9 февраля, 2022 - 11:52
Студенты Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования (ИППиФСО) представляют свои социальные и научные проекты, некоторые уже находятся на стадии реализации. Один из них – проект Жанеты Тхагапсовой «За школу без стресса».
Жанета Тхагапсова – руководитель команды социального проекта «За школу без стресса», магистрант второго года обучения ИППиФСО КБГУ по направлению подготовки «Педагогическое образование» программы «Педагогическая психология». В ее команду также входят студенты ИППиФСО Марианна Маремшаова, Лиана Афаунова, Диана Дзарасова и Милана Бекулова.
Основная цель проекта девушек – сформировать знания о способах профилактики и снижения стресса, развить навыки саморегуляции, уверенного поведения в трудной ситуации у сельских школьников региона.
«Суть заключается в том, что наша команда формирует студенческий психолого-педагогический отряд, который будет выезжать в сельские школы Кабардино-Балкарии и проводить мастер-классы, тренинги, психологические игры, учить школьников самостоятельно справляться со стрессом», - пояснила Жанета. В перспективе планируется распространить программу также на студентов первых курсов институтов и колледжей для облегчения их адаптации к новым условиям обучения.
Как рассказала Тхагапсова, проблемой стресса она заинтересовалась еще четыре года назад, когда училась на втором курсе бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Тогда студенты выбирали тему для своей первой курсовой работы, а девушку заинтересовало направление проблем современных школьников республики. Исследования и эксперименты Жанета решила проводить на базе своей родной 21-й школы в Нальчике: «Хочу сказать, что в этой школе замечательные, добрые педагоги и руководитель – Зухра Магометовна Казакова, я им очень благодарна за содействие в моем исследовании, по результатам которого я написала научную статью и поехала на свою первую научную конференцию в Грозный».
С тех пор Тхагапсова опубликовала более 15 научных статей по профилактике и коррекции школьного стресса, участвовала во многих научных мероприятиях и конкурсах. Ее выпускная квалификационная работа в бакалавриате также была посвящена школьному стрессу: «Считаю, что это одна из самых больших проблем у подростков на сегодняшний день: стрессогенность жизни все время возрастает, это затрагивает и детей тоже, - подчеркнула руководитель проекта «За школу без стресса». – О том, что можно придумать свою методику, написать проект и подать заявку на грант, нам много говорили с первого дня учебы на различных мастер-классах и тренингах, которые проходили в университете, а директор института Ольга Ивановна Михайленко и преподаватели активно вовлекали нас, студентов, в самые разные программы: научные, творческие. И вот, примерно 3 года назад, мы под руководством нашего научного руководителя, Риммы Хамидбиевны Баговой, кандидата психологических наук, замдиректора института по научно-исследовательской работе и информатизации, начали работу над «Школой без стресса». Руководство института помогло с привлечением партнеров и оформлением необходимых писем поддержки. Будимир Борисович Нагоев, доцент ИППиФСО, тоже кандидат психологических наук, консультировал нас по практическим аспектам этой психологической работы».
Команда Жанеты Тхагапсовой подавала заявку на грантовые конкурсы Росмолодежи четыре раза. Первый конкурс был заочным, второй – очный по Кабардино-Балкарии – проходил в Нальчике, в рамках третьего девушка защищала проект уже на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму. И, наконец, в четвертый раз на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук-2021» в рамках смены «Факультет социальной ответственности» стала победителем и получила грантовую поддержку: «Хочу отметить, что именно форум «Машук» оказал на меня колоссальное впечатление. А точнее, наши наставники на этом форуме – Светлана Попова и Екатерина Вишневская. Они создали для нас творческую атмосферу, замотивировали и очень многому нас научили за этот короткий период».
Сейчас проект находится на первом этапе реализации – идет отбор добровольцев в студенческий отряд, уже проведено онлайн-тестирование претендентов на знание основ психологии стресса, а еще готовится квест «Ты записался добровольцем?» До конца февраля команда проекта планирует заключить договоры со школами, которые захотят участвовать в программе, провести установочную конференцию и начать, собственно, выездную работу.
«Сейчас в КБГУ активно развивается студенческая наука, открываются студенческие научные общества. В нашем институте создано сообщество «Уникум», председателем которого я являюсь. Когда мы планировали работу этого студенческого научного клуба, у нашей команды появилась идея: на основе нашего социального создать уже полноценный научный проект. Мы запланировали научно-исследовательскую экспедицию в «Уникуме» на тему «Эмоциональные последствия эпидемии COVID-19 у обучаемых, их родителей и педагогов в сельских школах КБР». Это сейчас очень актуально, так как негативное эмоциональное состояние влияет на общение и деятельность, сказывается на здоровье. Недавно проректор КБГУ по научно-исследовательской работе Светлана Хаширова провела серию встреч со студентами, где обсуждались студенческие научные проекты, мы там тоже представили свой. Итогом работы станет создание новых психологических методик, выявление особенностей влияния эпидемии на эмоциональное состояние наших жителей, научные публикации».
Также Жанета Тхагапсова и ее команда планируют создание студенческой службы психологической помощи под научным кураторством своих наставников – Риммы Баговой и Будимира Нагоева.