16 октября, 2023 - 11:55
Людям, которым современники и потомки благодарны, ставят памятники, их имена значатся на мемориальных досках на домах. А Лазаря Наумовича Котовского сотни нальчан просто помнят. Его ученики – преимущественно ученицы – часто собираются, вспоминают Котовского и говорят о нем. Кто-то из них хранит его изделия, кто-то – записи, кто-то портреты. А одна из учениц, Ханифат Атабиева, – его швейную машинку. Те, кому Лазарь Наумович хотя бы раз что-то сшил, уверяют, что такого мастера, как Котовский, нет и больше не будет.
Лазарь Котовский был закройщиком и портным такого уровня, что попасть к нему мечтали сотни жителей юга России. Очень требовательный к работающим с ним мастерам и еще более требовательный к себе, он каждое свое изделие доводил до совершенства. «Одет от Котовского» – значит, элегантен и производит впечатление весьма состоятельного человека. «Когда я надел пиджак, который сшил Лазарь Наумович, то сразу куда-то делся мой живот, плечи стали широкими, и даже как будто появились бицепсы», - рассказывает 60-летний нальчанин, которому посчастливилось когда-то быть клиентом Котовского. Представители власти шили у мастера костюмы, пиджаки и пальто. Но, несмотря на огромное количество непростых клиентов, Котовский всегда находил время, чтобы сшить что-то для человека, который ему нравился. Времени и сил он не жалел и на учеников. Его любили. И даже к его крепким выражениям, на которые он был щедр, будущие мастерицы привыкали, хотя поначалу и плакали в одиночестве.
Школу высшего швейного мастерства в Нальчике Котовский открыл в 90-х годах прошлого века, а до этого он довольно долго проработал в «Каббалкшвейбыте». Размещалась школа на улице Ахохова, тогда еще Первомайской. И недостатка в учениках у Лазаря Наумовича не было: его имя воспринималось как знак качества. Кроме того, он давал своим ученикам гораздо больше, чем навыки и профессионализм. «Он был по-настоящему мудрым человеком и учил нас анализировать ситуацию, смотреть шире и видеть жизнь дальше собственного носа», - вспоминает ученик Котовского, известный мастер Валентин Римашис.
«Это человек с большой буквы, не проходит дня, чтобы я не вспоминала его энергию и жизнелюбие. Он учил нас не шить, а жить», - говорит одна из его учениц Светлана Холманова. Она признается, что встреча с мастером была одним из главных событий ее жизни: «Школа существовала 10 лет, и я попала во второй поток. Мы восхищались Котовским, и нам было достаточно, если он поцелует в макушку – это была награда, высшая степень похвалы. В освоении любого мастерства главное – наставник, он учит правильно думать, а не только передает умение. Невозможно учиться по интернету, поскольку от мастера передается энергия, некая магия, и поэтому надо находиться рядом. В лихие 90-е школа высшего швейного мастерства, которую создал Лазарь Наумович, была глотком свежего воздуха. Вокруг – развал Союза и разруха, а мы попали в какой-то другой мир, и мастер отдавал школе все время и всего себя. Мне повезло, у меня были хорошие родители, достаток в семье, способности к швейному делу, за плечами художественная школа и желание развиваться. А судьба подарила мне еще и возможность учиться у Котовского. Каждый день и урок рядом с мастером – это как нанизывание жемчужины на ниточку. Я наблюдала за его руками, проникалась его мыслями, впитывала все, и теперь у меня уже 30 лет такое же отношение к делу и жизни, четкое осознание, что все зависит от меня и моей компетенции». Благодаря Котовскому и его школе Светлана выбрала свой путь: она шьет. И не просто шьет – занимается Bespoke, индивидуальным пошивом высшей категории, который предполагает и индивидуальный подход, и ручную работу, и мастерство высшей пробы. Поскольку Светлане хотелось постоянно развиваться, после обучения у Котовского она окончила Московский институт сервиса, получив специальность инженера-технолога швейного производства, потом – Высшую школу портновского искусства, которая чрезвычайно высоко котируется в мире. Она участвовала в изготовлении костюмов для проекта Роберта Саральп «Черкесский круг», объехавшего множество стран, и это были не только национальные костюмы, но и фраки, которые носили черкесские князья. За то, как сложилась ее жизнь, она благодарит Лазаря Наумовича: «В прошлом году сняли фильм, я его нашла Вконтакте, и называется он «Аутфит». Это фильм про людей нашей профессии, в нем собирательные образы и именно там показано, что такое Bespoke, высшая категория. Но то, что я увидела, на 90% совпало с моими воспоминаниями о Лазаре Котовском. У меня было впечатление, что фильм о нем».
