«Убрали телефоны. Начинаем урок»

Чаще всего именно с этих слов, вынесенных в заголовок нашей статьи, начинается любой школьный урок. «Убрали телефоны» - это у нынешних учителей как «здравствуйте, дети» - привычно и обязательно.
В июле этого года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила запретить использование мобильных телефонов в школе. Она отмечала, что решить этот вопрос необходимо к началу учебного года. В Минпросвещения идею поддержали. В августе рабочая группа, в которую вошли представители Роспотребнадзора, Рособрнадзора и Министерства просвещения, отправила методические рекомендации региональным органам управления образованием. Ведомства предложили переводить телефоны в беззвучный режим при входе в школу и сдавать их на хранение во время занятий. Документ составлен на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками. Также учтены данные проведенного опроса общественного мнения, согласно которым 61 процент обучающихся, 89 процентов родителей и 90 процентов педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков.
Как отмечают в Роспотребнадзоре, анализ международного опыта выявил, что длительное время использования мобильных телефонов могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, выступая на педагогическом форуме в августе этого года, уточнил, что предложения об использовании телефонов в школах ни в коем случае не предполагают запрета на гаджеты, а являются лишь рекомендацией по их использованию. 
Школы страны рекомендации приняли к сведению – каждая определила свои правила использования мобильных телефонов во время учебного процесса. Где-то ученикам предлагают поставить телефон на беззвучный режим и «сдать» его в специальную коробку с ячейками перед уроком, где-то ограничиваются просто беззвучным режимом и просьбой не доставать телефон на уроке. Как проходит в школах нашей республики воплощение в жизнь рекомендаций Рособрнадзора, и что по этому поводу думают представители Министерства просвещения, администраций школ, педагоги и школьники? 
Людмила Пешкова, заместитель директора по учебной части лицея №2 г. Нальчика:
- Свои правила по использованию мобильных телефонов на уроках мы ввели еще в прошлом году, не дожидаясь рекомендаций Рособрнадзора или Минпроса. Провели родительские собрания, где все обсудили, ознакомили детей и их родителей с правилами лицея, в которых говорится о недопустимости пользования мобильными телефонами во время учебного процесса. Для каждого класса мы приобрели специальные ящички, в которые перед началом урока ученики складывают свои телефоны, поставленные на беззвучный режим. Но это не строго обязательное правило, если быть честным – при условии, что телефон будет отключен или на беззвучном режиме и не будет выниматься из школьной сумки, можно и не класть его в коробку. Основное здесь – не пользоваться телефоном на уроке – в любых целях, даже образовательных – чтобы найти какую-то нужную информацию. На уроке слушаем учителя и работаем, информацию ищем на перемене или дома. Категорически запрещается использование телефонов на контрольных, срезах, сочинениях и т.д. Телефон насильно забрать мы не можем – все-таки это собственность, а вот работу, которую пишет ученик со шпаргалкой в телефоне – можем. И неудовлетворительную оценку поставить за нее тоже можем. 
Да, из правила бывают исключения, но они редки. Если, например, дома или с родными какая-то чрезвычайная ситуация, надо просто предупредить учителя и он позволит оставить телефон включенным. Если проблемы со здоровьем и надо по часам принимать лекарства – тоже. Хотя в классах, где есть дети с сахарным диабетом, например, учителя всегда в курсе этого и сами напомнят о времени приема лекарств.
Недовольных этими правилами у нас нет – и дети, и родители понимают, что во время урока школьника ничего не должно отвлекать от учебного процесса.
Римма Нагоева, директор гимназии №4 г. Нальчика:
- Этот вопрос – использование телефонов на уроках – мы обсуждали еще в 2016 году на управляющем совете школы. Привлекли к обсуждению родителей учеников, и они полностью нас поддержали – пользование мобильными телефонами на уроках надо ограничить. Причем начали мы с учителей – у нас правило: во время урока учитель не должен звонить по телефону, отвечать на звонки и вообще даже брать телефон в руки. Мы же не хотим, чтобы дети отвлекались на телефон во время занятий – давайте покажем собственным примером, что этого делать не надо! 
В младших классах наши ученики перед началом урока «сдают» телефоны учителю – кладут их в коробку с ячейками, малышам объясняем, что делаем это для их же пользы – чтобы не отвлекались ни на что, кроме урока. От старшеклассников мы не требуем «сдавать» телефоны, только просим поставить их на беззвучный режим и убрать из «зоны видимости». Причем с ними этот процесс, что, называется», «на доверии» – каждый сам должен понять, что использовать телефон не в образовательных целях это просто не выгодно самому ученику. И вы знаете, подавляющее большинство это понимают!
