8 октября, 2023 - 15:32
В Колонном зале Дома Союзов Государственной Думы ФС РФ вручили награды победителям X Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели».
В числе призеров и лауреатов – девять школьников из Кабардино-Балкарии.
- Всероссийская конференция «Юные техники и изобретатели» (ЮТИ) в Государственной Думе Федерального Собрания РФ проводится ежегодно в рамках плановой работы комитета ГД по просвещению и комитета по науке и высшему образованию, при поддержке комитета по промышленности и торговле, комитета по экономической политике и комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, - рассказала педагог направления научно-исследовательской и конструкторской работы ДАТ «Солнечный город» Эляна Науянис. – Оператор конференции – Фонд поддержки детского научного и технического творчества «Юные техники и изобретатели» и Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов.
Цель конференции – раскрыть творческий потенциал детей и молодежи в сфере науки и техники, ознакомиться с деятельностью Государственной Думы ФС РФ и предложениями ведущих вузов страны.
В этом году на конференцию было подано свыше восьмисот заявок от победителей региональных этапов отбора Всероссийской конференции ЮТИ из 85 регионов России. Это увлекающиеся естественными науками ребята, проявившие незаурядные технические способности и представившие на конкурс оригинальные проекты и изобретения. В торжественной церемонии награждения приняли участие 480 детей и 280 педагогов-наставников.
Нашу республику в финале конференции представили воспитанники отдела научно-исследовательской и конструкторской работы Детской академии творчества «Солнечный город» Минпросвещения КБР и школьники Кванториума МКОУ «Гимназия №4» г. Нальчика, ставшие победителями регионального этапа конференции. Восьмиклассник Даниэль Болиев стал призером в номинации «Транспортные технологии будущего. Космос» с проектом «Поиск водяного льда оптическим методом на космических объектах безатмосферного типа». Лауреатами стали восемь наших школьников, выступивших с защитой своих проектов в разных номинациях. Девятиклассник Якуб Аккизов – лауреат в номинации «Проектирование и создание космических аппаратов», эксперты отметили его проект «Метод выращивания кремниевых полупроводниковых кристаллов на борту орбитального завода», восьмиклассник Султан Абшаев – в номинации «Различные использования БПЛА / мониторинг, безопасность. Прогнозирование» (проект «Новый метод борьбы со снежными лавинами»), шестиклассник Аслан Бозиев – в номинации «Создание перспективных средств выведения космических аппаратов и развитие наземной космической инфраструктуры» («Проект автономного орбитального лифта с аэростатической разгрузкой»), семиклассник Рустам Гусулаев – в номинации «Умный город» (проект «Макет умного города»), шестиклассник Айнур Тарчоков – в номинации «Создание перспективных средств выведения космических аппаратов и развитие наземной космической инфраструктуры» («Проект большого телескопа с пленочным рефлектором для изучения экзопланет»), пятиклассник Мухамед Пшихачев – в номинации «Умная энергетика и электротранспорт. Альтернативные источники возобновляемой энергии» (проект «Методы получения и накопления природной энергии»), десятиклассница Лана Маршенкулова – в номинации «Высокие технологии в медицине: функциональность, технологии, практическая реализация» (проект «Физическая природа жизни: биофизические аспекты человеческого организма»); четвероклассник Амин Варквасов – в номинации «Автономные транспортные средства» (проект «Горный робот-спасатель»).
После торжественной церемонии награждения ребята были приглашены в МГТУ «СТАНКИН», где они познакомились с проектами своих старших коллег. Им рассказали о возможностях развития в рамках общих межвузовских студенческих проектов. Кроме того, для участников конференции было организовано посещение музеев и прогулка по территории ВДНХ. Все были в восторге от посещения павильона «Космос». Честно говоря, не только дети, но и мы – два наставника участников команды. Мы с Зулией Хабижевной (З. Гедгафова – заместитель директора гимназии №4 – Г. У.) – с неподдельным интересом принимали участие в работе разных стендов – они интерактивные и предполагают решение различных задач.
В этой конференции мы участвуем с самого начала, то есть уже десятый раз, и ни разу не возвращались домой без наград, в нашем архиве и победы, и призовые места, и лауреатство. И каждый раз – огромное количество ярких впечатлений и новых идей.
- Мы, когда после конференции домой ехали, в поезде всем, кто спрашивал, откуда мы едем, рассказывали про наши проекты, и всем было интересно! – это они так хвастаются, вспоминая поездку в Москву. – И знаете, как нас называли? Вундеркиндеры!
- Может, вундеркинды?
- Может, и так…
«Вурдеркиндеры» охотно и увлеченно рассказывают о своих проектах. Я хочу услышать про такие, которые реально вот «хоть послезавтра можно начать делать, а не через 50 лет», но они начинают яростно доказывать, что «все реально сделать в ближайшие годы», – сила веры в научно-технический прогресс у них непоколебима.
