4 мая, 2023 - 12:26
В Кашхатау администрация Черекского муниципального района и Межрегиональный совет карачаево-балкарской культуры провели двойную презентацию: фильма Владислава Коломийцева «Время и личность», посвященного выдающейся балкарской и азербайджанской просветительнице Ханифе Абаевой, и выставки «Сокровища земли нартов».
Первая межрегиональная передвижная выставка «Сокровища земли нартов», до этого экспонировавшаяся в Черкесске и Нальчике, состоит из работ известных и начинающих художников и мастеров прикладного искусства из КЧР, КБР и Москвы: Лиуана Ахматова, Арсена Хочуева, Хамзата Байчиева, Керима Аккизова, Жанны Аппаевой, Дины Мокаевой, Мурата Анаева и др. Посвящена выставка карачаево-балкарскому героическому эпосу, его характерным особенностям, главным героям и их подвигам.
Если нартский эпос является достаточно давно и широко разрабатываемой темой, то имя выдающейся балкарской и азербайджанской просветительницы Ханифы Абаевой (1856-1929) не столь известно.
Ее отец Асланбек Абаев был одним из первых балкарцев, обученных российской грамоте и основам других наук, получивший первоначальное образование еще в бытность аманатом в Георгиевской крепости. В дальнейшем он был определен в Лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон, где в разные времена проходили службу Шора Ногмов, Хан-Гирей и другие представители кавказской интеллигенции.
В 1861 году отставной офицер русской армии и балкарский таубий Асланбек Абаев обратился к начальнику Кабардинского округа генерал-майору князю Орбелиани с просьбой о зачислении его дочерей Пашахан и Ханифы в одно из учебных заведений Ставрополя или Тифлиса. Сказать, что генерал был удивлен, было бы сильным преуменьшением: в середине XIX века просьба от горца, да еще представителя знатного сословия, априори являющегося ревнителем местных традиций, была совершенно неожидана. Вахтанг Орбелиани поддержал Асланбека Абаева, о котором писал, что тот усвоил себе убеждение, что воспитание женщин в обществе так же необходимо, как и воспитание мужчин.
Вопрос о зачислении дочерей Асланбека Абаева был решен положительно: было приказано обеспечить доставку обеих девочек из родового аула Абаевых Шканты в Нальчик. Однако в столицу округа приехала только младшая – Ханифа. Пашахан в последний момент вынуждена была остаться при больной матери. Вместо нее была зачислена двоюродная сестра сестер Абаевых Фуза Шахманова из Верхнего Хулама.
Ханифа и Фуза прожили в Нальчике более трех месяцев. Все это время они находились в семье настоятеля Симеоновской церкви священника Благонравова, где и получили первые уроки русского языка. Священник в ответ на запросы начальника округа писал, что «детки очень прилежные и весьма успешны».
Долгожданная поездка в Тифлис состоялась только летом 1862 года, когда Ханифа и Фуза стали первыми горянками-ученицами в пансионе Святой Нины. Проучившись десять лет, девушки, за отличные успехи, Советом учебного заведения были направлены на педагогические курсы.
А в конце 1872 года Ханифа вышла замуж за учителя Бакинской гимназии Гасан-Бека Меликова, предварительно получив разрешение на брак у патронессы Общества Святой Нины Великой Княгини Ольги Федоровны.
Сама Ханифа Асланбековна позднее вспоминала, что в газете «Кавказ» Гасан-бек увидел список девиц, окончивших курс в Тифлисском введении Святой Нины. Желая устроить свою семейную жизнь на новых для мусульман разумных началах, Гасан-бек заявил, что, будучи учителем, был бы рад познакомиться с выпускницами-мусульманками. Знакомство состоялось, и молодые люди, убедившись в схожести взглядов и устремлений, решили пожениться и совместно работать.
Сам Гасан-бек Меликов вошел в историю Азербайджана как выдающийся просветитель и представитель демократической интеллигенции. В 1865 году он окончил естественно-исторический факультет Московского университета и стал первым мусульманином-учителем всего Кавказского края. В 1873 году он приступает к изданию газеты «Экинчи» («Пахарь»), в которой проповедует взгляды революционных разночинцев, организует общество для пособия бедным слоям населения Азербайджана. Меликов также считается одним из основоположников национального театра.
