Комедия, история, жизнь

 Русский Государственный драматический театр им. Горького представил премьеру постановки народного артиста КБР Юрия Балкарова «Женитьба, или Совершенно невероятное событие» по пьесе Н.В.Гоголя.
 Это не первое обращение режиссера к бессмертной комедии: двенадцать лет назад с большим успехом он уже ставил «Женитьбу» и даже сыграл в ней Жевакина. И вот теперь Балкаров представил вторую режиссерскую версию «Женитьбы», не только сохранившую, как и подобает классическому произведению, суть извечных вопросов, но и прошедшую современный «апгрейд». Он нашел свое выражение в музыкальном оформлении спектакля с использованием мелодий двадцать первого века, тонких смещениях режиссерского акцента, актерских интонированиях, придающих новый оттенок знакомым, казалось бы, словам персонажей, а то и в сокращениях и дополнениях к гоголевскому тексту. Так, настоящей овации удостоился Подколесин (Расул Кодзев), в своем финальном монологе заявивший, что коли стал бы государем, то «помимо материнского, учредил бы и отцовский капитал! А неженатых обложил бы налогом!» 
 Произведения Гоголя, помимо своей общеизвестной художественной ценности, представляют собой интересный для постановок и экранизаций материал – в том числе и благодаря большому количеству ярких персонажей. А значит, задействовать большое количество артистов, дать им возможность использовать свой потенциал. И в «Женитьбе» образца 2019-го труппа эту возможность использовала полностью. 
 Арина Пантелеймоновна в исполнении Ирины Одинцовой воплощает классический образ типичной представительницы купеческого рода, причем петербургского купеческого рода, так как актриса владеет не только великолепным искусством перевоплощения и прекрасным русским языком, но и редкой по нынешним временам способностью воспроизводить говоры и диалекты. Благодаря всем этим составляющим небольшая по хронометражу роль тетушки главной героини становится яркой и запоминающейся. Сама Агафья Тихоновна, которую сыграла Альбина Бесланеева, также оставляет приятное впечатление. Молодая актриса органично передала все чувства своей героини и стремительно меняющиеся нюансы ее настроения. 
 А Фекла Ивановна стала новым открытием Елены Жекамуховой. Всего год назад в антологии «Ах, уж эти женщины!» актриса блеснула в образе загадочной и притягательной Раисы Ниловны, и вот теперь представила диаметрально противоположную героиню. Ее сваха – это и психолог, и индивидуальная предпринимательница, до осечки с Подколесиным вполне успешно проявившая себя в своем бизнесе, и пронырливая особа, стремящаяся не упустить своей выгоды. При этом она и наивна, и добра, и не чужда жалости. 
 Но для троих соискателей руки, сердца и приданого Купердягиной, а также конкурента Феклы Ивановны на марьяжном поприще спектакль стал настоящим бенефисом. Аслан Мисостишхов (Яичница), легко и достоверно изображая карьериста и бездушного охотника за приданым, сумел показать и его уязвимость, и комплексы. Но, конечно, король комплексов – это Анучкин, созданный Исламом Канкуловым, вызывающий, тем не менее, и определенное уважение тем, что следует своей пусть нелепой, но заветной мечте.
 Третий жених – флотский лейтенант Жевакин в исполнении Замира Оракова, пожалуй, внушающий самые большие симпатии, в отличие от большинства других сценических и экранных жевакиных, выглядит не трагическим комиком, пустым жуиром или тем самым маленьким человечком, а трагическим комиком-оптимистом. И даже финальная реплика о семнадцатом отказе из уст его не звучит надломленно: он опечален, но не повержен, и будет продолжать поиски своего счастья. (Нельзя не вспомнить, что двенадцать лет назад Ораков играл в «Женитьбе» Яичницу, виртуозно препарируя его чванство и корысть).
 И все же главным героем всего действа, демиургом этой истории является Кочкарев от Заура Нагоева, ставший настоящим фаворитом публики в этот вечер. Живой, харизматичный, колоритный, он магнетизирует всех и на сцене, и в зале, заставляя даже знатоков Гоголя с интересом следить, что и как он сделает дальше. 
 Бесспорной заслугой всего актерского коллектива стала еще одна важная особенность спектакля. Как известно, Гоголь любил создавать «заочных» персонажей. Эти персонажи во плоти на сцене не появляются, но наделены яркими характеристиками, которые, тем не менее, при плохой презентации могут и не проявиться. На премьере же отец Агафьи Тихоновны и ее мифический брат, Бирюшкина, мичман Дырка и другие невидимые личности, о которых сочно и выпукло рассказывали герои, представали как живые и весьма способствовали динамике сценического действия.
 Все эти слагаемые и стали составляющими успеха постановки пьесы «Женитьба», которую Белинский совершенно точно охарактеризовал так: «Смешная комедия, которая начинается глупостями и оканчивается слезами, и которая, наконец, называется жизнью». 

Наталия Печонова. Видео на YouTube автора. Фото Татьяны Свириденко.

Свежие номера газет Советская молодежь


10.04.2019
03.04.2019
27.03.2019
20.03.2019