Свой стиль, вкус, характер

«Сатаней, гуаша нартов, 
Кто тебя умней и краше? 
Лик твой, солнцем осиянный, 
Твой наряд золототканный 
Славятся в Отчизне нашей!
Мудро поступи, гуаша: 
Ножницы свои стальные 
Ты заставь скроить одежду
Под доспехи боевые 
И в меня всели надежду!»
 Великая мать нартов Сатаней славилась не только необыкновенной красотой, умом и мудростью, но и множеством умений, в том числе шить и рукодельничать. Этими талантами сполна одарена и ее современная тезка Сатаней Шебзухова, красивое имя, которое выбрала бабушка, оказалось пророческим.
 Несмотря на то, что ни бабушка, ни вся семья Сатаней к шитью никакого отношения никогда не имела, сама девушка себя характеризует как «прикладник с детства». Потому что постоянно придумывала что-то, лепила, вырезала из бумаги и ткани, приклеивала, украшала. Разнообразию и многочисленности гардероба ее кукол могла бы позавидовать не одна взрослая модница. И хотя, за исключением кружка бисероплетения, в художественную школу или на курсы кройки и шитья девочка не ходила, но всегда твердо знала, какую профессию изберет: «В детстве где-то я впервые услышала слово «модельер» и решила его использовать в своем лексиконе. И с тех пор, когда меня спрашивали, кем я стану, неизменно отвечала: «Модельером». А для верности, чтобы люди не перепутали с другим однокоренным словом, и для собственной уверенности, так как это слово и для меня было все-таки в новинку, добавляла, что ни в коем случае не моделью, а тем, кто придумывает и шьет». 
 Так что, никаких колебаний после окончания школы в 2011 году у девушки не было: она подала документы в Пятигорский государственный технологический университет на специальность «Дизайн костюма». Но пройти на бюджет тогда ей не удалось, поэтому она поступила на то же направление пятигорского филиала Российского государственного университета туризма и сервиса. Возможно, высшее образование она бы так и получила там, но через год филиал РГУТИС закрылся. Студентам предоставлялась возможность с сохранением бюджетного места перевестись либо в головной вуз в Черкизово, либо в любой другой. Уезжать девушке далеко от дома не хотелось, и она перевелась в тот самый ПГТУ, в который не удалось попасть годом ранее.
 Учеба Шебзуховой нравилась, и, так как группа из пяти будущих дизайнеров получила право свободного посещения, то студентка воспользовалась этим правом по максимуму, поступив и в колледж при вузе. Сначала Сатаней получила в колледже специальность портного, а затем стала специалистом по конструированию швейных изделий, освоив таким образом сразу три специальности за годы учебы, позволившие ей досконально постичь все тонкости создания искусства одежды с разных сторон.
 Кроме того, она успешно участвовала в различных конкурсах. Так, в 2015 году в Воронеже она участвовала в XIII Международном фестивале моды, дизайна и ремесла «Губернский стиль», в состав жюри которого входили Вячеслав и Егор Зайцевы, в номинации «Креатив». В том же году на VI ежегодном международном конкурсе молодых дизайнеров «Минги Тау» со своей построенной на полутонах серо-бежевой коллекцией «Hromofobija» Шебзухова заняла второе место, а позже, в сентябре, показала свои работы на первом фестивале моды Podium Nalchik.
«Хромофобия» и стала дипломным проектом Сатаней, в итоге окончившей вуз с отличием.
Относительно дальнейшей деятельности никаких сомнений не было, так как она всегда знала, что будет хозяйкой собственного ателье. В родном Баксане родители подарили ей небольшое помещение, а сама девушка за годы учебы копила свою повышенную стипендию и смогла приобрести три швейные машинки.
 Правда, первый год после получения диплома, пока шел ремонт будущего ателье, работать приходилось на дому, и работать достаточно интенсивно: ведь не успела она выложить первое объявление, как поступил первый заказ, а за ним потекли и остальные. Сатаней не устраивала никаких маркетинговых кампаний по раскрутке своего дела, но ее работа говорила сама за себя.
