво поглядывает на меня выразительными глазами, прямо как Муму на Герасима. Преданно... Я дал ей прозвище «Мяу-Мяу». Но мама неумолима. Что же теперь делать, не жить же ей на улице?..
 Реально, мама стала похожа на злую барыню из «Муму». Тургенева я, конечно, читал, но как-то недооценил всю суть трагедии. И пусть это только художественный герой со страниц книги, но для меня Герасим – предатель, жестокий и грубый мужик из села, необразованный, «не от мира сего». И зачем его воспел великий Тургенев? 
 Я был потрясен и долго рассуждал: «Зачем он утопил Муму?! Ведь он же вечером «ушел к себе в деревню», и никто ему не мешал. Мог же он взять Муму и уйти из Москвы в деревню?! Для этого не нужно большого ума?! Нельзя так предавать любовь – даже к собаке!». 
 А теперь «любимое существо» появилось у меня, и мы тоже не можем быть вместе! Обидно и больно. Ладно, Герасим был русским мужиком, а я-то кавказский! Пусть пока и не смею ослушаться маму. Сказали «нельзя» – значит нельзя, и неважно, что ты хочешь. Видимо, этот рассказ Тургенев написал, потому что он сам был дворянином, и у него в знакомых было много богатых, и они действительно не понимали, что бедняки, так же как и они, могут что-то чувствовать. 
 Прочитайте биографию Тургенева и вы поймете, почему он это написал. В моей ситуации все иначе, но ничуть не лучше. Мама не понимает, что кошка для меня не просто игрушка. Она может стать для меня лучшим другом, братьев-то у меня нет. Ведь Герасим только после того, как утопил собаку,  понял, что его в доме барыни ничто не держит. Грустно, что все так обернулось, но таков сюжет. Вообще, мне кажется, что все это из-за его матери. Это крепостные крестьяне, должны беспрекословно подчиняться своим хозяевам. Тургенев же ясно показал, что не всем быть милыми и послушными. Даже при своей необразованности и слабовольности, Герасим был Человеком с большой душой.
 Тут меня осенило, я подошел к маме и резко заявил: «Вот, мама, вроде ты образованная женщина, мать троих детей, говоришь, что я мало читаю, а читала ли ты вообще «Муму» Тургенева? И знаешь ли ты, что в Санкт-Петербурге на Садовой улице есть памятник «невинно убиенной» собачке Муму, свернувшейся калачиком возле пустых сапог? Такого рода памятники  говорят о том, что классическое произведение не покрылось пылью, и его персонажи живут сами по себе, причудливо трансформируясь в современных фантазиях. А кошки не могут жить сами по себе, потому они и домашние, что о них должны люди заботиться. Грядет архиважное событие – юбилей Тургенева, которое было бы стыдно  пропустить. В память о «Муму» давай оставим котенка? Обещаю перечитать все классические произведения русской литературы!..»
 Мама смягчилась и рассмеялась. По всей видимости, скоро Мяу-Мяу обретет не только хозяина, но и большую, дружную семью. Просто классика!
Тамирлан Дышеков, 12 лет.

