30 июля, 2023 - 15:34
Известный модельер Майя Сугкоева большую часть лета, как обычно, проводит в своем любимом Нальчике, где выросла и теперь снова живет. Это дало возможность корреспонденту «Молодежки» поговорить с известным российским кутюрье о ее жизни, взглядах, моде и о ее значении для всех нас.
Весной известный художник-модельер с солидным стажем работы в Лаборатории Моды Вячеслава Зайцева посещает сначала Санкт-Петербург, потом, ближе к лету, Москву. В числе прочего едет она за впечатлениями и модными тенденциями. Затем, вернувшись в Нальчик, занимается собственным творчеством, так востребованным самыми элегантными нальчанками: «Мне Нальчик просто необходим. Еще с того времени, когда я постоянно жила здесь, и жив был мой папа, Рамазан Сугкоев, один из основателей осетинского национально-культурного центра «Ныхас». Именно здесь я всегда получала и вдохновение, и всю необходимую поддержку». Майя Сугкоева, так любящая Нальчик, объяснила, что правильнее всего называть ее «художник-модельер-универсал». Это означает, что она сама реализует все ею же, мастером и художником, придуманное.
При этом, отмечает Майя, во всем, что касается самых мелких деталей ее работы, она страшная зануда и педант. Это свойство она переняла от своих легендарных учителей. Среди них был, конечно, Вячеслав Зайцев, чьим именем в своей творческой биографии она гордится и чьей ученицей себя считает. Но все-таки первым учителем Майи, по ее признанию, стал легендарный нальчикский мастер Лазарь Наумович Котовский – лучший портной Северного Кавказа, к которому приезжали заказчики из других регионов, а многие земляки мечтали попасть и не знали, как это сделать. В ученицы к Лазарю Наумовичу ее «пристроили» благодаря тому, что Котовский был близко знаком с ее отцом. «У тебя дочь по портновской части? Ну и давай ее ко мне», - сказал Котовский своему приятелю Сугкоеву. Так все и решилось: и кем будет Майя, и каким она станет профессионалом. Кстати, отмечает Майя: как только она приехала в Москву, у нее сразу появились клиенты – благодаря славе и профессиональным навыкам Котовского. Ну, и конечно, членам ее семьи…
По признанию Майи, главным для нее всегда было то, что говорил отец. Слово отца оказалось решающим, и когда семья обсуждала вопрос будущего дочери – ехать ли ей в столицу, чтобы работать там в только что созданной Лаборатории Моды, он сказал – если это мечта, то да! «Тем более и сестра у меня тогда училась в ординатуре в Москве. Отправилась я туда, взяв не рисунки, а два костюма, сшитых под руководством Котовского, поскольку шила лучше, чем рисовала. И приняли меня не потому, что хорошо рисую, а потому, что хорошо шью!»
Майя Сугкоева рассказывает, что в Лабораторию Моды впервые попала вообще довольно странно – увидев телевизионную передачу «Моя семья», где будущий директор Юрий Муромцев рассказывал о создании Лаборатории: «Я, двадцатитрехлетняя, услышав именно то, что хотела услышать, прихватила с собой подругу с модельной внешностью, Танзилю Рахаеву, и мы рванули в Москву. Оказалось, подруга в качестве модели всех устраивала, а вот про набор будущих модельеров никто не знал – мне это просто послышалось. Но в итоге все получилось, набрали и модельеров – видимо, я очень сильно этого хотела. А подруга до сих пор остается близким человеком, который всегда поддержит». Майя, которая сначала закончила школу-лицей №2, а затем ПТУ №7 «Швейное», став затем ученицей знаменитого Котовского, а впоследствии студенткой факультета «Мировая художественная культура» СКГИИ, в итоге отправилась в Москву, в чем ее поддержала семья. И отец, и красавица-мама, и сестра.
Сугкоева вспоминает время в Лаборатории Моды, где ее научили буквально всему: «В итоге Вячеслав Зайцев пригласил меня преподавать в этой же Лаборатории конструкцию мужской одежды, и там я проработала около 10 лет». Но при этом занималась она и собственным творчеством: «У меня отклонение от традиционного кроя. В моих вещах нет никаких правил, которые используются в конструировании. Я использую муляжный метод – наколка на материале, макет. Поэтому никаких правил – главное, чтобы костюмчик сидел!»