Но, кстати, иногда у нас на уроках не только можно, но и нужно пользоваться телефоном. Наша школа работает с ЭФУ (электронная форма учебника, электронное издание, своеобразный «спутник» печатного учебника, призванный расширить и дополнить его содержание. ЭФУ соответствует печатному учебнику по структуре, содержанию и художественному оформлению, однако содержит дополнительный материал — различные мультимедийные элементы и интерактивные ссылки – ред.), и иногда на уроках для того, чтобы пройти тесты, увидеть ссылки и т.д. школьникам необходимы гаджеты. Учитель в таких случаях заранее предупреждает о том, они потребуются в работе. Но, подчеркну, именно в работе, а не для развлечений или общения.
Елена Малинина, учитель информатики:
- И как педагог, и как классный руководитель, и как мама восмиклассницы, могу сказать, что от этих правил, запрещающих использование мобильных телефонов на уроках, выигрывают все участвующие в учебном процессе – ученики не отвлекаются, учителя не раздражаются, глядя на уткнувшихся в гаджеты учеников.
Фатима Ворокова, учитель кабардинского языка:
- Я категорически против того, чтобы дети на уроках вообще доставали из портфелей свои телефоны или планшеты! Мне на моем предмете для работы они не нужны. Я сама ставлю телефон на беззвучный режим, как только переступаю порог школы. Мне будет неприятно, если в то время, когда я с увлечением рассказываю тему, кто-то игнорирует меня, глядя в телефон. Я в этом году придумала свой метод борьбы с особо упрямыми любителями зависать в телефоне. Урок у меня построен так: сначала ученики отвечают домашнее задание, потом я объясняю новую тему, потом мы закрепляем только что пройденное, отвечая с места. Кого замечу во время урока « в телефоне» - тот отвечает всю новую тему у доски. После того, как я ввела это правило, и несколько учеников, которые во время моего объяснения новой темы не слушали меня, а сидели в телефоне, не смогли ответить и получили «двойки», все все сразу поняли и никто больше телефон не достает.
Марина Хаупшева, учитель русского языка:
- Я не категорична в вопросе пользования гаджетами на уроке. То есть, я не отбираю телефоны, не ругаюсь – как-то нет особого повода. Чаще всего мои ученики и не пользуются телефонами на уроке, если я сама их об этом не попрошу. Да, бывает и такое. Сегодня, например, мы разбирали стихотворение, в советское время легшее в основу известной песни. И я предложила послушать эту песню – прямо здесь и сейчас, в классе, найдя ее в интернете по телефону. Иногда, когда мы пишем сочинение по картине какого-то художника, я предлагаю посмотреть другие его картины в интернете. Иногда мы можем обсуждать какой-то вопрос, тему, правило и, чтобы разрешить спор, апеллируем к авторитетным справочникам в интернете. Просто телефонами на уроках, на мой взгляд, надо пользоваться лишь в образовательных целях, надо чтобы они не отвлекали, а помогали, поднимали интерес, дополняли информацию.
Залина, 10 класс:
- Меня вообще никак не касаются эти запреты на телефоны – я на уроках никогда им и не пользовалась. Первый мой телефон родители подарили мне в пятом классе и поставили условие – на уроках в школе отключать звук и не доставать телефон из портфеля, и то же самое дома, когда делаю уроки – телефон должен находиться в другой комнате. Я пообещала, что так и будет. И пятый год сдерживаю свое обещание. И меня, кстати, нисколько это не напрягает.
Идар, 8 класс:
- Вообще-то я учителей понимаю – наверное, это очень обидно, когда на твоем уроке ученики в телефоне залипают. Но иногда так хочется посмотреть какую-нибудь подсказку! Особенно если самостоятельная работа. 
Марина, 8 класс:
- Вообще не понимаю тех, кто на уроке сидит в соцсетях! А такие есть! Урок идет, а они переписываются тихонько в фейсбуке или в контакте, лайкают друг друга, какие-то мемчики шлют… Спрашивается, а зачем ты тогда в школу ходишь, если тебе знания не нужны? Сиди дома и втыкай в свой телефон!
Алина, 11 класс:
- Я не против того, что нам запрещают пользоваться телефонами на уроках, честно, вообще не против! Но считаю, что это и учителей должно касаться! А то есть у нас пара таких учителей – на нас орут, если телефон на парте просто увидят, а сами могут и переписываться в ватсапе, и отвечать на звонки… не честно!
Аслан, 11 класс:
- Да зачем из этого делать проблему! Типа сейчас школьники такие наглые, беззастенчиво пользуются гаджетами прямо на уроках! Ага, типа, когда гаджетов не было, никто ни на что на уроках не отвлекался! Отец мне рассказывал, что они в морской бой играли, если урок был скучный. А бабушка вспоминала, что в десятом классе клала на колени книги приключенческие и читала украдкой. А если учитель подходил, накрывала фартуком. Они тогда в школу какие-то фартуки носили поверх платья.

Свежие номера газет Советская молодежь


15.01.2020
13.01.2020
30.12.2019
18.12.2019