«Человеческий мозг – это машина ассоциаций»

…Паук падает на черно-белые клавиши. Вибрируя от удара, те издают низкие звуки, тягуче растворяющиеся в воздухе. Поднявшись на лапки, какое-то время он не понимает, что происходит и где он оказался. А потом, по неведомому наитию, паук нажимает на клавишу справа, и раздается нежный и длительный звук, улетающий вверх…
...Молодой режиссер-аниматор Залимхан Кашежев не просто создает мультфильмы с виртуозно выверенным в них сочетанием видео- и аудиоряда – он делает настоящее кино. Пусть не игровое, а анимационное, зато самое настоящее, оказывающее незабываемый эмоциональный эффект, создаваемый при помощи неожиданных поворотов его авторской фантазии.
Именно так произошло, например, с его фильмом «Лети, паук», краткое описание которого звучит так: «В старом заброшенном доме живет убийца, которому предстоит пережить нечто незабываемое». И это отнюдь не кликбейт, а квинтэссенция его истории, полностью соответствующая словам знаменитого мастера Загребской анимационной школы Душана Вукотича: «Искусство мультипликации не знает границ, потому что совпадает с границами фантазии».
А с фантазией у Залима всегда все было в порядке, так же как и с творческим началом, ведь среди его ближайших родственников и просветитель Талиб Кашежев, и поэт Инна Кашежева. Бабушка Залима Ольга Яковлевна Гогутлова – преподаватель русского языка и литературы, мама – выпускница Гнесинки Вера Петровна Кашежева, которая воспитала не одно поколение музыкантов республики.
В шесть лет он рисовал комиксы собственного сочинения, поражающие как визуальным контентом, так и текстами. Мама хранит множество тетрадей со сценариями, каждый из которых был написан печатными буквами. И когда его спрашивали, почему не прописью, Залим отвечал: «Потому что это книги». Тогда же он написал сочинение, часть которого уже сбылась: «Я, когда вырасту, буду актером, режиссером и автором книг и фильмов».
Одаренный мальчик уже в детстве приступил к осуществлению своих планов: среди братьев и сестер распределял роли и репетировал с ними постановки. Позже, с появлением камер, стал привлекать к созданию видео друзей – ему нравилось организовывать съемочный процесс.
И, конечно, как и каждый ребенок, он смотрел множество мультфильмов, одним из любимейших был  и остается «Король Лев».
А потом Залим отправился в детскую школу искусств в родном Старом Череке, в которой, по его словам, «было замечательно». В то время интернет не был так доступен как сейчас: просто сесть за компьютер и научиться азам изобразительного искусства было невозможно. Потому те базовые фундаментальные знания, которые Залиму за короткое время подарила педагог ДШИ Залина Шхагапсоева, считает полезными до сих пор. А это, при всех невероятных опциях современных компьютерных и программных возможностей, остается по-прежнему важным, говорит мультипликатор: «Технологии меняются, но основы композиции, монтажа и драматургии остаются те же».
Во всем и всегда Залима также поддерживала педагог, руководитель отдела научно-исследовательской и конструкторской работы республиканского Центра научно-технического творчества учащихся Татьяна Науянис, для которой он стал первым учеником, занявшимся мультипликацией.
От нее парень получил не только доброе отношение и полезные советы, но и возможность подготовить и показать два мультфильма широкой публике. Во время Всероссийской олимпиады школьников «Созвездие» в городе Королеве эти работы получили не только хорошие отзывы, но и президентскую стипендию. Что, конечно, придало ему уверенности в своих силах и решимости поступать на специальность «Режиссура анимации и компьютерной графики» Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения – старейшего в России государственного высшего учебного заведения по подготовке инженерных, экономических и творческих кадров для кино и смежных отраслей
