9 февраля, 2022 - 12:05
О том, что в Кабардино-Балкарии появилась авторская бесплатная YouTube-платформа «Обществознание ЕГЭ Сторум» по подготовке выпускников школ к ЕГЭ по обществознанию, широкому кругу стало известно недавно, впрочем, это неудивительно: платформа стартовала лишь в конце января этого года. А вот онлайн-школа, в которой готовят к ЕГЭ по этому же предмету, существует уже третий год, но о ней мало кто знает. Автор, идейный вдохновитель, преподаватель, лектор платформы и школы – один человек. И этому человеку всего 20 лет. Азиза Созаева учится на третьем курсе юрфака КБГУ, а этот проект – бесплатная обучающая платформа – для нее, можно сказать, хобби: она занимается им в свободное от учебы время.
Юный возраст и очное обучение, которое не оставляет много свободного времени, возможно, кому-то дадут повод усомниться в качестве исходного продукта. Однако те, кто им пользовался и продолжает пользоваться, единодушны в своем положительном мнении. Вот лишь несколько отзывов выпускников: «Как легко и доступно! С шутками, историями – учеба перестает быть утомительной, становится реально интересно», «Азиза умеет находить общий язык со всеми, а это очень важно», «Материалы подаются без «воды» – просто и понятно», «Лучшего учителя еще поискать надо» и, наконец, крик души: «Я хочу такие же «уроки» по другим гуманитарным предметам, давайте ее уговорим, пусть она их сделает!» Красноречиво здесь скажут и цифры: всего за неделю существования платформы число ее пользователей взлетело до 2,5 тысяч.
О том, как выпускнице нальчикской гимназии №1, сдавшей ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов, пришла в голову идея готовить к экзамену по этому предмету других выпускников, и что из этого вышло – рассказывает сама Азиза Созаева.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
- Каждый к ста баллам на ЕГЭ идет своим путем, мы же все разные, общих или универсальных правил и советов тут быть не может. Поэтому сразу поясню: я говорю только о личном опыте.
В конце 10-го класса я определилась с будущей специальностью и решила, что пора начинать готовиться к ЕГЭ. Для специальности «Юриспруденция» мне надо было сдавать три экзамена – обществознание, русский язык и историю. Я начала готовиться в сентябре выпускного класса, так что у меня на все был один учебный год. Это нормально. В принципе, все три обычных варианта сроков, которые отводят для подготовки к экзаменам старшеклассники, нормальны. Вариант первый: за два учебных года – много времени, готовишься спокойно, успеваешь учить и повторять. Есть минус – не все старшеклассники к этому времени определились с выбранной специальностью, а значит, и с предметами, которые им предстоит сдавать. Вариант второй, встречающийся чаще всего: за один учебный год. К этому времени уже большинство определилось с будущей профессией или хотя бы с ее направлением. Есть время на изучение всех тем и даже немного на их повторение, но мысль «А вдруг не успею хорошо подготовиться?» все же иногда присутствует. И вариант третий: со второго полугодия 11-го класса. Тут ты уже точно знаешь, какие экзамены тебе нужны для поступления в вуз – после зимних каникул даже самые нерешительные должны определиться с выбором ЕГЭ. Это приемлемый по срокам вариант, можно подготовиться, но темпы нужны сумасшедшие, постоянное стрессовое состояние гарантировано.
Сначала я выбрала предметы, по которым буду готовиться, потом – способ подготовки. От людей, далеких от ЕГЭ, иногда можно услышать: «А школьный учитель на уроках не может вас подготовить?» Нет, не может. У школьного учителя нас как минимум полсотни, а новые темы каждый урок почти, плюс гора работы с бумагами. Действительно, гора – нам как-то учитель с горькой иронией сказал: «Мне некогда вас учить, мне работать надо», имея в виду, что у него еще всякие бумаги-отчеты-журналы-методички… И это мне еще с учителями в школе повезло – по истории и обществознанию нам реально помогали готовиться наши педагоги. А учитель обществознания – Фатима Хабасовна Карамышева – для всех, кто обществознание сдавал, вообще была человеком незаменимым. Она много лет была экспертом на ЕГЭ и всегда давала нам дельные советы.