И с первых дней семейной жизни во всех начинаниях ему помогала преданная жена. Вместе с мужем Ханифа активно занимается просветительской деятельностью, а вскоре устраивает у себя дома школу для девочек, в которой в 1873 году учились 12 человек. Их супруги часто провожали до дома, оберегая от возможных покушений фанатиков. Под давлением официальных властей в 1877 году Меликовы покинули Баку, уехав в родную деревню Гасан-бека. Вернувшись в Баку в 1896 году, они вновь активно вливаются в общественно-просветительскую деятельность.
В этот период частыми гостями в доме Меликовых становятся такие люди, как будущий революционер Нариман Нариманов, поэт Алекпер Сабиров, писатели и драматурги, художники и ученые.
Идеи Ханифы об образовании женщин находят поддержку среди местной интеллигенции, и в 1901 году в Баку открывается первая государственная школа для девочек-мусульманок. Через три года стараниями четы Меликовых в столице Азербайджана открыта первая женская гимназия, во главе которой становится Ханифа-ханум. Перед началом Первой мировой войны более ста бывших воспитанниц Ханифы Меликовой составили костяк женских педагогических кадров Закавказья, обучив 2 тысячи девушек! После Октябрьской революции Ханифа Асланбековна и ее бывшие ученицы организовывают женские клубы и пункты ликбеза.
И все эти года она не теряла связь с родиной: почти каждое лето ее большая семья приезжала в Нальчик.
Связи, установленные Ханифой-ханум между интеллигенцией Азербайджана и Кабардино-Балкарии, способствовали быстрому росту в нашей республике национальных научных и педагогических кадров: первый ректор КБГУ Хатута Бербеков и многие преподаватели вуза старшего поколения учились в Азербайджанском государственном университете имени С. М. Кирова в Баку. Общение и дружба между представителями азербайджанской и кабардино-балкарской интеллигенции способствовали тому, что в конце двадцатых годов прошлого века Нальчик стал одним из излюбленных мест отдыха бакинцев.
Стараниями Абаевой-Меликовой увидели свет «Этюды из туземной жизни» Басията Шаханова и исторический очерк «Балкария» Мисоста Абаева, которые впервые были напечатаны в журнале «Каспий».
Ханифа-ханум ушла из жизни в 1929 году. Выступая на траурном митинге, председатель Азербайджанского ЦИКа Газанфар Мусабеков сказал: «Сегодня мы потеряли мать, воспитавшую не двух, не трех и даже не десятерых, а тысячи детей. Народ никогда не забудет все то доброе, что сделано ею».
Эти и многие другие факты из жизни этой замечательной женщины и ее семьи нашли свое отражение в документальном фильме – первом фильме, посвященном судьбе Ханифы Абаевой, снятом ведущим программ редакции вещания на русском языке «ВТК «Кабардино-Балкария» Владиславом Коломийцевым, – с любовью, уважением и скрупулезностью. Автор, проникнувшись интересом к просветительнице еще во время создания фильма о ее родном брате – первом балкарском профессиональном скрипаче Султанбеке Абаеве, сумел показать зрителю историю ее жизни. Не имея возможности выехать во время пандемии в Грузию и Азербайджан, он использовал множество редких архивных материалов.
Все это не осталось незамеченным зрителями, к которым присоединился и специально приехавший на премьеру художник Азамат Кулиев, сын Кайсына Кулиева, кстати, являвшийся дальним родственником Ханифы. И если скромный маэстро предпочел озвучивать свои впечатления в кулуарах, то выступавшие после просмотра спикеры – председатель Межрегионального совета по карачаево-балкарской культуре Лидия Жабелова, писатель, поэт Аскер Додуев, доктор филологических наук Тамара Биттирова – делились своими положительными эмоциями публично, отметив, как профессионализм создателей ленты, так и любовь к своей героине, заслуживающей того, чтобы о ней знали больше.
А завершился вечер литературно-драматической композицией о жизни Ханифы Асланбековны, представленной школьниками Эльбрусского района, и вручением благодарностей Черекского муниципального района Владиславу Коломийцеву и режиссеру монтажа Евгении Козоброд за создание фильмов о выдающихся балкарских деятелях культуры и просвещения Султанбеке и Ханифе Абаевых.