 Сейчас среди ее клиентов не только баксанцы, к ней приезжают и из Нальчика, Прохладного, Пятигорска. Объясняется это не только талантом, трудолюбием, стремлением обеспечить максимальное качество и во многом личным перфекционизмом, но и таким достаточно редким для представителей творческого направления сферы обслуживания качеством как уважение пожеланий клиентов: «Никогда не навязываю свой вкус, когда ко мне приходят люди, я всегда стараюсь сделать именно то, что они хотят. Даже если заказчики сами просят предложить и придумать что-нибудь, что бывает нередко, я почти никогда не выдаю собственного готового решения. Расспрашиваю их, заставляю их осознать и понять, что же они хотят на самом деле, что им понравится. Потому что это будет уже ИХ вещь, они будут ее носить, она будет им нравиться или не нравиться. А значит, это стоит того, чтобы приложить усилия к поискам лучшего варианта. Ну, а что мне нравится самой, так это конечная реакция клиента, очень люблю этот момент, когда реальность совпадает с их ожиданиями. И это настоящее счастье! 
Почему я использую хэштег #Необычныйпортной? Потому что в нем и заключается то, что я даю возможность другим людям воспринимать нестандартные формы, даю понять, что можно быть не таким как все, носить не то, что носят все, хотеть не то, что хотят все, и это нормально. Я знаю, что это очень долгий и медленный путь, но мне приятно, что людям нравится, когда они видят на моей страничке слегка нетипичные вещи – им нравится и они приходят ко мне. А ведь в этом и состоит разница между готовым изделием и индивидуальным пошивом».
 Игра цветов, фактур, материалов, декоративных деталей превращают каждое изделие молодого дизайнера в эксклюзивную вещь. Впрочем, сама молодая мастерица сознательно предпочитает позиционировать себя как портного и все свои работы подписывает вторым хэштегом #Ктопортнойяпортной, выражая тем самым свое кредо: приоритет интересов клиента над своими творческими устремлениями. 
 По мнению Сатаней, в Баксане есть много ателье, но принципиальным отличием своего собственного она называет подход к работе с заказчиком. А он отличается от достаточно распространенного, при котором мастер, считающий, что знает, как лучше сделать, не обращает особого внимания на мнение клиента. Часто заказчики приходят к ней с опасением – ведь их предыдущий опыт индивидуального пошива омрачен полным игнорированием их пожеланий: «Со мной вроде не было такого. К примеру, одна моя взрослая заказчица ездит ко мне из Нальчика, так как абсолютно уверена, что она мне может сказать что хочет, и получит ровно то, что желает». 
 Благодаря этому подходу клиентура Сатаней Шебзуховой в основном состоит из постоянных заказчиков, а главенствующий стиль заказываемых изделий – casual, что ее очень радует: «Здорово, что люди хотят придать изюминку повседневной одежде, а не только когда задумываются о вау-эффекте на свадьбе или каком-то торжестве».
 И действительно, повседневная одежда от Шебзуховой не может не вызывать восхищенные взгляды. Болеро, аби, камзолы, банты-галстуки, двуцветные пальто, укороченные жакеты, юбки-трапеции, костюмы, идеально имитирующие комбинезоны и платья, выглядят уместно для любых мест и любых событий. 
 Если сравнивать внешний облик жителей КБР с остальными регионами, то, на профессиональный взгляд Шебзуховой, на сегодня мы одеваемся довольно свежо и интересно и начинаем переходить к более свободным формам.
 Свободе стиля и форм, умелое сочетание которых она ценит в таких эталонах элегантности как Блейк Лавли и Елена Перминова, сама она тоже следует, одеваясь, по собственному признанию, по настроению: «С приходом весны, с возвращением тепла и солнца, уже вечером я планирую, что надеть на следующий день. А вот зимой – что утром вылавливается из шкафа, то и выбираю».
 Несмотря на очевидную приверженность casual, Шебзухова, являясь дипломированным дизайнером одежды, легко справляется и со всеми другими стилями. 
 По запросу она шила вечерние платья для выпускных, а для фотосессий – свадебные платья, которые, оказывается, отличаются от нарядов невесты на торжество.
