«Нашим выпускникам работу найти проще, чем выпускникам вузов»

2 октября в стране отмечается День профессионально-технического образования. Этот праздник отмечают и работники учебных заведений среднего профессионального образования – преподаватели и мастера производственного обучения колледжей. Именно в этот день в 1940 году был принят указ «О государственных трудовых резервах», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Профтехучилищ и фабрично-заводских школ в нашей стране давно нет, но есть колледжи, где можно получить среднее профессиональное образование, приобрести рабочую профессию, а иногда даже несколько. 
Среди награжденных 2 октября – преподаватель Кабардино-Балкарского колледжа «Строитель» Анна Селеменева. В профессиональный праздник ей вручили Почетную грамоту министерства просвещения КБР.
По словам Анны, в колледже она оказалась случайно – когда искала работу, сосед посоветовал обратиться в «Строитель», тогда он еще назывался лицеем. Случайность оказалась счастливой, и за 15 лет работы в колледже она ни разу не пожалела о том, что воспользовалась советом соседа.
- Я сюда пришла почти сразу после университета, совсем молоденькой и, надеюсь, именно отсюда уйду на пенсию, - смеется она. – Или не уйду! Буду бодрой работающей пенсионеркой!
В школе моей самой большой любовью была математика, я планировала поступать на эту специальность в наш университет, и учителя меня поддерживали. Тогда еще не было ЕГЭ, мы при поступлении сдавали обычные экзамены по билетам. Я все сдала, но, увы, недобрала одного балла. Расстроилась, конечно... Но в университете меня успокоили – сказали, ничего, мол, страшного, поступай на инженерно-технический, там конкурс меньше. Год проучишься и переведешься на свою любимую математику. 
- Надо же! А сейчас все с точностью до наоборот! На инженерные специальности поступить сложнее, чем на математику, а на специальность «строительство» так вообще непросто – там баллы намного выше, чем на математику!
- Да, сейчас все поменялось. Я больше двадцати лет назад поступала в университет, тогда производство почти повсеместно стояло, ничего не строилось, инженеры вообще, и в строительстве в частности, были не востребованы. В общем, я отнесла свои документы на ИТФ в надежде, что через год переведусь на математический. Но меньше чем через год поняла, что не хочу никуда уходить с ИТФ, что здесь мне очень нравится!
- Что конкретно было причиной поменять свои планы и остаться на ИТФ?
- Причин было несколько. Во-первых, преподаватели – умные, интересные и влюбленные в свою профессию. Я с радостью шла на лекции, с удовольствием некоторыми предметами занималась дополнительно – очень любила инженерную графику, например. Во-вторых, наша группа – дружная и веселая, состоящая в основном из парней, – на 35 человек у нас было всего 5 девушек. А с парнями учиться и общаться, оказывается, гораздо легче, чем с девушками – нас всячески опекали, нам помогали и при этом мы все оставались друзьями. До сих пор, кстати, с одногруппниками тепло общаемся! В-третьих, сама атмосфера этого факультета. Мы были таким «вузом в вузе» – вроде как и в университете, и в то же время как бы обособленно от всех, отдельный корпус в красивом месте – очень камерная, дружелюбная и уютная обстановка.
Получив диплом, я поняла, почему на ИТФ не было конкурса – работу найти было практически невозможно. К слову, среди моих однокурсников и сейчас почти никто не работает по специальности. В моей 28-й школе были готовы взять меня учителем математики, но с соответствующим дипломом – им нужен был математик, а не инженер. Вот тогда сосед и предложил мне обратиться в лицей «Строитель». Я, честно говоря, даже не знала, что такой существует, хоть и жила на «Искоже». Взяли меня на должность мастера производственного обучения и дали группу из 25 выпускников 9 классов специальности «сети связи и системы коммутации».
- А разве мастер производственного обучения не с производственной практикой учеников связан? Какие обязанности он должен выполнять?
- В то время это было нечто среднее между куратором в вузе и классным руководителем в школе плюс преподавание такой дисциплины, как «введение в специальность». То есть надо было разные функции выполнять – и образовательные, и воспитательные. 
- Педагогику на ИТФ не преподают, трудно было вчерашней студентке находить общий язык с 14-летними учащимися?
- Нет, спасибо коллегам! Коллектив у нас здесь был и есть просто замечательный – дружный, профессиональный и всегда готовый прийти на помощь. Мне помогали, советовали, делились опытом, так что я очень быстро втянулась в работу. С учениками моей первой группы мы поладили сразу, и не только поладили, но и подружились. Даже спустя годы после окончания колледжа, встретив меня на улице, они кидались с радостным криком: «Мама Аня!» Не знаю, чем именно заслужила такое прозвище. Может, тем, что, даже помня о субординации, хотела и старалась стать им старшим другом. Со мной всегда можно было поговорить обо всем, о своем личном в том числе. И они говорили! Мне рассказывали тайны, советовались в делах личных, ко мне даже приводили знакомить своих избранников! Я как-то даже была свидетельницей на свадьбе у моей ученицы!
Начало нулевых для образования, среднего специального в особенности, было нелегким – все время шли какие-то реорганизации. В нашем колледже тогда появилось немало детей из неблагополучных семей. Причем по возрасту даже не дотягивающих до поступления в колледж – это были семи- и восьмиклассники, исключенные из школы за прогулы и плохую учебу. Они не нужны были ни школам, ни собственным семьям. Их брали в колледж, давали комнату в общежитии, кормили, учили. Знаете, некоторые ходили на занятия только из-за того, что здесь, в колледже могут покормить и… поговорить. Да-да, иногда им просто человеческого тепла не хватало, им просто хотелось, чтобы кто-то их любил, что-то с ними мог обсудить, выслушал бы их секреты и ответил на вопросы. И это все на себя взяли педагоги. И я в том числе. Сейчас мне очень радостно оттого, что большинство из этих ребят нашли себя, стали достойными людьми с хорошей профессией. Вот это, пожалуй, один из главных плюсов нашей профессии – гордость за бывших учеников, нашедших себя в этой жизни и ставших хорошими и счастливыми людьми. Это очень радует и мотивирует.
- А сегодняшние учащиеся колледжа? С ними возможны дружба и доверительные отношения?
- Возможны, хоть и не в той мере. Сегодняшние более скрытны. Но и более уверены в себе, самостоятельны, прагматичны, целеустремленны. Уже почти 10 лет я не работаю мастером производственного обучения, а преподаю мою любимую инженерную графику, метрологию и стандартизацию. Но и сейчас стараюсь не ограничивать свое общение с учащимися только лекциями, я стараюсь с ними что-то обсудить, что-то рассказать… Я не говорю: «Вы должны знать мои предметы!» Я доступно стараюсь объяснить, почему они должны их знать. С примерами из собственного и чужого опыта.
- Ваши выпускники идут по вашим стопам, поступая в вузы на инженерно-технический факультет?
- Конечно, такие есть, но немного. Наши выпускники, особенно если они занимались прилежно, легко находят себе работу после окончания колледжа. Им это сделать гораздо легче, чем выпускникам вуза. Да и зарабатывают они на порядок больше. На хороших выпускников у нас иногда «очередь» работодателей. Иногда в колледж звонят, просят порекомендовать кого-то из выпускников, иногда после какого-нибудь конкурса или практики сразу берут на производство. Сейчас к нам приходят все больше молодых людей, которые специальность выбрали осознанно, среди них, кстати, есть и дети моих однокурсников! Причем учатся с удовольствием, чем меня очень радуют!

Свежие номера газет Советская молодежь


09.10.2019
02.10.2019
25.09.2019
18.09.2019