Работа в столице у Майи складывалась достаточно разнообразно. Она с удовольствием вспоминает свою мастерскую в театре «Тень», всегда экспериментирующем с жанрами и формой, что неудивительно: Илья Эпельбаум окончил Строгановское училище, а Майя Краснопольская – Гнесинку по специальности «Актер театра кукол». Они начали заниматься интерактивным театром, делать иммерсивные постановки и спектакли-променады, когда еще никто не знал таких слов. И у всех, кому удавалось на них побывать, увиденное оставляло глубокий отпечаток в сознании – в том числе и то, что увидели благодаря Майе Сугкоевой.
С удовольствием вспоминает художник-модельер-универсал знакомство с Александром Залдастановым, байкером по прозвищу Хирург. Советский и российский байкер, основатель и лидер старейшего в России байкерского клуба «Ночные волки», глава общественной некоммерческой организации «Русские мотоциклисты» при клубе, генеральный директор байк-центра в Москве и представительства в России клуба «Секстон» оценил способности Майи, которой предложил «обшивать» буквально весь байк-центр. Среди клиентов Майи Сугкоевой был и Александр Олешко, благодаря которому ее клиентами стали сотрудники многих московских казино, и другие известные артисты, которых, впрочем, Майя не хочет называть: «Они все очень разные, нет похожих по стилю, все они мне дороги. К каждому, что называется, прикипела душой. Мне вообще очень повезло: я была знакома с Беллой Ахмадулиной, Людмилой Зыкиной, Татьяной Дорониной…».
Ездить ей приходилось много. Как-то в Харькове, вспоминает Майя, ей удалось попасть на лекцию историка моды Александра Васильева, пользовавшегося уже тогда огромной популярностью. И лектор Васильев ей понравился. А она – ему: «Пришла в удлиненной юбке и… перчатках. Первой его реакцией было: «Вы удивительно похожи на тургеневскую девушку!»
Майя Сугкоева, воспоминаниями постоянно возвращаясь к своему главному учителю, Котовскому, отмечает, что с Лазарем Наумовичем они были схожи характерами, могли спорить из-за того, что другим казалось мелочами. Но тем не менее Котовский радовался успеху своей ученицы. И, кстати, не только ее достижениям. Например, одним из любимых художников у него был народный художник СССР Александр Шилов, живущий в Москве. В Школе высшего швейного мастерства Котовского всегда были альбомы Шилова, которые ученики часто разглядывали всей группой. Лазарь Наумович не просто восхищался своим кумиром: в сентябре 2000 года он изготовил из золота три знака «Герой социалистического труда», практически ордена. И первый же из них он отправил в Москву, художнику Шилову. Второй был предназначен его ученице и «правой руке» Ханифат Атабиевой, третий – Майе Сугкоевой, которая Шилову подарок из Нальчика и доставила: «Я привезла знак, похожий на орден, и вручила ему в его галерее, на Варварке. Конечно, он был очень тронут, когда я рассказала ему, кто такой Котовский и историю любви к живописи художника. В ответ он попросил передать Лазарю Наумовичу не только огромную благодарность, но и свой альбом с уникальной дарственной надписью». Котовский же передал свой подарок именно с Майей, поскольку доверял ей безоговорочно, а она в то время уже большую часть времени проводила в Москве, работая там – почти москвичка!
В Нальчике Майя Сугкоева начала проводить большую часть своего времени с 2010 года, после замужества и рождения сына. Но, привыкнув к двум городам как минимум, трудно постоянно оставаться в одном. Поэтому у Майи нередко появляются проекты, связанные с другими городами и регионами. Есть и постоянная работа, связанная с местным отделением Федерации независимых профсоюзов, есть и просто творчество. Майя призналась, что чем опытней и профессиональней она становится, тем больше сокращает количество постоянных клиентов, оставляя только тех людей, общение с которыми приносит радость и удовольствие от работы.
И еще одна ее слабость – это нальчикская мода: «В Нальчике она такая разная! Есть и ортодоксальная, и светская. Причем, обратите внимание, у девушек-мусульманок есть несколько направлений моды, и все они интересные! Мода меняется каждый сезон – длина, цвет, аксессуары, имиджи порой по тому, как одета девушка-мусульманка, можно даже определить, водит ли она машину. Можно угадать даже профессии наших женщин по одежде – скажем, по тому, кто предпочитает платья, кто брюки…. Все красиво и интересно!»
Говоря о себе, Майя Сугкоева заметила, что не овеществляет свою профессию – то есть пока не видит себя в том, что хочет: «Я пока перенасыщена идеями!»