- Вот физический паспорт человека не сложно же сделать, - говорит единственная девочка в команде «вундеркиндеров» Лана Маршенкулова. – Сюда надо вписать некоторые биометрические данные, результаты обследования – сосудов, периферической нервной системы, спинномозговых корешков и мышц, кожи и т.д. Паспорт позволит лучше понимать процессы, протекающие в здоровых организмах и организмах с каким-либо нарушением функционального состояния. А также заботиться о своем здоровье самостоятельно. То есть он и для его обладателя информативен, и для его лечащего врача.
Султан Абшаев, разработавший новый метод борьбы со снежными лавинами, утверждает, что применять его можно будет уже в недалеком будущем.
- Метод основан на работе легких дронов, оснащенных миниатюрными метеорологическими датчиками и сбрасываемым устройством, инициирующим сход лавины малой мощности, - объясняет он. – С помощью дронов или орбитальных спутников можно будет проводить мониторинг толщины снега на горных склонах и при накоплении определенной массы заблаговременно вызывать безопасные лавины, пока они не стали разрушающими. Для этого будет использоваться датчик-дальномер, установленный на дрон и осуществляющий измерение расстояния до снега, он будет сравнивать его с таким же расстоянием в летнее время. По разнице инфракрасного излучения в разных каналах спутника будет вычисляться толщина снега. Пушечные обстрелы для принудительного спуска лавин не нужны – дрон донесет в нужное место специальную жидкость или какую-то субстанцию, которая безопасно и безосколочно взрывается от падения или взаимодействия со снегом – это и будет спусковым сигналом для лавины. Для апробации метода нами уже изготовлена действующая модель дрона с набором метеорологических датчиков на базе гексакоптера и платы обработки измерений датчиков на основе Arduino.
Самый юный изобретатель и участник команды – девятилетний Амин Варквасов изготовил модель горного робота-спасателя. Пока только на основе Lego Mindstorms EV3, но он уверен, что «это реалистичный проект, его и настоящим можно сделать в любое время». Я интересуюсь, почему «опять про горы», вот только что было же уже про лавины.
- Ну вы же понимаете, в какой республике мы живем, - у нас везде горы, много туристов, нам надо думать о своей и их безопасности, - говорит он так серьезно, что мне становится стыдно, и я срочно начинаю думать о безопасности туристов и даже немного про свою.
- Сначала я хотел сделать небольшую снегоуборочную машину, - рассказывает Амин. – Однажды я увидел, как дедушка снег лопатой убирает, и решил, что ему нужна такая машина, чтобы он не уставал. Но в итоге я расширил ее функции и сделал самоходную роботизированную машину на гусеничном ходу. Она предназначена для доставки необходимых предметов пострадавшему до прибытия спасателей. Сначала работает дрон с камерой – он ищет пострадавших – ну, в лавину попали или еще какая-нибудь стихия, травмы получили. Далее на помощь выдвигается эта машина. Видите, какой у нее большой багажник, – она любой груз может взять. А еще и лебедка есть и впереди лопасти, чтобы разгребать снег.
Предлагаемый горный робот-спасатель должен следовать строго по инфракрасному лучу, который будет исходить от дрона с камерой. В нашем проекте робот-спасатель запрограммирован в среде Lego Mindstorms EV3, он может распознавать линию и строго следовать по ней. Эта модель горного робота- спасателя реагирует на препятствия, меняя свое направление.
Шестиклассник Айнур Тарчоков – единственный в команде не нальчанин. В Нальчик из Псыгансу он ездит шесть раз в неделю – три раза на занятия в «Солнечный город», три – на занятия в спортшколу. «А что делать, - вздыхает его мама. – Он просто влюблен в эти экзопланеты, ему это все так интересно!»
На конференции Айнур представлял проект большого телескопа с пленочным рефлектором для изучения экзопланет.
- Цель проекта в обосновании возможности исследования рельефа экзопланет с помощью телескопа с пленочным рефлектором большого диаметра с достаточным светосбором и высоким пространственным разрешением, - говорит он. – Экспериментальный стенд позволяет сформировать поверхность пленочного рефлектора заданной кривизны за счет регулирования степени разрежения воздуха в вакуумной камере с помощью насоса.
Конечно, я не могла не спросить у «вундеркиндеров», что особенно запомнилось в поездке, кроме защиты проектов было же у них что-то интересное.
- Стенд в павильоне «Космос» на ВДНХ, - дружно согласились они. – Там можно было конструировать и запускать спутники!
- И летать в космос, как будто ты настоящий космонавт!
- И создать новую планету для жизни людей – с атмосферой, биосферой, нормальной поверхностью. Представляете, самому создать планету!
- Только у нас не получилось для людей, только для микробов получилось.
- Но даже микробы потом на нашей планете сдохли.
- А еще машину времени можно было создать.
- И роботов. Робота-паука и робота-пса. Робот-пес был даже умнее живой собаки.
- Еще химический стенд понравился, там можно было экспериментировать с разными жидкостями.
В общем, воспоминания вышли из-под контроля, и всем, похоже, уже было не до меня. Так что поехала я домой – гуглить, что такое «экзопланеты», «пленочный рефлектор» и еще несколько незнакомых мне слов, которые я услышала от них и записала себе в блокнот. Нелегко, скажу я вам, общаться с этими «вундеркиндерами», хоть и познавательно.