20 марта, 2022 - 15:40
Феи, балкарские войлочные ковры – кийизы, традиционная ручная и машинная вязка: при создании своей коллекции «Carriage Return» молодой дизайнер из Кабардино-Балкарии, победительница конкурса Lamoda Агата Вострикова вдохновлялась культурой карачаево-балкарцев и мифологией древних тюрков и адыгов.
Коллекцию «Carriage Return» Агата создавала совместно с мастерицами из Кабардино-Балкарии. Ручная работа, традиционные ремесла, натуральные материалы практически без красителей и принты, сгенерированные искусственным интеллектом – локальность, экологичность и современные технологии.
- Давай поговорим о «Carriage Return». В чем ее особенность и уникальность?
- Коллекция «Carriage Return» посвящена двум противоположным феноменам – народному ремеслу моей родины и развитию искусственного интеллекта в сфере моды. «Carriage Return» переводится как «возврат каретки». Первоначально этот термин относился к механизму или рычагу на пишущей машинке и выполнял ту же функцию, которую выполняет сейчас клавиша Enter. Теперь он используется в программировании.
Будущее всегда более выражено в контексте прошлого, поэтому я решила обратиться к мастерицам Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии для создания уникальных вещей из шерсти с принтами, созданными искусственным интеллектом. Народные ремесла этих краев неповторимы – балкарцы и карачаевцы имеют свою особую традиционную технологию валяния ковров-кийизов и бурок. Но, к сожалению, сейчас в целом на Кавказе остается все меньше мастериц, таких, например, как Канидат Цараева из Верхней Балкарии.
Этой коллекцией я хотела обратиться к своим корням, к творческому наследию предков, обогатив его находками в сфере искусственного интеллекта. А также рассказать о народных ремеслах и поддержать тех, кто еще этим занимается. Одежда для коллекции изготавливалась в аулах вручную из чистой шерсти, практически без использования красителей, так что это производство не наносит вред природе.
- Как выбрала дизайн и моду в качестве профессии?
- С третьего класса я посещала костюмерно-художественное отделение в школе искусств. В 6 классе мама перевела меня в 29-ю гимназию, там в архитектурном классе преподавали живопись, рисунок и композицию. А после я поступила в Школу дизайна НИУ ВШЭ в Москве. В общем, я с детства шила и рисовала. Всегда знала, что буду дизайнером.
- Расскажи историю создания бренда Agatha Ænter. Как родилось название?
- Первой коллекцией Agatha Ænter можно считать мою дипломную коллекцию 2020 года. Разработкой идеи бренда я начала заниматься в университете. На одном из предметов, который вел наш земляк Анзор Канкулов, каждый студент разрабатывал концепцию для бренда или компании, и тогда я всерьез задумалась о том, каким хочу видеть свое будущее дело и свою аудиторию.
В названии бренда скрывается ключевая идея: клавиша Enter символизирует старт и течение технического прогресса, начиная с ее появления на первом компьютере в 1970-м году. Буква «Æ» – это связь с моими корнями.
- Назови основные принципы, которым ты следуешь в своей работе.
- Принципы моей работы только начинают формироваться, ведь в своем деле приходится совмещать и творческое, и предпринимательское начало. Я стараюсь всегда ставить себе сроки и придерживаться их. В работе над коллекцией всегда выстраиваю четкую логику, начиная от идеи до цвета и формы.
При создании вещей я отталкиваюсь, в первую очередь, от идеи и источника вдохновения. В дальнейшем строю вокруг этого коллекцию, подбираю цветовую гамму и материалы. Стараюсь отдавать предпочтение натуральным, экологичным тканям.
- Каким образом искусственный интеллект создает принты? И почему ты используешь этот метод?
- В моей дипломной коллекции я решила провести эксперимент взаимодействия человеческого интеллекта с искусственным – путем создания коллекции на основе сгенерированных с помощью нейросети эскизов.
Для создания эскизов с помощью искусственного интеллекта необходимо с нуля обучить нейросеть, эту задачу выполнил программист по заданным мною запросам. Таким образом, алгоритм создан так, чтобы отклоняться от существующих форм и текс-тур. Этого получилось добиться с помощью создания классификатора текстур, который определяет изображения, где наиболее выделены текстура и форма с помощью заданного показателя. Также моей задачей было собрать все входящие данные для нейросети, на которых она обучается.