 А вот изготовлением национальной одежды и стилизованных под фащэ нарядов Сатаней не занимается принципиально: «Мне не хочется вмешиваться именно в процесс создания фащэ, придавать ему новое видение. Мне нравится, когда национальной одеждой занимаются те, для кого она является профильной специализацией. Крайне редко, после долгих уговоров, могу сделать исключение для кого-то из знакомых».
 Творческие устремления и даже эксперименты ательер Шебзухова предпочитает направлять на себя, органично сочетая с профессиональным совершенствованием, как произошло, например, с изготовлением корсетов: «Это тоже было одной мечтой детства, казалось мне сверхсложным, сверхкрасивым, и даже мыслей не возникало, что я могу сама научиться создавать корсеты, самые настоящие корсеты! По всем правилам Его Величества Случая совсем недавно в соцсетях я неожиданно наткнулась на страничку «Корсетной школы Петербурга», работы которой меня необыкновенно впечатлили. За месяц я прошла три курса по разным направлениям, и вот, создание корсетов из разряда несбыточных желаний стало для меня реальностью!»
 Еще одним новшеством этого года стало то, что Сатаней, которой захотелось попробовать что-то новое, впервые занялась и преподаванием. И с ученицей – известным фотографом и блогером Анной Романовской ей очень повезло. Подготовив специальную методичку и программу, начав со строчки, всего за несколько месяцев учительница обучила подопечную, ранее не имевшую никакого опыта шитья. Процесс шел очень быстро, хотя четырехчасовые занятия проходили всего два раза в неделю по выходным. Под руководством наставницы Анна успела самостоятельно изготовить юбку, пару брюк, пиджак и декорированное перьями платье. Вся эта одежда имеет неизменный успех у всех, кто ее видит. 
«Мне всегда очень нравились ее модели, и теперь благодаря ей я сама научилась шить. Сказать, что я очень довольна – это ничего не сказать, - говорит Анна. – Я уже давно хотела научиться что-то мастерить собственными руками. В моей жизни Сатаней появилась, когда на своей подруге я как-то увидела очень интересный костюм и не могла не спросить об авторстве. И потом, когда у этой же подруги увидела пост о наборе учеников в школу Сатаней, не откликнуться тоже было невозможно. Горжусь, что я у Сатаней первая и пока единственная ученица, которую она учила и училась сама, как учить. Мы с ней уже несколько месяцев занимаемся и, хотя курс с ней закончили, я попросилась на продолжение обучения, потому что хочу попробовать вместе с ней сделать еще кое-что, а потом уже уйду в вольное плавание.
 Стиль ее преподавания мне очень нравится: у Сатаней все «как в аптеке», все по полочкам, во всем прослеживается четкая система. Еще у нее настоящий глаз-алмаз, от взора которого ничего не ускользает, и точная рука, что у меня вызывает искреннее восхищение. Потрясающее трудолюбие, невероятный профессионализм и преданность любимому делу: никакая халява у нее не пройдет и промах незамеченным не останется – она очень строга в этом плане.
 Тот, кто зайдет на ее страничку, сразу же обратит внимание на ее работы, ведь она очень необычно шьет! Портных у нас много, ателье чуть ли ни на каждом шагу, но такой индивидуальный пошив, чтобы все было так стильно, интересно и «вкусно» сделано, я ни у кого не встречала! 
 Сейчас даже смешно вспоминать, как на мои опасения о том, что на занятия придется ездить в Баксан, Сатаней сказала: «Приезжай и узнаешь, что это совсем не страшно». И это действительно не страшно, очень легко и быстро добираться до ее невероятно уютного ателье. Я настолько привыкла к нашим занятиям, что теперь мне представить невозможно, как я от нее уйду. Буду, наверное, к ней приезжать и еще что-то спрашивать. Очень яркая девушка и мастерица со своим стилем, вкусом и характером!»

Наталия Печонова.

Свежие номера газет Советская молодежь


16.10.2019
09.10.2019
02.10.2019
25.09.2019