Самому, не прибегая к помощи педагогов, которые занимаются именно этим (подготовкой выпускников к ЕГЭ), тоже, на мой взгляд, подготовиться нельзя – слишком много возникает вопросов, на которые или не можешь найти ответов, или находишь сразу несколько противоположных. Должна быть обратная связь, возможность спросить непонятное, отдать на проверку выполненные задания. От услуг репетиторов я отказалась, решив, что буду готовиться с помощью онлайн-школ и вебинаров. Это было в разы дешевле, чем занятия с репетитором, но не так популярно, как сейчас. Хотя, если постараться, хорошие уроки и лекции все-таки можно было в интернете найти. Ну и, конечно, самоподготовка и самопроверка – без этого никак. Первый свой тест по обществознанию я написала на…ноль баллов! И поняла, что мне придется хорошо потрудиться. Я приходила из школы и садилась заниматься. Сколько? Да пока не надоест! Обычно до самого вечера. Да, от многого пришлось отказаться – общение с друзьями ограничила школой, соцсети практически исключила, но сутками напролет я не занималась, было и свободное время, отдыхать тоже надо. Для меня было очень важно поступить «на бюджет», я понимала, как это сложно, если речь идет о юрфаке, но пообещала себе, что, если не пройду «на бюджет», коммерческое отделение даже рассматривать не буду. Я считаю, что в 17 уже пора быть самостоятельным человеком. Мы же в выпускном классе все мечтаем: вот, закончу школу, взрослая жизнь начнется, буду, наконец, самостоятельным! Но если за твою учебу платят родители и полностью содержат тебя, где же тогда твоя самостоятельность? Но оговорюсь: это мое личное мнение, я его никому не навязываю и не утверждаю, что оно единственно правильное. Но своего мнения стараюсь придерживаться – учусь «на бюджете», зарабатываю в своей онлайн-школе.
Педагоги и лекторы в онлайн-школах и на вебинарах были разные – преподаватели и студенты вузов из числа многобалльников и стобалльников. Работая с ними, я стала замечать, что мне больше нравится, когда занятия ведут студенты: они рассказывали доступно, просто, понятно, к ним я и мои «коллеги» не стеснялись обращаться с вопросами, попросить что-то объяснить, если непонятно, могли вести диалог. В общем, мы были как бы «на одной волне»: учиться у них было интересно. Это я потом и вспомнила, когда начинала свою онлайн-школу.
Вот еще что из личного опыта всем старшеклассникам советую: участвуйте в олимпиадах! Я участвовала в олимпиаде МГУ для школьников «Ломоносов», стала призером заочного этапа, благодаря чему получила льготы при поступлении в МГУ, но обстоятельства сложились так, что за пределы республики выехать не смогла. Если уверены в своих силах – участвуйте во Всероссийской олимпиаде школьников. Она, конечно, самая крутая: победа или призовое место в ней дают огромные возможности. Но имейте в виду, что свои внутривузовские олимпиады проводят почти все высшие учебные заведения. И удачное участие в них – ваш шанс. Какие-то вузы по итогам этих олимпиад зачисляют абитуриентов без экзаменов, какие-то дают дополнительные баллы при поступлении. ВКонтакте есть группа «Поступашки» – там публикуют информацию о всех внутривузовских олимпиадах.
К окончанию школы я была просто влюблена в обществознание, в эту «науку про жизнь», решать тесты и задачи по этому предмету для меня было удовольствием. Когда шла на ЕГЭ по обществознанию, у меня уже было 86 баллов по истории и 94 балла по русскому языку. К слову, оценка по истории меня немного расстроила: мне казалось, что я все правильно написала и решила, а тесты по русскому языку были вообще легкими. Сдала экзамен, вышла и поняла, что…хочу вернуться и еще раз его сдать! И еще раз! Хочу еще тесты и задания по обществознанию выполнять! В день объявления результатов (из-за неполадок с интернетом) я попросила подругу посмотреть, сколько у меня баллов. А когда она сказала: «Сто!», я даже разозлилась немного, стала говорить, что мне, мол, не до шуток, это же мой основной предмет при поступлении. Оказалось, и правда сто. В общей сумме, вместе с «десяткой» за медаль с отличием, я набрала за три экзамена 290 баллов.
