Учение с увлечением

 Когда тебе от 8 до 16, то лето это в первую очередь – каникулы! Вряд ли какие-то другие ассоциации придут в голову после девяти месяцев учебы. Итак, каникулы!.. Как прожить их так, чтобы «не было мучительно больно» к сентябрю? Чтобы было действительно весело и интересно, чтобы было что вспомнить и чем похвастаться перед одноклассниками 1 сентября? Об этом и о многом другом мы расскажем вам в нашей «сезонной» рубрике «Мое жаркое лето».
 Привычнее, конечно, говорить «летний детский лагерь», но все же лагерь – это несколько другое. Там школьники чаще всего живут несколько недель и имеют все необходимые для отдыха атрибуты – четырехразовое питание, тихий час, «родительский день». Однако не каждое школьное или внешкольное учреждение может это себе позволить. Но ведь лето, каникулы, и чем-то занять детей надо. Желательно чем-то полезным. И оздоровить их тоже желательно. Свой формат летнего отдыха детей четыре года назад нашел республиканский Дворец творчества детей и молодежи. Летом здесь для детей 7-15 лет организована образовательная площадка, собирающая в четырех творческих объединениях почти 250 школьников. Они находятся здесь с 9.00 до 13.00, но эти четыре часа расписаны чуть ли не по минутам, ведь приходится совмещать приятное с полезным – и отдыхать, и заниматься спортом, и чему-то учиться. Дети и их родители называют эту образовательную площадку просто «летняя школа», совмещая, казалось бы, несовместимое – лето и школу. «Мы здесь не занимаемся «натаскиванием» детей по разным предметам, а развиваем интеллектуально-творческий потенциал ребенка, - говорят педагоги ДТДМ. – Форма занятий у нас  самая разнообразная – экскурсии, походы, тренинги, интеллектуально-творческий марафон, конкурс проектов, мастер-классы, игры». Запись желающих попасть в ДТДМ на лето начинается еще весной, и к концу мая мест уже не бывает. Пребывание здесь бесплатное. Родители платят только за билеты в кино или зоопарк, например, и скидываются на канцелярские расходы – для творческой работы закупаются альбомы, краски, карандаши, тетради и т.д. Перед началом смены родители  школьников пишут небольшое «сочинение» на тему «Чего я жду от пребывания моего ребенка на этой образовательной площадке?». По окончании все – и дети, и родители – делятся впечатлениями письменно: оправдались ли ожидания? Что понравилось особенно? Чего не хватает или хотелось бы изменить? С учетом пожеланий на следующий год составляется план работы всех творческих объединений летней образовательной площадки. В работе задействованы все педагоги дворца– на каждые 15 детей один «закрепленный» педагог и несколько организаторов. 

 С добрым «УТРОм»!
Самое многочисленное объединение здесь – интеллектуально-творческое. «УТРО» – это аббревиатура: «Учись. Твори. Развивайся. Открывай». 90 школьников от 8 до 13 лет, как ни странно, предпочитают летом не только отдыхать, но и учиться. 
- Это такая учеба, которая нравится всем, - считает руководитель отдела научно-исследовательской работы Елена Куянцева. – Мы здесь учимся, играя и творя по вдохновению. Русский язык и литература, информатика, математика, английский – все как в школе и все по-другому. Мы не зубрим правила русского языка, а учимся журналистике, пишем проекты и сочинения на выбранные темы. И задач по математике и информатике не решаем, а учимся мыслить логически. Даже если ты закоренелый гуманитарий, тебе будет интересно на занятиях по математике, потому что эта наша математика – для всех. В «Английском клубе» мы не просто учимся говорить, мы играем. Оценок здесь не ставят, у нас нет двоечников и отличников, но есть победители интеллектуальных игр и марафонов, есть лучшие проекты и награды за них.
Сейчас проектной деятельностью занимаются даже первоклассники, поэтому для исследовательской деятельности у нас нет ограничений по возрасту. Темы выбираем несложные, те, которые ребенку ближе и понятнее. А что может быть ближе, чем собственная семья? Поэтому и темы у нас часто «семейные»: «Как познакомились мои мама и папа», «Мой прадед – герой Великой Отечественной», «Наша семейная реликвия» и т.д. Для нас еще очень важно подключить к творческой или исследовательской деятельности родителей, мы хотим, чтобы эти работы были «семейными». У нас есть даже специальные «родительские часы», когда мы собираем их и рассказываем, как важно работать над этими проектами сообща, всей семьей, и как именно это делать лучше. Знаете, получаются очень интересные работы! Иногда они перерастают в серьезные исследования. К примеру, в первый раз своего пребывания здесь ребенок писал исследовательский проект «Женские имена моего рода», второй – «Мужские имена моего рода», потом, став чуть старше, исследовал фамилии и подготовил очень интересный проект «История моего рода».
Пишем проекты и к знаменательным датам, в том числе к юбилеям писателей, поэтов и других известных людей. В этом году выбрали две и решили отметить их немного иначе – к 220-летию Александра Пушкина подготовим конкурс чтецов, а к юбилею Чуковского (в этом году исполнилось 130 лет со дня его рождения) проведем конкурс инсценированной сказки.
Конечно же, не все 4 часа мы учимся, мы и отдыхать любим и умеем! Танцуем, поем, рисуем, участвуем во всех конкурсах и спортивных состязаниях. Каждый понедельник у нас – танцы, каждый вторник – экскурсии, по четвергам – спорт, по пятницам – походы.