Тот, кто помнит Лазаря Котовского, обязательно упоминает Ханифат Атабиеву, его ученицу, а потом и помощницу. Ханифат, тогда еще Ханя, училась профессии в училище при швейном комбинате на улице Калюжного и чудом вместе с подругой Оксаной попала на практику к Котовскому: «Практика была рассчитана на 3 месяца, потом полагалось вернуться, а я осталась у него. И через несколько дней туда уже принесли все мои документы из училища. Больше я нигде не работала. Это был мой второй отец, я с ним проводила времени больше, чем с папой». Ханифат работала с Котовским 18 лет и не перестает благодарить за это судьбу: «Характером, умениями, тем, как живу, я обязана ему». Женщина рассказывает, что даже за руль когда-то села лишь благодаря учителю: «Он мне серьезным тоном сказал, чтобы я пошла на курсы, научилась водить и получила права, что подарит мне машину. Я, конечно, слова его серьезно не восприняла, но учиться пошла. Прошло время, все забылось. И в один прекрасный день Лазарь Наумович приезжает на новой белой «Волге» и говорит мне, чтобы я освободила гараж. Так я забрала его машину, которая прослужила мне 16 лет. Передать все качества этого человека очень сложно, только с колокольни прожитых лет понимаю, что это подарок судьбы – встреча с такой личностью. Настолько многогранной и щедрой!»
О щедрости Котовского говорит и то, что железный значок «Мастер высшего класса», который выдавали в министерстве бытового обслуживания за особые заслуги, он сделал на заказ из золота и дарил от себя: лучшим ученикам и тем людям, которые достигли высот в своей сфере деятельности. Атабиева вспоминает случай, когда Котовский подарил полушубок ее сестре: «Увидел на манекене в магазине, купил и подарил ей. Он все время старался дарить людям то, что им хочется иметь».
Лазаря Котовского все время вспоминает и известная в республике и за ее пределами художник-модельер Майя Сугкоева. Она говорит, что ей повезло учиться у Лазаря Наумовича. И теперь с удовольствием вспоминает не только Котовского-мастера, но и человека: «Лазарь Наумович радовался достижениям других. Одним из любимых художников у него был народный художник СССР Александр Шилов, живущий в Москве. В школе Котовского всегда были альбомы Шилова, которые ученики часто разглядывали всей группой». Лазарь Наумович не просто восхищался своим кумиром: в сентябре 2000 года он изготовил из золота знак «Герой социалистического труда», практически орден. И отправил в Москву художнику Шилову, поручив доставку Майе Сугкоевой: «Я привезла знак, похожий на орден, художнику и вручила ему в его галерее на Варварке. Он был очень тронут рассказом про Котовского и его любовь к живописи. И в ответ попросил передать Лазарю Наумовичу не только благодарность, но и свой альбом с дарственной надписью».
Котовский уважительно, даже трепетно относился к людям, в своей профессии достигшим совершенства. Его дочь Ольга, живущая в Канаде, рассказала, что отец, приехав в Торонто, пожелал посетить квартал, где работают лучшие портные. Обошел всех, для каждого нашел теплое и приветливое слово: «Удивительно, но с мэром Торонто он общался так же легко, просто и доброжелательно, как с коллегами!» Обувь Котовский шил на заказ и часами мог наблюдать за работой «своего» мастера, лучшего в городе.