«НА ОДНОЙ ВОЛНЕ»
Идею создания онлайн-школы мне подали старшеклассники. Сама я ни о чем подобном не думала. Мою фотографию, как фото и других стобалльников, министерство просвещения республики опубликовало в соцсетях. Кто-то перепостил, а мне стали писать одиннадцатиклассники с вопросом, не хочу ли я поделиться опытом. Причем писали не только мои земляки. Просьбы шли из разных регионов. Я тогда подумала: а почему бы и нет? Было интересно попробовать себя в качестве преподавателя и посмотреть через год, какие будут результаты. И они оказались очень даже неплохими! Почти все мои ученики, сдавшие ЕГЭ по обществознанию, стали многобалльниками. Нет, стобалльников нет пока, но есть 99! У девочки из Челябинска, которая первый пробный ЕГЭ написала всего на 40 баллов.
Возможно, кто-то подумает, что преподавать в 17 лет, да еще такой сложный предмет, это самонадеянность. Но, поверьте, я правда первый год комплексовала немного, задавалась вопросом: а имею ли я право давать свою трактовку событиям, обсуждать определения, ставить оценки, но ведь обществознание, как и любая гуманитарная наука, точнее даже комплекс наук, может иметь субъективное понимание, это же не математика или физика, где есть точные формулы и понятия. Сейчас комплексы прошли.
Осенью прошлого года я подумала, что неплохо было бы создать образовательную платформу для желающих готовиться к ЕГЭ по обществознанию. Я примерно так размышляла: я закончила школу три года назад, три года готовлю выпускников к ЕГЭ по обществознанию в своей онлайн-школе, но до сих пор не увидела на просторах интернета то, что когда-то хотела для себя – лекции и их разборы – так, чтобы все было просто, доступно и интересно. Пожалуй, надо попробовать это сделать. И для меня было важно, чтобы эта платформа была доступной для всех – бесплатной и простой в использовании. К этому времени у меня уже была своя методика подготовки к ЕГЭ и очень много материала. Оставалось только подготовить контент, дизайн и оформление платформы. На это ушло всего два месяца, правда, работать пришлось в бешеном темпе, записывая иногда по десять видеороликов за день.
Что представляет собой моя образовательная платформа для подготовки к ЕГЭ по обществознанию? Это 84 видеоролика на YouTube с короткими – в среднем 15-20 минут – лекциями, в которых я раскрываю основные понятия и смысл тем кодификатора по обществознанию. К нему прилагается дополнительный пакет материалов – он в чат-боте ВКонтакте, к нему легко перейти. В пакет входит рабочая тетрадь, в которой вы можете записывать материал так, как вам удобнее – текстом, схемами, таблицами. Еще одна рабочая тетрадь или конспект, уже заполненный за вас, где все записано и структурировано. Далее – практические или тестовые задания, без которых вообще невозможно изучать и понимать обществознание. И, наконец, видеоразбор этих тестов. Так как занятия на платформе идут не в прямом эфире, а у вас могут возникнуть вопросы по тестовой части заданий, я постаралась подробно разобрать все блоки из практической части – возможные ошибки, правильные ответы и разные нюансы.
Свои лекции я постаралась сделать простыми и доступными – такими, какие сама когда-то искала в интернете, также старалась при объяснениях использовать больше примеров – интересных, понятных молодым людям, иногда с юмором – так лучше запоминается. Некоторые моменты, где я оговорилась, пошутила и исправилась, не стала переписывать – хочу, чтобы было как можно естественнее, чтобы, несмотря на то, что все видео идут в записи, было ощущение живого общения. Я же помню, как это было важно для меня – быть с преподавателем «на одной волне».
Что дальше? С отличием закончить бакалавриат, магистратуру, возможно, аспирантуру – мне нравится юриспруденция как наука. Работать и дальше над образовательным контентом – и на платформе, и в онлайн-школе. Есть уже просьбы разработать подобные образовательные ресурсы для подготовки к ЕГЭ и по другим предметам, но здесь все надо хорошо обдумать…