Будем ждать от «Шанса» шанса…

Четверо школьников из Кабардино-Балкарии приняли участие в четвертьфинале всероссийской интеллектуальной игры «Умники и умницы», который прошел в Москве в начале декабря. Из четырех в полуфинал прошла лишь одна – ученица 11-го гуманитарного класса лицея №2 г. Нальчика Аида Абдуллаева.
- Вообще-то я о МГИМО не мечтала и не планировала туда подавать документы. Теперь уже – да, мечтаю и очень хочу туда поступить. Но еще год назад я не рассматривала этот вуз для поступления, я вообще не была уверена в какой вуз и на какую специальность буду поступать. Впрочем, я и сейчас в сомнениях… Если не получится с МГИМО, то буду определяться с выбором вуза – возможно, в Москве или Санкт-Петербурге. Специальность? Скорее всего, это будет международная журналистика. 
На «Умники и умницы» я попала благодаря маме и классному руководителю. Классрук сообщила о том, что проводится отбор на региональный этап, а мама уговорила принять участие. Ей нравится эта интеллектуальная игра, она ее часто смотрит по телевизору.
Отбор проходил в два этапа – письменный предполагал написание эссе на тему родного края, а устный – собеседование на какую-то определенную тему. Эссе меня не пугало – все-таки я в гуманитарном классе учусь, что предполагает, что я должна владеть словом, творчески мыслить и правильно и красиво излагать мысли на бумаге. Я и сама осталась довольна своей работой, и эксперты поставили мне высокие баллы за нее. А вот к собеседованию я не была готова – просто не было опыта в таких диалогах, я не очень понимала, что надо делать, я не понимала саму структуру собеседования, не знала, как именно оно должно проходить. Да и тема у меня была нелегкая - о национализме и межэтнических отношениях и конфликтах. Мне показалось, что я справилась, правда позже выяснилось, что, судя по баллам, эксперты не были со мной согласны. Но сумма баллов, набранных на отборочных этапах, все-таки позволила мне попасть в команду «умников и умниц». Правда, в качестве теоретика, а не агониста (агонисты состязаются на дорожках, теоретики находятся в зале, но могут попробовать дать ответ на вопрос, оказавшийся не под силу агонистам и получить за него медаль или орден – ред.) Нам обозначили тему первой игры – биографии просветителей Кабарды и Балкарии – Пачева, Ногмова и Мечиева, и даже посоветовали литературу, которой можно пользоваться. И все равно ее было мало! В интернете мало что можно было найти, поэтому я сидела в Национальной библиотеке, искала там все, что можно. И прошла в полуфинал. Темой второй игры был Лев Толстой – все о его жизни и творчестве. Здесь уже было полегче – литературы много, хоть небольшой, но опыт есть – уже готовишься и думаешь: вот этому моменту нужно больше внимания уделить, могут спросить, и вот этому…Уже понимаешь, что надо запоминать детали – любая мелочь, незначительный на первый взгляд эпизод из жизни могут стать основой для вопроса. В общем, к финалу я подошла, имея 7 орденов. Мама смеялась: «Сидела-сидела Аида в зале, так до финала и дошла». В финале у нас был один всего агон и я его выиграла, став абсолютным победителем.
На финале в регионах всегда присутствует эмиссар – человек из команды, делающей передачу «Умники и умницы», он может пригласить на передачу еще несколько отличившихся на региональном этапе ребят, обычно призеров игры. Эмиссар Карина Князева выбрала еще троих школьников из нашей республики.