Кашежеву удалось преодолеть и большой конкурс в восемь человек на место, и непростые вступительные испытания: «Раскадровки на заданные темы и фразы, рисунки, сценарии, рецензии, литературные эссе, сочинения, записи готовых работ, собеседования – это не совсем легко, но весело и интересно! А когда началась учеба, то ощущения были сюрреалистичные – новый мир, практически другая страна. Новые люди, разнообразие мнений, национальностей. Отсекается много лишней ментальной трухи. Когда к нам приезжал Рутгер Хауэр, то запомнились его слова о том, что актер должен БЫТЬ в кадре, а что самое простое – часто самое лучшее.
Нам очень повезло с мастерами: режиссеры Илья Максимов и Дмитрий Высоцкий, которые сразу же давали нам практические задания, прививая определенный фильтр. Тренировка была, как и в анимационном, так и в игровом жанре. Сначала шла история, а уже затем – подходящий способ исполнения. Это были упражнения в драматургии, анимации, режиссуре».
Педагоги привлекали Залима и к созданию учебных фильмов, а к работе над своим авторским произведением, ставшим в конечном итоге его дипломным проектом «Лети, паук», парень приступил еще на четвертом курсе: «Был придуман простой логлайн (описание истории в двух предложениях) о чудовище, в мир которого проникает что-то человеческое, и потом он разросся в небольшую историю».
Историю, покоряющую не только всех зрителей, но и профессионалов: недаром именно эта работа Кашежева, демонстрировавшаяся на нескольких фестивалях, в Ереване получила награду имени Роберта Саакянца за лучший анимационный фильм на VII Международном молодежном кинофестивале «Это я».
После окончания вуза Кашежев работал на съемках различных сериалов, как иностранных, так и отечественных медиа-компаний, среди которых «Академия Косми» и американский ресурс Yarnhub.
А затем в студии «Метроном» занимался анимацией в сериале «Три кота», который получил многомиллионные просмотры не только в России, но и в большинстве стран: «Три кота» – в каждом доме, в каждой семье. Некоторые дети, еще не зная слова «планшет», просят поставить им «Три кота». Это уже культурный код, наравне с теми мультфильмами, на которых мы все выросли. Человеческий мозг – это машина ассоциаций, и люди, узнав, что я связан с этим проектом, сразу же переносят эти положительные эмоции на меня, и это очень приятно».
Когда жизнь человека посвящена мультипликации, то может показаться, что сам он их только делает, а не смотрит. Оказывается, это большое заблуждение: «Конечно, как не смотреть! И фильмы, и мультфильмы. То, что я вижу и знаю, как то или иное сделано, мне совсем не мешает – «магия» все равно ощущается в полной мере. «Лего-Фильм» и последний мультфильм про «Человека-паука» – настоящие мастер-классы, их можно рассматривать по кадрам.
Замечательно отношусь и к жанрам аниме и манга! Гибли и Хаяо Миядзаки, несомненно, эталоны. «Унесенные призраками» – это же фильм на все возрасты, с каждым годом там обнаруживается что-то новое. Миядзаки – великий сказочник, а хорошие сказки очень важны, без них человек заболевает».
Сейчас Залимхан Кашежев творит и работает в молодой компании, занимается историческим анимационным кино, выступает в творческом центре «Академия звезд». Кто знает, возможно, обладатель красивого баритоново-тенорового регистра, подобно своему старшему знаменитому коллеге Гарри Бардину, будет не только снимать, но и озвучивать свои мультипликационные фильмы?! Ведь его путь только начинается и у него все еще впереди.
И, возможно, он снимет и анимационное кино на основе нартского эпоса: «Это, действительно, огромный материал. Кино всегда, скорее, об отдельных людях и взаимоотношениях. В центре эпика любого размера всегда человеческие страсти. А материал в основе может быть разный. «Грань между добром и злом проходит аккурат посередине человеческого сердца», говорил Достоевский.
Эпосы – это совершенно иной язык, чем тот, которым пользуются кино и анимация. Для этих площадок нужно готовить скорее адаптацию, чем пересказ. И тут неизбежно переосмысление и подготовка материала к определенной аудитории. Практически придумать и открыть заново – только в таком случае можно рассказать интересную историю».
 

 

Наталия Печонова.

Свежие номера газет Советская молодежь


26.06.2020
17.06.2020
10.06.2020
03.06.2020