***
Хичины
(по мотивам произведения И.С. Тургенева «Щи»)
У бабушки Абидат родился внук, первый на селе после схода селевых потоков.
У первой бизнес-леди того самого села было горе: пострадало имущество. Она пришла к Абидат то ли поздравить, то ли пожаловаться или попросить совета, как восстановить хозяйство, и застала бабушку за готовкой хичинов. Стоя перед столом, плавными движениями натруженных рук она неспеша раскатывала тесто на доске и делала хичины то с картофельным пюре и сыром, то с ботвой. Лицо Абидат сияло улыбкой, а  глаза светились добротой.
-О, Аллах, - подумала бизнес-леди, привыкшая к еде на быструю руку,- как ей не лень тратить столько времени и сил на приготовление этих хичинов? Ведь кафе сплошь и рядом. «Осетинские пироги», «Шаурма и гиро», «Чебуреки» на каждом углу.
И вспомнила тут леди, как несколько лет тому назад отравилась и пролежала целое лето в больнице.
А тем временем, у бабушки на столе выросла внушительная стопка хичинов. Вкусный запах распространялся по всей округе.
- Абидат,  - промолвила она, - вот удивляюсь я тебе. Неужели ты любишь готовить? Как за годы стояния у плиты не пропало желание?
- А как ты можешь питаться  в забегаловках? – спокойно ответила бабушка. – Как можешь есть эти гиро-миро?..
-Бизнес мой пропал, значит, скоро голодать начну, наверное.
-Да и мой близок конец. Некому и передать рецепт. Не пропадать же искусству? Национальную кухню надо возродить.
Предприимчивая бизнес-леди ухватилась за эту мысль бабушки, обрадовалась и, уплетая хичины, удалилась. Теперь ее новое кафе процветает. Еще бы, ведь это единственное место, где готовят настоящие, вкусные хичины по рецепту бабушки Абидат.

Владимир Шорохов, 12 лет.

***

Миниатюры в стиле Тургенева

 Да, Тургенев – великий Мастер языка и слова, но и все мы – единственны и в чем-то неповторимы. Когда нас не будет, что же останется? Как нам сохранить свою неповторимую личность, свою индивидуальность от зла, всеобщей вражды, от невежества и безрассудства, которые господствуют в мире? Остается одно – уйти в себя, провозгласить единственной ценностью не государство, а человека с его чувствами, мечтами, тонкими переживаниями, с его душой и сердцем. Читать хорошие книги, испытывать то же чувство, как при приобретении друга. Ведь с хорошей книгой в руках человек никогда не может быть одиноким. 
 И мне, действительно, хочется взять одну из любимых книг и отыскать в ней страницы, строки, слова, от которых выступают сладкие и безмолвные слезы. Прочитать их, закрыть глаза и протянуть ему руку... Сегодня он вернулся. Вернулся ненадолго, чтобы хоть одним глазком взглянуть на нас – будущих мастеров языка и слова.

***
Я жду
Жду.…Жду твоего звонка, хотя  ты и номера моего не знаешь. Жду, когда ты начнёшь  скучать по мне, хотя ты и имени моего не знаешь. Жду момента, когда тебе станут нужны мои искренние чувства, нужны по-настоящему. Я жду… В первый раз с трепетом в сердце жду ответа. Хочу услышать  тихо и  медленно произносимые три заветных слова. Надеюсь, верю, жду…. 
Боже, как глупо! Как же глупо ждать то, что, возможно, никогда и не произойдет. Ждать того, кто никогда ни придет. Но ждать приятно, одновременно и больно... Больно знать, что любимый человек о тебе ничего не знает. И подойти не смеешь. Ты знаешь, но принять  не можешь, не  хочешь. И ждешь. Ждешь чуда.

***
Голос
В тишине ночной, в одиночестве, грусти, мой голос будет с тобой. Он спасет тебя от холода. Согреет, утешит, будет рядом всегда. Он несет тебе счастье, покой. Знай, что всегда  с тобою, слышишь?..Пока буду дышать, пока дышишь ты. Голос мой будет рядом.