За три месяца до съемок в Москве нам назвали темы, по которым будет проходить четвертьфинал: Россия 1613-1700 годов; Англия1509- 1603 годов и Брежнев и его эпоха. В «Умниках и умницах» есть свои правила. Например, в четвертьфинале «умников» из регионов снимают отдельно от москвичей и питерцев, у нас с ними даже темы игр разные. Съемки идут три дня – каждый день по 4 агона, в первый день репетиция и жеребьевка. Абсолютные победители из регионов в четьвертьфинале всегда агонисты, они выходят на дорожки, согласно жеребьевке. Я попала в первый же агон! Первое состязание – пролог или конкурс красноречия – перед выходом нам дают тему и мы за 15 минут должны придумать красивую речь по этой теме, такой 40-секундный спич, который и определит очередность права выбора дорожки. Конечно, большинство ребят хотят желтую – это золотая середина – есть право на ошибку и возможность ее исправить. Но, увы, в прологе я была второй, и выбирать мне пришлось между красной и зеленой дорожками. Я выбрала красную. Решила рискнуть! А, вот еще одно важное правило игры: абсолютные победители региональных этапов «бессмертны». Проиграв в агоне, они не лишаются шансов продолжать игру – переходят в теоретики, и в том случае, если за время игры наберут не менее двух орденов, проходят-таки в полуфинал. Темой у нас была Россия 1613-1700 – конечно, я готовилась к ней, но все же другие две – Англию и брежневскую эпоху знала лучше. Когда услышала вопрос «Какой монастырь был любимым у Алексея Михайловича и почему?» запаниковала. Вроде как читала об этом… Или не читала? Забыла или не знала?...Ужас просто, тысяча мыслей в голове и ничего по теме! Страх, смятение, неуверенность… Короче, катастрофа – я на этот вопрос не ответила, и его переадресовали теоретикам. «Ва-банк?» - предложил Юрий Павлович Вяземский и я, конечно, согласилась. «Какие официальные языки Ватикана?» - спросил он. Это был простой вопрос, и я знала на него ответ. Конечно, итальянский и латынь! Я сказала: «итальянский» и с ужасом поняла, что сомневаюсь, а латынь ли второй. Вроде знаю, что да, но вдруг ошибаюсь…Неудача в самом начале игры меня, конечно, сбила с толку и заставила сомневаться даже в том, что знаю. «А второй?» - спросил Юрий Павлович. И вдруг неожиданно для себя я сказала: «Греческий». И в ту же секунду точно поняла, что, конечно же, не греческий, а латынь! Но было поздно – меня отправили на скамейку штрафников. Это такое ужасное место, где ты просто зритель. Ты не можешь участвовать в игре наравне с теоретиками, даже руку не имеешь права поднимать, хоть и знаешь ответ. Вот представьте, я понимаю, что мне надо взять хотя бы два ордена за ответы «из зала», иначе я просто вылечу из игры. Но я не имею права участвовать в игре! Ух, сколько мыслей я там на этой скамейке передумала! Было невероятно обидно – такой шанс потерять! Ведь если бы я ответила на первый вопрос, я бы в первые минуты передачи уже была бы в полуфинале и дальше могла просто спокойно и радостно все наблюдать со стороны. Вот знаете, я не раз смотрела эти игры по телевизору, и иногда думала: какие легкие вопросы попадаются участникам, почему они не могут ответить на них?! Поверьте, отвечать на эти вопросы дома, сидя у телевизора гораздо проще, чем стоя на дорожке под прицелом телекамер и понимая, что от того, правильно ли ты на него ответишь, зависит, сможешь ли ты воспользоваться единственным шансом, который, возможно, изменит твою судьбу.
Меня отпустили со штрафной скамейки скоро, некоторые сидят и подольше, а я всего лишь один агон. Казалось бы – повезло, однако посадили меня на не очень удачное место – оттуда было очень плохо слышно вопросы. Третий агон прошел мимо меня, четвертый – тоже. Первый день из трех закончился, а у меня « в багаже» два неправильных ответа и ни медали, ни ордена. Я очень расстроилась. Я плакала. Меня все утешали. Кстати, про атмосферу, которая на этих играх царит, надо сказать отдельно. Коллеги мои по игре – школьники со всей страны – были замечательные! Не, ну было там, конечно, несколько зануд и снобов, которые считали себя самыми умными и ни с кем не хотели общаться, но в основном все были классные! Умные и веселые, мы друг друга поддерживали и друг за друга болели. А Юрий Павлович вообще супер! Он старался каждому уделить внимание, хвалил нас и шутил с нами. Именно с его легкой руки меня стали называть Эфиопская царица и до сих пор в нашем общем чате так называют. Это из-за оперы Джузеппе Верди «Аида», там же эфиопская царица – моя тезка.