Когда горит «Зеленый свет»
Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ДТДМ недавно тоже создал свое объединение на летней образовательной площадке. Пока оно самое маленькое – всего 15 детей, но очень активное.
- У нас есть своя «Лаборатория безопасности», где мы наглядно можем учить детей правилам дорожного движения, - рассказывает руководитель Центра Виолетта Бляшева. – То есть мы не просто рассказываем им теорию ПДД, мы моделируем ситуации, где каждый из них может стать и пешеходом, и пассажиром, и водителем. Для «пассажиров» у нас есть макет автобуса, для «водителей» – велосипеды и самокаты. Детей постарше учим оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП. Школьникам очень нравятся такие игры, но, кроме того, что это интересно, это еще и очень полезно и познавательно. Такие наглядные «уроки» мы демонстрируем детям и других объединений на летней образовательной площадке. 

Окна «РОСТа»
В этом объединении собрались те, кому интересно то, что «за окном» – природа. Юные экологи расшифровывают свое название так: «РОСТ» – «Развитие. Оздоровление. Спорт. Творчество». 75 школьников 2-6 классов занимаются в трех группах.
- Дети особенно любят походы и экскурсии, - говорит заведующая отделом экологического образования Лариса Уянаева. – А для нас каждый поход и каждая экскурсия – это еще и повод для новых знаний и творчества. В походах педагоги рассказывают детям об интересных представителях флоры и фауны, которых мы встречаем или можем встретить по пути. Из каждого похода мы приносим какие-то природные материалы, из которых потом мастерим поделки и организовываем выставки. Иногда работаем как «экологический десант» – убираем мусор в городском парке, возле озер. Всю смену у нас работают кружки «Экология. Творчество. Дети», «Медицинское дело», «Юный эколог», «Мир вокруг нас», «Валеология». Мы, к слову, немало внимания уделяем физкультурно-оздоровительным и профилактическим мероприятиям – кроме спортивных соревнований и походов, проводим «Минутки здоровья», где рассказываем детям о гигиене, о пользе витаминов, о правилах поведения на воде, в лесу, на дороге, с незнакомыми людьми, о пожарной безопасности и многом другом. 
Еще детям нравятся «часы профессий», которые проводятся на нашей летней образовательной площадке во всех объединениях. Мы уже знакомились с представителями нескольких профессий и видели, как они работают, в этом году надеемся познакомить ребят с работой специалистов медицины катастроф.

«Солнышко» смеется…
Объединение «Солнышко» – детище отдела организационно-массовой работы дворца. А это значит, самое веселое и беззаботное – ни тебе защиты проектов, ни «экологических десантов» – развлекайся себе в свое удовольствие!
- И все-таки познавательная часть в нашем отдыхе присутствует, - утверждает руководитель отдела Валентина Хидзева. – Без этого никак, ведь у нас здесь образовательная площадка! В игре или творчестве, но мы постоянно познаем мир вокруг себя. Простой поход в зоопарк это не просто развлечение, но и повод что-то узнать о животных от наших педагогов. Поход в Ботанический сад, музей или на выставку – тоже. Кружки, которые работают у нас во время смены, – на любой вкус – театральная студия, изобразительное искусство, краеведение, танец.
Давно заметила, что из всех развлекательных мероприятий дети особенно любят те, в которых присутствует какой-то дух соревнования – «Веселые старты», «Мисс и мистер смены», «Конкурс костюмов из подручных материалов». Столько энергии, энтузиазма, фантазии! А еще они любят те мероприятия, где можно от души повеселиться, подурачиться. Традиционно любимым у нас всегда бывает «День Нептуна» – его ждут, к нему готовятся. Если вдруг не очень везет с погодой и мы не отмечаем его у водоема, тогда мы проводим водные баталии на природе – принести брызгалки, водные пистолеты и обливать друг друга – для детей это огромное удовольствие.
Любимыми всеми общими мероприятиями остаются открытие и закрытие смены. Пожалуй, закрытие любят больше, несмотря на то, что все расстаются с неохотой, даже со слезами, бывает. Но на открытии, когда не все еще перезнакомились и подружились, дети немного стесняются. А вот на закрытии, когда вокруг одни друзья, все хотят участвовать во всех мероприятиях. Никто уже не стесняется выходить на сцену петь и танцевать, у нас даже бывает, как мы со смехом говорим, «битва за микрофон». Все обязательно обмениваются контактами и обещают встретиться «снова здесь на следующий год».

 

Подготовила Гюльнара Урусова.

Свежие номера газет Советская молодежь


19.06.2019
13.06.2019
06.06.2019
29.05.2019