*** 
Рождение любви
Идеальных людей нет, но есть люди, в которых горит огонь творчества. Маленький огонь зажигается по непонятным причинам. Музой для творческого человека может стать абсолютно все: капли дождя на окне троллейбуса, равнодушие дорогого и близкого человека, шум проезжающих машин, легкая прогулка облаков по небесам, даже сломанная ножка старого табурета может вдохновить и положить начало чему-то новому, волшебному. 
Этот огонь может потухнуть так же быстро, как и возник: от легкого дуновения ветра, недоброго взгляда, неосторожного слова. Ну, а если творческий человек влюбится так, как никогда в жизни, то разгорится целый пожар. В этом отчаянно любящем сердце может взорваться целый мир, чтобы слиться со всей вселенной. Но это далеко не смерть, как может показаться, а наоборот, – это рождение нового мира.
Все мечтают о настоящем, о чувствах, любви. Неисповедимы пути  в поисках счастья. В бесконечном хаосе галактики, по вполне объяснимым причинам  сталкиваются две половинки – два блуждающих обломка планет или звезд. Возможно, друг к другу их принес крылатый конь, любимец муз. Впервые столкнувшись, они неосознанно делают друг другу больно. Но настоящая любовь не должна приносить боли. Даже если она не взаимная. Любовь – это дар вселенной, и всегда неожиданный.
Две половинки всегда  ищут друг друга, блуждая по бесконечным просторам космоса. Они не успокоятся, пока не встретятся  и не сольются в одно целое. Эти искания себя, друг друга – и есть Жизнь. Сотни тысяч лет так было и так будет всегда.

***

О лошадях
Люблю лошадей. Да, да. Я люблю лошадей больше, чем людей. Эти милые, добрые существа не способны причинять боль. Так и было до сегодняшнего дня, пока в моей жизни не появился Человек, перевернувший весь мир. Сегодня я стала ренегатом и твержу с радостью в сердце: «Люблю людей, больше чем лошадей!..»

***
Золушка
Все люди, как хрустальные вазы. Хрупкие. Ранимые. Особенно, юные девушки. Они слишком сентиментальны. Как же легко их не заметить, задеть, обидеть словом, неосторожным жестом. Они, словно золушки, потерявшие свою хрустальную туфельку. С трепетом в сердце терпеливо ждут своего принца на белом коне. Правда, не всем  может улыбнуться Фортуна, и некоторые из них так и остаются  «полубосыми». Это – вечное ожидание принца – и называется  жизнь. Тоже своего рода счастье…
Рамина Сабанчиева. 

***
Женские образы И.С. Тургенева в куклах

 В процессе исследовательской работы по произведениям И.С.Тургенева темой «Тургеневские девушки»  заинтересовались многие. Постепенно для нас «тургеневские девушки» стали прорисовываться не только словесно, но и образно. Мне захотелось воплотить образы «тургеневских барышень» в куклах. Идея была поддержана педагогом, подключилась и моя мама, которая увлекается шитьем. Вместе мы работали в разных техниках: вышивка, роспись, силуэтное рисование, моделирование на бумаге и ткани. Отдельно была составлена характеристика к каждому образу, подобраны цитаты из произведений, отражающие определенные их привычки и черты. В общем, мы сделали собирательный образ идеальной девушки, обновили гардероб моих любимых детских кукол, и они будто спустились из мира грез и мечтаний в реальную земную жизнь. Получилась целая коллекция под названием «Тургеневские куклы». Такой наглядный материал помог мне в раскрытии темы работы и, кроме того, получить массу восхищений сверстниц и похвалу от старших.
 Куклы «Ася», «Лиза», «Марианна» имеют много общего: их детство и юность прошли  в отдаленных имениях, где очень чувствуется влияние столичного светского общества. За 200 лет образ «тургеневской девушки» очень сильно изменился. Современные девушки озабочены больше развитием деловых качеств, чем  творческих, но семейные женские качества, идеальные образы женской красоты, женственности и чистоты, созданные Тургеневым, вечны. Таким девушкам будет место в любое время и в любом обществе.
 На этом мои исследования не закончились. Возникла еще одна идея о создании серии кукол «Женские образы в литературе КБР». 
 Например, «Мадина» Али Шогенцукова имеет много общего с тургеневскими девушками. «Тургеневские барышни» – это собирательные образы женской красоты, а как известно, красота спасет мир.
Алина Хатукаева, 13 лет. 

Свежие номера газет Советская молодежь


08.08.2018
01.08.2018
25.07.2018
18.07.2018