Качество изделий Котовского вспоминают клиенты, а ученики больше любят говорить о его человеческих качествах, в том числе чувстве юмора. «Бывало, придет утром на занятия в хорошем настроении и читает стихи. Артистичный, он прекрасно читал, особенно любил стихотворение Симонова, посвященное женщинам военных лет… У меня остались кассеты, но старые, сейчас их не на чем послушать. Утром как-то приходит на занятия, а в Москве как раз давал концерт Майкл Джексон, в новостях об этом сказали. Говорит: «Министерство бытового обслуживания выделило нам один билет – для лучшего сотрудника или ученика. Посоветуйтесь, кто хочет и сможет поехать», - и ушел к себе в кабинет. Мне подмигнул, и я поняла, что он так шутит. Все поговорили с родителями, пришли в школу, рассказывают, кого отпустили в Москву, кого нет… Было очень много интересных и смешных случаев, но все сопровождалось такой лексикой, что и не процитируешь…», - вспоминает Ханифат Атабиева.
Котовский родился на Украине, и его путь до Нальчика был сложным. Великая Отечественная застала его подростком, отца и дядей он в последний раз видел на перроне вокзала, когда те уезжали на фронт. А сам Лазарь пошел работать на завод, где делали снаряды, работал ударно, по 16 часов в сутки. Его даже хотели представить к награде, но на заводе случилось ЧП, и всех причастных к нему, а 17-летнего Лазаря тоже сочли причастным, судили. Отбывал Котовский срок в колонии, где, говорят, и познакомился со знаменитым портным Маргулисом, который заразил его интересом к портновскому искусству. Попав под амнистию, Лазарь Наумович решил стать портным и, живя на севере, устроился в швейную бригаду. А поскольку соврал, что он опытный мастер, его сразу поставили «на утюг». Утюжа готовые изделия и детали, рассматривая их, Лазарь изучал тонкости их изготовления. А потом потихоньку практиковался в раскрое и пошиве. Таких людей теперь называют перфекционистами, поэтому вскоре Котовский стал популярным портным, слава о нем распространялась все дальше. И через некоторое время в Новосибирск, где он жил тогда, приехал министр бытового обслуживания КБАССР и уговорил его переехать в Кабардино-Балкарию.
«Школа просуществовала 10 лет. Как приятно и интересно было ее открывать, делать в ней ремонт – и как обидно было, когда закрылась!» - вспоминает «правая рука» Котовского Ханифат Атабиева. Сам мастер умер 13 января 2001 года от тяжелой болезни. Ханифат вспоминает, что держался он так, что трудно было признать его больным: «Ездил лечиться в Израиль, здесь в больнице не лежал. До последнего работал: в понедельник оформлял в банке какие-то документы школы, а во вторник попал в больницу. В субботу его не стало». К тому времени жена была пожилой и болела, дети уже уехали – кто в Канаду, кто в Америку, кто в Израиль, поэтому за Лазарем Наумовичем ухаживали ученики: сначала Ханифат с мужем, потом ее сменила другая ученица с супругом, потом третья. «Ни разу за все годы нашего знакомства ни на что не пожаловался, он все время работал», - говорит Ханифат.
«Я не знаю, родственники мы или просто однофамильцы. Но, во всяком случае, он и мой отец родом из Радомышля. Помню, как я попросила его сшить мне пальто. Денег было немного, и я купила симпатичную, но очень дешевую ткань. Увидев ее, Котовский высказался по поводу ее качества, используя свою традиционную лексику, но начал шить. Когда оно было готово, и я пришла за ним, он обнаружил где-то сбоку неровную строчку, вызвал швею и отправил переделывать… Какое это было пальто, как оно сидело! Я не могла с ним расстаться много лет, - рассказала Ася Котовская, заместитель директора по концертно-просветительской работе Детской школы искусств №1, заслуженный работник культуры КБР. – Когда я забирала пальто, то извинилась, что из-за меня пришлось дополнительно работать. «Ты что, я же тебя люблю!» – ответил Котовский. И я поняла его секрет: он умел полюбить каждого своего клиента, каждого, для кого соглашался шить».