3 сентября, 2023 - 09:10
С 21 по 25 августа в Кабардино-Балкарии прошел большой форум работников системы образования республики «Единое образовательное пространство: новые возможности для обучения и воспитания». В нем приняли участие более 2,5 тысяч руководителей, педагогов, методистов образовательных организаций, представители муниципальных органов исполнения образованием, исполнительных органов государственной власти.
В течение пяти дней педагоги обсуждали векторы развития системы образования и определяли ее ключевые направления, а также актуальные проблемы развития и воспитания школьников.
В рамках форума на девяти площадках столицы республики прошли республиканский конкурс управленческих педагогических команд, фотовыставка «Учитель за порогом класса», пленарное заседание работников системы образования, конкурс «Навигаторы детства», направленный на создание резерва специалистов для осуществления воспитательной деятельности и другие образовательные мероприятия.
«Образовательное пространство должно быть единым»
В республиканском августовском совещании работников образования приняли участие более 700 педагогов. Началось оно с видеообращения министра просвещения РФ Сергея Кравцова.
- Высокий результат достигается исключительно командными усилиями, вкладом каждого их вас в общее дело – образование и воспитание детей. Ваша профессия по-настоящему народная, и с каждым годом становится все более популярной. В этом году в педагогические вузы страны было подано более 355 тысяч заявлений – это абсолютный рекорд за последние года, - сказал министр. В своей речи он затронул ряд важных профессиональных вопросов, в том числе касающихся мер повышения престижа профессии учителя и новшеств в системе российского образования.
Глава республики Казбек Коков поприветствовал и поздравил педагогическое сообщество, поблагодарил за визит в Кабардино-Балкарию руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева и статс-секретаря-заместителя министра просвещения РФ Андрея Корнеева, принявших участие в совещании.
- Развитие региональной системы образования является для нас приоритетом. Наши усилия направлены на неукоснительное выполнение установки и соблюдения базового принципа отечественной системы образования – справедливости. Каждый ребёнок – независимо от того, где он проживает, должен получать качественное образование. В этом и заключается идея единого образовательного пространства.
В республике осуществляется масштабная работа по модернизации инфраструктуры образования. В нынешнем году будут построены 7 новых общеобразовательных школ, что позволит создать дополнительно 4,5 тысячи ученических мест. До конца года будут капитально отремонтированы 40 зданий общеобразовательных школ, а до 2026 года завершим капитальный ремонт ещё порядка 150 школ. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» в прошлом году была обновлена материально-техническая база в 54 школах, созданы центры «Точка роста» в 37 школах, расположенных в сельской местности и малых городах, а также центр «Кванториум».
В этом году школы ждет немало нововведений, и они потребуют от педагогов дополнительных усилий, напряженной работы в части овладения новыми компетенциями. С учётом этого мы намерены активнее стимулировать труд учителей. В рамках плановой работы мы, как и в предыдущие два года, с 1 августа подняли оплату труда бюджетникам на 10 процентов. Поставлена цель довести среднюю зарплату учителей в республике до средней по России, и мы обязательно добьёмся этого, мы поэтапно движемся к этому. Будем расширять и совершенствовать практику дополнительного стимулирования труда педагогов в виде премирования за достижения лучших результатов работы, других видов вознаграждения.
Серьёзное внимание мы уделяем среднему профессиональному образованию, модернизации инфраструктуры в этой сфере. Сегодня, когда рынок труда как никогда требует квалифицированных специалистов различных профессий, мы должны ещё активнее работать в этом направлении в рамках проекта «Профессионалитет», добиваться, чтобы обучение в колледжах было максимально практикоориентированным и синхронизированным с потребностями республики.
С приветственными словами к участникам форума обратились Анзор Музаев и Андрей Корнеев.
Аплодисментами зал встретил сообщение Анзора Музаева о том, что вверенное ему ведомство сейчас проводит в стране эксперимент по снижению бюрократической нагрузки в системе образования.
- Уже внесены поправки в закон «Об образовании в РФ» и вышел приказ Минпросвещения РФ, который ограничил перечень обязательных к заполнению школьными учителями документов до пяти позиций. Теперь перед Рособрнадзором стоит задача разгрузить от избыточной бюрократии образовательные организации всех уровней образования. Подходы к сокращению бюрократической нагрузки на педагогов и образовательные организации апробируют в ходе эксперимента.
Музаев рассказал также о новой нормативной базе всероссийских проверочных работ. ВПР в школах ждет переформатирование. В 2023–2024 учебном году они будут охватывать 4-8 и 10-11 классы с различными расписаниями и списками предметов для каждого класса. Когда и как будут проходить контрольный срез знаний, решает Рособрнадзор.
Андрей Корнеев рассказал участникам совещания о приоритетных задачах образования и введенных новшествах на грядущий учебный год.
В частности, со следующего учебного года вводятся единые федеральные образовательные программы для дошкольных образовательных организаций и 1-11 классов всех школ, требования к содержанию учебников определяет Минпросвещения России, права на новые учебники будут принадлежать Российской Федерации.
С 1 сентября 2023 года во всех школах и колледжах страны вводится новая должность - советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В рамках программы «Профессионалитет» вводится новая система управления колледжами, теперь работодатель – полноправный участник образовательного процесса в связке с образовательной организацией и органом исполнительной власти.
Министр просвещения и науки КБР Анзор Езаов представил доклад на тему создания единого образовательного пространства.
