22 декабря, 2021 - 10:52
Педагог баксанской СШ №6 Залина Мамиева стала обладателем Всероссийской премии за сохранение языкового многообразия, победив в конкурсе проектов, ежегодно проводимом Федеральным агентством по делам национальностей. Ее образовательный проект по созданию анимационной студии для изучения кабардино-черкесского языка одержал победу в номинации «Лучшая социальная инициатива».
Конкурс проводится не в первый раз, цель его – содействие сохранению языкового многообразия страны. К участию допускаются только уже реализованные проекты. В этом году на конкурс было подано почти 350 заявок из 62 регионов страны. Проходил он по семи номинациям: «Лучший мультимедийный проект», «Лучший издательский проект», «Лучший научный проект», «Лучшая социальная инициатива», «За сохранение языков коренных малочисленных народов», «За особые заслуги» и специальная номинация «Социально ответственный бизнес». Экспертами рассматривались проекты, реализованные в 2020-2021 годах.
Это не первая большая победа Залины. В 2020-м она стала лауреатом Национального отбора Всемирной премии учителей и вышла в суперфинал Всероссийского конкурса профессионального мастерства специалистов, работающих с детьми и молодежью («СМ» №50, 2020). В этом году – вошла в тройку лучших учителей регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года» и была приглашена на Московский международный салон образования в «Крокус Экспо», где дала мастер-класс «Технология детской мультипликации как современный вид творчества и инструмент проектной деятельности».
Аспирантка КБГУ, педагог общего и дополнительного образования, Залина преподает в школе «Индивидуальный проект» – обязательный курс, предусмотренный ФГОС среднего общего образования, введенный в прошлом учебном году во всех школах страны, а также руководит школьным проектным офисом. Анимацию как способ обучения она использует не первый год, а ее фестиваль детской мультипликации «КТО МЫ?» – это модель творческого развития и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; находящихся в трудных жизненных ситуациях. Причем тут важны не только социализация и творчество, но еще и образовательный процесс: коллективно создавая мультфильмы, дети учат родной язык.
- Начали мы с «экранизации» Нартского эпоса, - рассказывает Залина. – Как оказалось, это увлекательно для школьников всех возрастов, причем интересна именно коллективная работа – мы вместе рисуем, монтируем, озвучиваем мультфильм на кабардинском языке. Снято уже три серии, но в работе и другие проекты. Снимаем, например, анимационные сюжеты по рассказам первого печатника нашей республики и первого кабардинского журналиста Адама Дымова, делаем мультипликационный букварь для изучения кабардинского алфавита. Этот проект рассчитан на малышей или детей, не знающих кабардинского языка и только начинающих его учить. Мы договорились с ребятами, работающими над букварем, что каждый из них выберет для себя «любимую» букву, вместе мы придумаем по маленькому сюжету на каждую букву и снимем «аниме-алфавит». Например, у нас «А» – абгъуэ (гнездо) – птицы строят гнездо, «Б» – бжьэ (пчела) – пчелка летит и садится на букву, и так далее. Но есть идея немного усложнить задачу и привлечь к работе над этим проектом учителей кабардинского языка со всей республики. «Распределить» между ними буквы, и чтобы к каждой их ученики придумали небольшое стихотворение – две-четыре строки – и озвучили их. Представьте такой анимационный букварь, над которым работала целая команда – учителя и дети всей республики. Тут и творчество, и расширение словарного запаса у детей, и сетевое взаимодействие учителей, и гордость за свою причастность к проекту! Такой образовательный мультфильм не стыдно будет показать на каком-нибудь большом фестивале. Причем хотелось бы сделать такой анимационный журнал не только на кабардинском, но и на балкарском языке.
У тех, кто знаком с моими анимационными проектами, сейчас возникает вопрос: почему я участвовала с ними в номинации «Социальная инициатива», ведь все они в первую очередь образовательные. Просто не все знают, что я уже несколько лет использую анимацию как инструмент для социализации, развития творческого потенциала и креативности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ОВЗ. И учу этому волонтеров по собственной программе. После обучения они уже сами могут открывать анимационные студии и использовать занятия в них для психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ. Важно, что все это совершенно бесплатно. К детям, находящимся на домашнем обучении, я ездила давать уроки мультипликации, совмещенные с уроками кабардинского языка, совершенно бескорыстно, их родителям это не стоило ни копейки.
Что я получу за победу в этом конкурсе? На днях как раз было онлайн-награждение и нам сказали, что победители получат в подарок дорогую бытовую технику. Но поверьте, подавая заявку для участия в нем, я, конечно, очень хотела победить, но о поощрении думала в последнюю очередь. Гораздо интереснее мне работать с детьми, делиться опытом с коллегами и видеть, что есть результат, что все сделанное мною работает и приносит пользу.