Для создания эскизов с помощью искусственного интеллекта использовался один из видов нейросетей – генеративно-состязательная (GAN), а вообще их существует великое множество. Процесс довольно сложный, в двух словах не объяснить.
Идея машинного обучения заключается в том, что одни и те же общие алгоритмы могут быть повторно использованы с разными данными для различных задач. Нейросети могут анализировать и запоминать результат – так они и обучаются.
- Сколько коллекций ты уже успела создать?
- На данный момент у меня две коллекции. Первая – дипломная, в которой я начала работу с искусственным интеллектом. В нее вошли коммерческие вещи с принтами, модульно собранные вручную авангардные вещи, также пальто, которое меняет цвет и создает эффект генерации нейросетью.
Вторая – «Carriage Return». Сейчас все меньше женщин, которые занимаются традиционным ремеслом, поэтому мне захотелось вдохнуть в него вторую жизнь с помощью новых технологий.
- Ты снимаешь для «Carriage Return» ролики, главными героями которых являются персонажи из мифов. Кто они, и о чем эти видеоролики?
- Carriage Return Story – это переосмысление тюркской и адыгской мифологии под современный технологический контекст. За основу взяты персонажи, которые в древние времена отвечали за природу и устройство Вселенной. Теперь они подстраиваются под современные реалии и отвечают за всемирную сеть, виртуальный мир и digital-технологии.
Главная героиня Умай-бийче – один из древнейших и могущественных персонажей мифологии тюркских народов. Теперь она обладает не только способностями управления стихиями, но и говорит на языке программирования, носит digital-бурку и обучает двух других героев мифов существованию в технологичном мире. Так, покровительница рек Су Анасы становится частью компьютерной игры и приобретает digital-хвост. А паутина космического существа Пако, сидящего в центре паутины-мироздания, соотносится с образом «сети».
- Когда и где была представлена коллекция? Как ее приняли?
- Коллекция была представлена на MBFW Russia. Летом 2021-го я подала заявку на грант, который оплачивает участие в Неделе моды, а осенью узнала, что его одобрили. Коллекцию встретили очень хорошо. Многие мои любимые издания написали о ней. Особенно приятно было прочитать очерк Залины Амировой, создательницы телеграм-канала «Шмот» для статьи в The Blueprint о самых запоминающихся показах.
- Что самое сложное в создании вещи и коллекции в целом?
- Когда ты сам начинаешь дело и у тебя нет команды, то сложно все. Каждый этап требует внимательности, контроля, времени, усилий. Это бесценный опыт, но я очень хочу скорее обрести команду единомышленников и наладить все процессы в бренде.
- Искренне желаем тебе в скором времени собрать команду мечты! Что или кто обычно служит источником вдохновения для тебя?
- Мысли о будущем, развитие технологий, наука, моя родина, мама. Я часто обращаюсь к тому, что меня формировало с самого детства, и стараюсь передать это в бренде и во всем, что делаю.
- Что можно назвать основным трендом в сегодняшней моде?
- В тренде индивидуальность и самовыражение. Если мы говорим о глобальных направлениях в моде на ближайшее будущее, то это, конечно, осознанное потребление, вторичная переработка, персонализация, digital-мода, искусственный интеллект, в скором времени адаптация к NFT. Это основные современные тренды рынка.
- От чего зависит, что будет модно? На что ориентируются дизайнеры?
- Дизайнеры и бренды так или иначе ориентируются и подстраиваются под текущие реалии. Мода быстрее всего реагирует на общественные изменения. При этом она циклична, и мы можем часто наблюдать, как те или иные тренды из прошлого возвращаются на подиумы, а затем и в гардеробы людей. Есть много факторов, влияющих на эти феномены. Я даже делала курс, посвященный формированию тенденций в мире моды, но, к сожалению, пришлось отложить пока эту затею.
- Можно ли ждать от тебя в ближайшее время еще коллекции, рассказывающие о Кавказе и показывающие его культуру?
- У меня никогда нет четкого плана, что я буду делать и выпускать. Я могу проснуться утром и за минуту собрать в голове идею для новой коллекции или кампейна.
Сейчас я делаю коллаборации с несколькими коммерческими брендами, изучаю современную индустрию материалов, ищу сторонников из научной среды, с которыми мы могли бы вместе разработать новые подходы для создания одежды. В планах развиваться, строить бизнес, находить свою аудиторию и клиентов. Жизнь коротка, поэтому я хочу создать что-то, что будет делать людей счастливыми.