По словам министра, ключевыми событиями Года педагога и наставника стали: торжественное открытие Года педагога и наставника, цикл теле- и радиопередач на республиканских каналах телевидения по формированию позитивного образа учителя, форум руководителей образовательных организаций «Образование: взгляд в будущее», форум молодых педагогов, региональные этапы всероссийских конкурсов профессионального мастерства, в том числе «Учитель года России», «Педагог-психолог России», «Лучший учитель родного языка и родной литературы», «Воспитатель года России», «Лучший педагог-наставник», «Мастер года», «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя».
Одной из задач проведения Года педагога и наставника является повышение интереса молодёжи к педагогике и привлечение в педагогическую профессию творческих, способных, активных абитуриентов, которые после окончания вуза придут работать в школу.
-Для нас важной задачей на ближайшее время становится кадровый вопрос. Именно поэтому мы активно приняли участие в проекте по созданию психолого-педагогических классов, - сказал он. – В текущем году их число увеличивается вдвое: в 40 классах 33 школ будет обучаться более 700 старшеклассников. Отрадно, что опыт Кабардино-Балкарии был признан одним из лучших и неоднократно представлялся на федеральном уровне.
Формируется эффективная система выявления, поддержки и развития одаренных детей, где важным звеном является региональный центр «Антарес». Одной из возможностей достижения высоких образовательных результатов для обучающихся являются профильные смены, проводимые Центром. В 28 профильных сменах Центра прошли обучение 920 обучающихся.
В рейтинге регионов по итогам всероссийской олимпиады школьников КБР занял 1 место по СКФО.
Проведена масштабная работа по выстраиванию единой системы воспитания во всех образовательных организациях: это и календарные планы воспитательной работы, и программы повышения квалификации педагогов в части усиления компетенций по воспитанию. Понятие «воспитание» теперь дополнено составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.
С 1 сентября 2023 года в 140 общеобразовательных организациях и 9 учреждениях среднего профессионального образования вводится должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, а в 2024 году – будет введена еще в 46 общеобразовательных организациях. Кроме того, определены 14 муниципальных координаторов Всероссийского проекта «Навигаторы детства». Проведена большая работа по их отбору и обучению.
При этом во главу угла ставится решение широкого спектра задач, направленных на развитие личности подростков путем правильного формирования духовных, нравственных ценностей и установления правильных социальных ориентиров. Проще говоря, специалист поможет детям заниматься активным досугом, который расширит их культурный диапазон.
С докладами на совещании также выступили глава местной администрации Эльбрусского района Курман Соттаев, руководитель УО Майского района Элеонора Скоторенко, председатель совета регионального отделения РДДМ Аслан Шипшев и победитель регионального этапа конкурса "Учитель года" Эльдар Сюйдюмов.
Завершилось оно принятием резолюции и награждением лучших работников системы образования КБР.
«Учим! Управляем!»
- так назывался республиканский конкурс управленческих педагогических команд, прошедший в столице республики в рамках образовательного форума. Организаторами его стали Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, АНО ДПО «Корпоративный университет «Эльбрус»
Цель конкурса - выявление, поддержка и продвижение высокопотенциальных управленческих и педагогических кадров, формирование кадрового резерва для системы образования Кабардино-Балкарской Республики, содействие распространению опыта эффективного управления и развитию управленческой культуры в образовательных организациях республики.
Как рассказала директор АНО «Корпоративный университет «Эльбрус» Тамара Айбазова, конкурс собрал 80 участников представляющие 16 команд из всех муниципалитетов республики и образовательных учреждений подведомственных Министерству просвещения и науки КБР.
- Команда организаторов поделала большую работу, чтобы конкурсные испытания стали для участников не стрессовой ситуацией, а возможностью пообщаться с коллегами, поделиться знаниями, - подчеркнула она. – Символично, что именно в Год педагога и Наставника в Кабардино-Балкарии стартовал этот конкурс. Мы рады видеть здесь тех, кто не только учит, но и любит, воспитывает, «проживает» с ребятами трудные и счастливые моменты жизни, отдавая своё человеческое тепло, делясь своим опытом, оставаясь проводником на пути к новым победам и достижениям!
Уверена, что сегодняшняя встреча для многих станет площадкой общения единомышленников, точкой роста и откроет новую интересную страницу в вашей профессиональной сфере.
После торжественного открытия конкурса началась образовательная программа. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе московской школы №1391, г. Москва, эксперт созвездия Флагманов образования, член экспертного совета РДДМ «Движение Первых» Анна Посевкина провела трехэтапную стратегическую сессия «Конструктор смыслов школы будущего». На первом этапе определялась текущая ситуация, выявлялись «ловушки мышления» - ограничивающие установки; на втором – участники сессии формировали образ «школы будущего» - ценностные установки, образ результата; на третьем работали над картой действий, защищали проекты.
Анна Карпухина - заместитель начальника управления взаимодействия с педагогическими вузами Академии Минпросвещения России, финалист Конкурса управленцев «Лидеры России», лауреат 3-х премий президента РФ в рамках Национального проекта «Образование» провела онлайн-семинар для педагогов «Возможности современных учителей. Ресурсы. Конкурсы. Гранты. Программы».
Деловую игру «Как мы принимаем изменения?» и мастер-класс «Тренды в образовании» провела Анна Завалина – руководитель направления по работе с педагогами и образовательными организациями АНО «Большая перемена»; автор образовательных программ и курсов для педагогов; эксперт нескольких Всероссийских конкурсов.
Во второй день конкурса педагоги работали в группах – решали управленческие задачи, выполняли творческие задания, защищали групповые проекты.
Гюльнара Урусова.