Но я недолго плакала – у меня характер такой: случилась неприятность – поплачу, погорюю, потом соберусь и иду исправлять все, что можно, то есть – снова в бой! 
На второй день я, к сожалению, снова села в неудачном месте. Это, кстати, немало значит – где ты сидишь в студии. Тех, кто на верхних и боковых местах, спрашивают реже. Ты можешь тянуть руку как угодно и сколько угодно, но тебя попросту не замечают. Вообще в этой игре очень много случайностей. Нередко и выигрыш зависит от случая. Бывает, что вопрос очень легкий, но ты почему-то его не знаешь, а бывает наоборот. Один игрок, например, не смог ответить на вопрос «Какой самый многонациональный регион в России?». А это дети еще в начальной школе, наверное, знают. Дагестанцы, которые на игре были, прям расстроились… Вообще, я заметила, что ребята из средней полосы России, из Сибири, вообще отовсюду, кроме юга, очень мало знают про Северный Кавказ. Мои умные и начитанные сверстники спрашивали у меня: «А ты говоришь на кабардино-балкарском языке?» или «Кабардинский и балкарский языки одинаковые?»
Ну, в общем, на второй день я получила-таки свой первый орден. Один из агонистов на вопрос об английской реформации ответил не полностью – он сказал только о секуляризации. И вопрос переадресовали теоретикам. Я знала, я подняла руку, и меня спросили! Вообще-то за ответ на половину вопроса полагается медаль, а не орден, но я, видимо, так удивила Юрия Павловича обилием исторических терминов, что он сказал «О, аннаты, бенефициары… За такой ответ я буду требовать орден!»
На третий день мы играли по теме «Брежнев и его эпоха». Прошло два агона, а меня не замечали и не спрашивали! Юрий Павлович, проходя мимо меня, подкалывал: «А Аида-то как руку тянет, как тянет, а ее не спрашивают…» Я готова была разрыдаться! Если честно, больше не за себя было обидно, а маму жалко, она так в меня верила! Родителей в студию не пускали, они весь день, пока шла запись, сидели на контрольно-пропускном пункте «Останкино» и, конечно, очень за нас переживали. Так я сидела, ругала себя и жалела маму, теоретики старались отыграться и набрать заветные ордена в последний день – казалось, что все знают ответы на все вопросы – лес рук постоянно. И вдруг оказалось, что никто не знает, что за книга под названием «Нерв» вышла в 1981 году. Ни одной поднятой руки, кроме моей! Тут тоже, кстати, маме спасибо – она у меня очень любит Высоцкого. Еще один орден! В общем, я выдохнула: два ордена есть, в полуфинал прохожу. Юрий Павлович поздравил после окончания игры: «Аида, мне сказали, что вы в полуфинале. Я рад». Вечером я слушала песни Высоцкого – мы же с ним как бы вместе победили.
Но если честно, я не очень-то довольна собой, как подумаю, что я могла бы с первых же минут игры оказаться в полуфинале! Хотя…повторюсь, в этой игре очень много значит «его величество случай». После новогодних праздников нам обещают раздать темы полуфинальной игры, сама игра будет записываться в феврале. Я играю как теоретик – в зале. Понимаю, что если смогу стать финалистом, то, только благодаря «Шансу». Это такой третий дополнительный полуфинал для теоретиков, полтора года назад двое нальчикских школьников поступили в МГИМО именно благодаря «Шансу».

Гюльнара Урусова, фото автора.

Свежие номера газет Советская молодежь


15.01.2020
13.01.2020
30.12.2019
18.12.2019