18 января, 2022 - 14:02
Вот уже два года мир живет в режиме пандемии.
И библиотеки не стали исключением, так как их работа претерпела важные изменения.
Самоизоляции, переход на удаленное обслуживание читателей, активное использование онлайн-форм потребовали от библиотек в кратчайшие сроки перестроить свою работу в соответствии с новой реальностью, при этом не прекращая обслуживание читателей ни на один день. Как справились региональные библиотеки с этими вызовами?
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ Б. ПАЧЕВА
Еще до самоизоляции 2020 года здесь активизировали работу по обеспечению пользователей возможностью обращения к интернет-ресурсам. С этой целью на сайте была создана рубрика «ВебЛандия» – интернет-портал, где систематизирована коллекция сайтов для детей, чтобы продемонстрировать огромные возможности и позитивные стороны Интернета. «ВебЛандия» насчитывает свыше 1500 направлений, 14 тематических рубрик, 75 подрубрик на любой вкус: исторические, литературные, об искусстве, науке, животных, технике, спорте, развлечениях, музыке, путешествиях, сайты в помощь по школьной программе, советы психолога. В его построении участвуют как педагоги, библиотекари, так и другие специалисты. Автором «Веб-Ландии» стала Российская государственная детская библиотека при поддержке министерства культуры РФ.
С сайта библиотеки пользователи могут перейти на портал мультимедийного проекта Русского географического общества и фонда «Иллюстрированные книжки» nicebook.org под названием «Путешествие по стране». Выбрав на карте регион, можно скачать и прослушать книги местных авторов. Проект будет интересен и малышам, и детям постарше, и даже взрослым.
На сайте библиотеки расположены кликабельные баннеры, с которых можно перейти на порталы «Национальные проекты. Культура», «Культура. Гранты России» (общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства), «Волонтеры культуры» и другие.
Обеспечен доступ читателям и к сетевым ресурсам Национальной электронной библиотеки «Книги здесь», «Национальной электронной детской библиотеки, архиву оцифрованных материалов».
Руководство РДБ им. Б. Пачева давно пришло к выводу, что, если библиотека хочет быть ориентированной на пользователя, она должна обратить внимание на социальные медиа и работу в них. Современные пользователи библиотеки – это не только те, кто дошли до ее залов, но и онлайн-читатели. Присутствие библиотеки в социальных сетях увеличивает число детей, обращающихся в РДБ в режиме удаленного доступа. Активизация работы в онлайн режиме позволила увеличить количество подписчиков более чем в 3 раза.
Но все это вовсе не означает уход из офлайна – напротив, подчеркивает старший библиотекарь и ответственный за связи со СМИ Лариса Яхтанигова: «Период пандемии, вопреки всему, выдался достаточно плодотворным: читатели принимали активное участие в акциях, проводимых в библиотеке, в конкурсах чтецов и рисунков, приходили на мастер-классы, проводимые, конечно, при соблюдении всех санитарно-гигиенических норм.
Читательский спрос также нельзя назвать сократившимся: дети спрашивают и произведения школьной программы, и литературу для внеклассного чтения, и по своим увлечениям, в том числе по точным наукам и технике. Посещения за два последних года также не уменьшились: и родители приводят детей, и те сами приходят, причем самого разного школьного и дошкольного возраста. Многие нальчикские школы целыми классами участвуют в наших офлайн-мероприятиях – в общем, работа идет. А вот предметом особой личной гордости могу назвать сформировавшийся именно в это время читательский актив, куда тоже входят ребята всех возрастов».
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. К. МЕЧИЕВА
Здесь также решили совмещать методы онлайн-работы с традиционным офлайном. Что, в принципе, в библиотеке делали и до пандемии, так что внезапным или трудным переход на дистанционное обслуживание для библиотекарей не стал.
Непосредственно в самой РЮБ для пользователей ежедневно и бесплатно работает Wi-Fi. Обеспечен бесплатный доступ к НЭБ – Национальной электронной библиотеке, НЭДБ – Национальной электронной детской библиотеке, к коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом). Использование НЭБ и НЭДБ позволяет частично решить проблему комплектования фонда с помощью организации доступа к цифровым коллекциям крупнейших библиотек России.
Библиотека активно формирует и собственный информационный контент на официальном сайте кбрюб.рф. Для решения профессиональных задач сотрудники методической службы осваивают и используют в работе виртуальные пространства. Информационная среда предопределяет и новые роли методиста, среди которых и редактор сайта, и куратор контента, и консультант в социальных сетях, и организатор межсетевого общения. Таким образом, формируется новая концепция методической работы – создание открытого методического информационного пространства.
Но и привычное взаимодействие за два года никуда не ушло, отмечает директор РЮБ им. К. Мечиева Майя Балкизова: «Читатели по-прежнему ходят к нам. Работа отдела абонемента особо радует в этом отношении, традиционно здесь посетителей куда больше, чем в читальных залах. А с учетом того, что каждый берет не одну-две книги, то и книгооборот на высоком уровне. Кстати, вопреки нашему названию, обслуживаем мы не только молодежь, ведь у нас есть и категория «наставники». Да и вообще мы никому не отказываем, не ставим никаких возрастных ограничений.
Мы не только всегда ждем читателей, но и сами ходим к ним в школы, летом в оздоровительные лагеря, где проводим, пусть и количественно для меньшей аудитории, но «живые мероприятия». Так что все наши плановые показатели сохранились, и их выполнение мы выдержали. Сохранили при этом и массовые мероприятия: просто перевели их в режим прямой трансляции с последующей записью на наших интернет-площадках».
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА НАЛЬЧИКА
Все филиалы ЦБС в разгар пандемии, как и многие соц- объекты региона, также были на самоизоляции, а большинство мероприятий перевели в режим онлайн. При этом перейдя в гибридный формат работы, убедились, что сохранили всех своих читателей, обслуживают которых с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора.
«Если взять отдельно библиотеку на Кулиева, то там постоянно аншлаг. Иногда не хватает посадочных мест, - пояснила директор ЦБС Бэла Бадова. – Раньше в основном туда приходили пенсионеры и школьники. Сейчас и студенты, и служащие. Студентов много, им нравится новая библиотека.
На популярности чтения пандемия никак не сказалась: за книгами приходит большое количество людей. В рамках реализации нацпроекта «Культура» мы закупили несколько тысяч новых книг, компьютеры, новую мебель и даже стерилизатор для книг, чтобы поход в библиотеку сделать максимально безопасным. Все новые книги, которые мы получили, разлетаются «по рукам». Ну и, естественно, школьная программа и отраслевая литература пользуются популярностью.
Откуда новые книги? Сначала нам помог Мурат Алтуев, руководитель компании ITV-group, потом мы прошли конкурс-ный отбор на создание библиотек нового поколения: там есть возможность пополнить книжный фонд, помимо ремонта и закупки нового оборудования. Также в конце года получили субсидии на покупку книг, вот это было неожиданно и очень приятно.
Мы стараемся соблюдать все предписания, наши сотрудники прошли вакцинацию, так как каждый из нас понимает ответственность, которая на нас ложится в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. Понимание этой ответственности повлияло и на массовые мероприятия, на их количество и качество: много того, что было запланировано для масштабного проведения, мы решили отложить до лучших времен.
А пока ограничиваемся онлайн и камерным форматом: это выставки, книжные обзоры, прямые эфиры с приглашенными спикерами. Популярностью пользуется и проект «Полезные каникулы». Мы надеемся, что дальше он будет только расширяться».