10 апреля, 2022 - 13:59
Уже более 10 лет существует проект «Как это сделано», созданный нашим земляком Асланом Шаоевым. Познавательные репортажи об «изнанке» создания всем известных вещей и уникальных отечественных производствах даже демонстрируются в некоторых школах нашей страны, а аудитория ютуб-канала достигает четверти миллиона человек по всему миру.
По словам Шаоева, идея необычного проекта возникла в 2011 году, когда он активно вел свой блог в Живом Журнале: «Я видел у разных блогеров много интересных фоторепортажей с заводов и мастерских, но какого-то единого пространства, где была бы сконцентрирована эта информация, не было. Тогда я решил сделать сообщество, просто чтобы собрать все такие репортажи воедино. Его я создал, еще живя в Нальчике, а после переезда в Москву в 2012 году купил у друга фотоаппарат и решил, что буду сам снимать производственные репортажи. Над названием долго не думал, дал такое же, как и у передачи канала «Дискавери» – «Как это сделано».
- Сейчас у вас есть своя команда?
- Первое время я копировал репортажи, потом старался привлечь блогеров, чтобы они публиковали свои фоторепортажи в «Как это сделано». А летом 2013 мне удалось попасть на часовой завод «Ника», московский судостроительный завод и завод по производству снайперских винтовок. Это были мои первые личные фоторепортажи, и я решил основной упор делать все-таки на свое. Со временем я создал собственный сайт, чтобы собранный материал не был привязан ни к каким сторонним площадкам, тем более популярность ЖЖ уже падала. Тогда же я начал работать в формате видеорепортажей, создал канал «Как это сделано» на YouTube, это дало новый толчок к развитию проекта.
- А вообще, как все происходит? Можно вот так просто «постучаться» на какой-нибудь завод и попросить поснимать?
- Да, на первых порах все так и было, я напрашивался на производство и говорил, что хочу снять интересный материал. Изначально я не планировал делать свой проект коммерческим, мне просто хотелось увидеть заводы и фабрики изнутри, пофотографировать. Но со временем понял, что на одном энтузиазме такое не потянуть, и так я снял первый коммерческий репортаж. Он был про производство пластиковых окон в Подмосковье. Понял, что у меня получается неплохо, заказчикам нравится, и стал предлагать производствам такой вид пиара. Он не выглядит как откровенная реклама, но в то же время привлекает внимание большой аудитории. А позже меня уже сами производители приглашали посотрудничать.
- Как расширялась «география» заказчиков?
- Изначально я снимал в Москве. Со временем меня стали приглашать на заводы в других регионах, мне даже довелось побывать на полигоне в Семипалатинске. Таким образом мне удалось объездить всю Россию от Калининграда до Камчатки и посетить больше десятка стран.
- А о родной Кабардино-Балкарии планируется когда-нибудь снять репортаж? А то даже обидно немного…
- С радостью бы! Но пока, к сожалению, не встретил заинтересованных местных предпринимателей. Но я еще надеюсь снять репортажи о наших сырах, национальных костюмах или горном меде… Возможно, со временем позиция относительно таких проектов у нас изменится.
Однако отмечу, справедливости ради, что с настороженным отношением я сталкивался не только на родине. Многие просто не понимают, для чего я это делаю, особенно когда готов поработать на безвозмездной основе. А мне просто самому интересно узнавать что-то новое, увидеть «изнанку» привычных вещей.
- Сколько производств удалось посетить и какие любимые?
- Более двухсот. Это и большие предприятия, и маленькие частные мастерские. Я снимал репортажи о производстве самолетов и кораблей, о добыче угля и строительстве небоскреба, и с не меньшим удовольствием открывал для себя секреты изготовления фирменной пахлавы в крошечном кафе. А любимые… Да, пожалуй, мне все интересно, но особенно люблю что-то уникальное. Например, в Ставропольском крае выращивают искусственные сапфиры, которые сами по себе выглядят очень эффектно – огромный кусок сапфира, из которого потом изготавливают стекло для смартфонов. Вот о них, например, я хотел бы сделать репортаж, такие темы я очень люблю.
- Сейчас что в работе?
- Сейчас многое меняется. Полагаю, появится много новых предприятий, о которых я еще сниму интересные репортажи. Но на данный момент неизвестно, как скоро получится попасть на отечественные производства, все же сейчас у них другие задачи. Однако, видео на канале в любом случае будут выходить, зритель не останется без познавательного контента.