15 декабря, 2021 - 09:49
В Музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко в Нальчике открылась ежегодная выставка работ членов фотоклуба «Свой стиль». 17-я по счету, она вновь удивила посетителей новым взглядом и новым отношением к окружающему миру уже, казалось бы, таких знакомых фотохудожников. И еще тем, насколько они «подросли» за год. Возможно, сказалось их участие в крупных всероссийских фотопроектах, а может – вынужденная обособленность, располагающая к творческим размышлениям.
В этом году практически все члены клуба представили не отдельные снимки, а фоторассказы о людях и природе, республике и стране. О том, что каждый из них любит, чем восхищается, о чем грустит. Самый старший из фотохудожников, Геннадий Бекоев, представил гостям вернисажа отчет о своем летнем путешествии – серию снимков «Камчатка-2021», убедив всех, что восхищаться стоит не только Эльбрусом.
Серия снимков Элины Караевой, посвященная старым домам, провела зрителя по границе сожаления о разрушающейся эпохе и восхищения красотой, которая с возрастом меняется, становится тоньше, но никуда не уходит. Тенгиз Мокаев работами, традиционно посвященными горам, доказал зрителю, что, будучи журналистом, общественным деятелем, членом Русского географического общества и еще много кем, остается горцем.
В изобилии цвета внимание привлекали черно-белые снимки Александра Подвы – преимущественно женские портреты. По словам автора, человек для него интереснее природы, которую он предпочитает «живьем», а женщина интереснее, чем мужчина. «Женщина тоньше организована, это всегда сложное выражение внутреннего состояния разными способами, непредсказуемая мимика, настроение... Иная, чем у мужчин, реакция на все», - заметил Подва. Монохромность портретов Александр объяснил нелюбовью к цвету: «И потом, черно-белый снимок всегда возвращает к прошлому…»
Второй «черно-белый» фотохудожник выставки, Ахмат Байсиев, считает, что цвет часто отвлекает от сюжета. Он представил серию снимков «Хадис из Верхней Балкарии». В истории про Хадиса Мамаева и двух его сыновей, Казима и Эльяса, есть и портреты, и сцены из жизни: «Хадис – житель Верхней Балкарии, обычный человек. Он без пафоса поделит последний кусок хлеба, молча и без вопросов придет, когда позовут, и будет делать, что от него потребуется. За десятки километров от села, в горах, где нет ни мобильной связи, ни людей поблизости, у ледников урочища Сукан Хадис пасет свою отару. Волки и медведи рядом, и даже если просто подвернет ногу, на помощь прийти некому. Опасности для Хадиса – это повседневность. Он герой, хотя сам об этом не знает. И сыновей растит таких же. Моя фотоистория – о Хадисе и его сыновьях, а через них – об одном из высокогорных народов России, балкарцах».
Многоцветьем и оптимизмом наполнена экспозиция пейзажных работ председателя «Своего стиля» Ивана Лукьяненко. Открывая выставку, он отдал должное мастерству своих коллег и подчеркнул, что за последнее время и музей, где «Свой стиль» регулярно выставляется, похорошел, и работы фотохудожников клуба стали лучше: «Во всяком случае, я вижу довольные лица, а это значит, что выставка людям понравилась и мы на правильном пути!»