По ступеням – в свою профессию

Открытый родительский университет КБГУ провел большое собрание, в котором приняли участие не только родители старшеклассников, но и педагоги, и школьники. Собрание проходило на платформе видеохостинга You Tube, специальным гостем эфира стал руководитель проекта «Атлас новых профессий», член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, международный консультант в области прогнозирования потребностей Дмитрий Судаков.
Какие навыки и специальности будут востребованы в недалеком будущем, как трансформируются со временем профессии, как выбрать дело по душе – об этом и не только Дмитрий Судаков говорил с аудиторией. Эксперт так увлек слушателей, что собрание затянулось почти на два часа: он ответил на вопросы и пообещал «по возможности приехать в Нальчик, чтобы встретиться с родителями, школьниками и педагогами очно».
Ждет ли мир профессий глобальная трансформация? – Да, - считает Судаков. – Например, лет десять назад никто не мог даже представить, насколько востребованными будут профессии людей, ведущих социальные сети: инстаблогеров, СММ-менеджеров, а профессия бухгалтера, к примеру, которая всегда казалась востребованной и стабильной, окажется «вымирающей». Сегодня в России более двух миллионов бухгалтеров, но с каждым годом их услуги требуются все меньше. Крупные компании уже сейчас признаются в том, что лет через пять им придется существенно сократить штат бухгалтеров, потом очередь дойдет и до средних фирм, и до маленьких. Мир так стремительно меняется, что новые профессии появляются чуть ли не ежегодно, а немало профессий массовой занятости устаревают. Часть из них трансформируется. То есть суть и название остаются, но выглядит это все уже по-другому. Например, еще совсем недавно фрезеровщик на заводе – это мужчина в промасленном комбинезоне у грохочущего станка, сегодня же фрезеровщиком может быть хрупкая девушка в белом халате у станка с ЧПУ. Чемпионат профессий Ворлдскиллс наглядно показал нам, что так может быть. Да, эта девушка – фрезеровщик, но она и программист, а значит, готовить ее, обучать надо совсем по-другому. При этом не надо пугаться того, что «придет робот и заменит меня на моей работе». Возможно, придет и заменит, но разве это ново и необычно? Вспомните историю – так было всегда, и это нормально, это даже хорошо.
Что сегодня определяет и будет определять наше будущее? Конечно, цифровизация, автоматизация и роботизация, это понятно. Демографические изменения – в любую сторону – прироста или убывания, а также старение человечества. Сейчас в мире людей старше 65 лет больше, чем тех, кому не исполнилось пяти лет – такого не было еще на планете. А это значит, на экономику ложится большая нагрузка. Глобализация и экологизация чем дальше, тем больше будут определять наше будущее и менять мир. Мир сверхбыстрый, сверхсложный, супертехнологичный и в то же время очень хрупкий.
Специалисты каких областей будут еще долго востребованы? Американский экономист Дэвид Аутор несколько лет назад провел интересные исследования. Есть так называемая «кривая Аутора», которая показывает изменение занятости в отраслях промышленности США с 1980 по 2005 год в зависимости от квалификации работников. И хотя это данные уже пятнадцатилетней давности, выводы можно сделать интересные. Согласно этой кривой всегда востребованными будут профессии двух видов: те, где решаются простые задачи – курьеры, охранники, например, то есть те, в которых проще заплатить людям небольшие деньги, чем автоматизировать процесс. И профессии, где решаются творческие задачи – художники, артисты, писатели, ученые, – те, в которых автоматизация невозможна. Творчество и искусство – прерогатива человека.
В каких секторах занятость будет расти? В творческой индустрии, в секторе новых технологий, в человеко-центрированных сервисах, то есть в зоне услуг, в виртуальной экономике – инстаграм, киберспорт, тик-ток, в секторе «зеленой экономики», то есть в эко-восстановлении.
Каких базовых навыков требует XXI век? Осознанности, умения управлять вниманием и концентрироваться на задачах, креативности и творческого подхода, цифровой и эмоциональной грамотности, умения работать в коллективе, создавать коллектив и управлять им, кросс-культурности.
Может ли школа помочь в выборе профессии? Может, но для этого подавляющему большинству школ нашей страны надо меняться. Особенно это касается школ в регионах. Зачастую они зашорены, зарегламентированы, загружены ненужной бумажной работой, ограничены в креативности чиновниками от образования. Задача школы в профориентации учеников – создать среду, в которой ребенок сам сможет сформировать свой выбор профессии. Не «параграф, контрольная, оценка», а экспериментировать, строить гипотезы и предположения, учиться на собственных ошибках. Почему так хорошо работает проектное образование? Настоящее, где школьником самостоятельно ведутся исследования, подтверждаются или опровергаются гипотезы, не всегда с первого раза находится верное решение. Потому что это интересно! Это своеобразная игра, азарт, увлеченность, то, что больше всего мотивирует и в дальнейшем поможет с выбором специальности. Сейчас появился такой термин «синдром регионального выпускника Центра «Сириус». По статистике, 35% школьников из регионов, побывавших в «Сириусе», уходят на домашнее обучение. Увидев однажды, как можно учиться, они уже не хотят возвращаться в привычное школьное пространство, им требуется намного больше того, что может дать обычная школа. Но даже как бы хороша не была сама школа, она лишь одна из ступеней к выбору профессии.
Заинтересованы ли вузы в введении новых специальностей? Увы, мир меняется быстрее, чем вузы. Открытие новой специальности сопровождается такой бюрократической волокитой, что вузу иногда проще «оставить все как есть», несмотря на то, что рынок труда меняется постоянно. Но не стоит «ждать милости» от вузов, ставьте себе цель, намечайте план. Например, хотите стать космобиологом, но такой специальности в ближайших к вашему дому вузах нет, а выехать в столицу нет возможности? Поступайте на специальность «Биология» и занимайтесь самообразованием. Интернет открывает такие возможности, что жаловаться на то, что «нет нужной информации», сейчас нельзя. Учите иностранные языки, смотрите и слушайте лекции ведущих ученых мира. Вуз – это тоже лишь ступенька, приближающая вас к цели. 

***

«Открытый университет для родителей абитуриентов» был создан в КБГУ два года назад. Его создание было инициировано управлением по довузовской подготовке и профориентации университета с целью вовлечения родителей в культурно-образовательное пространство вуза. «Открытый университет» помогает школьникам и их родителям ориентироваться в многообразии профессий, работая по различным методам диагностики профессионального самоопределения.
«Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, который помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления, какие новые специалисты потребуются работодателям. В работе над альманахом приняли участие более 5 тысяч экспертов из 27 отраслей экономики, выявляя самые востребованные профессии до 2035 года. Они проанализировали технологические и экономические изменения, планы развития ведущих компаний и на их основе сформировали список перспективных специальностей. Российский «Атлас новых профессий» является самым масштабным в мире исследованием рынка труда.

Свежие номера газет Советская молодежь


26.02.2021
17.02.2021
10.02.2021
03.02.2021