1 мая, 2022 - 11:55
«Отношение японцев к лошадям восторженное. По-японски лошадь – «ума», но ее никогда не называют так, а используют именной суффикс, причем не простой, а уважительный, который употребляется младшими в отношении старших. Всегда говорят «ума-сан», чтобы выразить свое почтение к этим удивительным животным».
Ныне артист балета государственного Музыкального театра КБР Азамат Мусаев о Стране восходящего солнца знает многое, а о лошадях – почти все, ведь много лет он работает в Японии акробатом-наездником.
Несмотря на то, что родной дядя Азамата в Дейском, куда вольно-аульский парнишка часто приезжал в гости, держал лошадей, сам он не имел к ним непосредственного отношения. Мальчик грезил национальными танцами: «Мне было лет двенадцать, когда вместе с друзьями мы случайно попали в танцзал на репетицию детского ансамбля «Дети гор». Увиденное меня настолько захватило, что я тут же записался в коллектив, оставив обучение игре на гитаре и секцию вольной борьбы».
Сначала ученик 18-й школы танцевал в «Детях гор», после окончания хореографического отделения нальчикского музучилища – в ансамбле «Кавказ», а затем юноша перешел в ГААТ «Кабардинка».
Даже в армии через полгода «учебки» он попал танцором-трюкачом в военный ансамбль Северо-Кавказского военного округа, где и служил оставшиеся полтора года. Коллектив относился к воинской части в Ростове-на-Дону. Там же располагалось и творческое объединение знаменитого Леонарда Гатова – он был в числе организаторов культурной программы Олимпиады-80, а в Нальчике дважды ставил праздники ко Дню города. Кстати, празднования в 2007 году по случаю 450-летия присоединения Кабардино-Балкарии к России ставила его вдова Татьяна Михайловна, у которой Азамат был помощником режиссера. Именно он поставил хореографическое шоу на стадионе «Спартак».
А как же появился цирк? В общем-то так же, как и танцы – случайно. В 2002 году вместе с тремя друзьями и коллегами по «Кабардинке» Асланом Балкаровым, Муратом Увижевым и Анзором Хагажеевым сделали видеоклип, отправили его в одну из арт-фирм – и получили приглашение на три месяца работать на рождественских праздниках в Париже. В Имперском цирке столицы Франции молодые ребята своими национальными музыкально-танцевальными номерами перемежали цирковые номера.
Вторым шагом к цирковой карьере стало незапланированное посещение с Асланом Балкаровым, с которым Азамат не только работал во Франции, но еще учился и служил, краснодарского цирка.
Как раз тогда академик, народный артист РФ Юрий Петрович Мерденов искал танцора для знаменитого номера «Кубанские казаки». И когда Азамата представили Юрию Петровичу, тот незамедлительно предложил ему и Аслану работать в цирке – случай беспрецедентный, так как Азамату было уже 26 лет, а в такие аттракционы берут в основном 17-18-летних акробатов и спортсменов.
Согласие Мусаева многие назвали бы безрассудным: «Юрий Петрович настаивал, чтобы я совмещал танцевальную деятельность (ко всему прочему Азамат вместе с Асланом выступили и в качестве хореографов, поставив в «Кубанских казаках» все танцы и трюки – авт.) с репетициями джигитовки. А номер достаточно опасный и темповой, он требовал силы и техники, притом что я толком не умел просто сидеть на лошади».
В тот период Азамат жил по основному закону Мерденова: репетировать 25 часов в сутки. Уже через неделю он мог «нырять» под живот лошади, затем учился скакать без седла, потом пересаживаться на полном скаку. В рекордно короткие сроки овладел множеством трюков, практически всем набором вольтижировки – перепрыгиванием, перелетом наездника к партнеру с лошади на лошадь и др.
«Помогло то, что я всю жизнь был крепкий, да и лошадей не боялся, наверное, сказалась генетическая память предков, - считает Азамат. – Но, конечно, было очень тяжело, работал практически круглосуточно, плюс к этому, чтобы привыкнуть к лошадям, я оставался на ночные дежурства в конюшне. Было и непривычно, потому что у танцоров иная физическая нагрузка: болели руки, ноги, но и мысли не возникало бросить все, потому что со стороны смотрел на ребят, как они работают, и хотелось быть таким же. И вопрос национальной гордости тоже стоял не на последнем месте. До меня в цирке давным-давно работал только один мой соплеменник – знаменитый Хасан Соблиров, очень многие его знают, первый кабардинец – джигит Росгосцирка, оставшийся жить в Австралии. Само понятие джигитовки больше ассоциируется с осетинами – они основали этот жанр в цирке. А ведь у нас тоже все связано с лошадьми, и я хотел доказать, себе в первую очередь, что мы в этом искусстве не отстанем».
И вскоре доказать это удалось! Всего через полгода Азамата выпустили в манеж, где он работал настоящую джигитовку. Гастрольная жизнь джигита Мусаева началась в Ростове-на-Дону, а за полгода он объездил всю Россию.
На II Международном цирковом фестивале в Москве – втором в мире по значимости после фестиваля в Монте-Карло – номер Мерденова с участием нашего земляка получил серебряную медаль. После этого фото Азамата во всех стационарных цирках страны стало своеобразной рекламной афишей. Снимок был и на пригласительных билетах торжественного вечера, посвященного 70-летию и 55-летию творческой деятельности Юрия Мерденова.
С 2007 года Азамат работает в Японии. Как он там оказался? Снова волею случая, который правильнее назвать закономерностью, ведь в мире цирка всегда видны таланты и трудолюбие, благодаря которому артист получает не только зрительское признание, но и соблазнительные предложения.
Азамат, например, мог поехать во многие страны, но надолго оставлять родителей не хотел. Поэтому предложение работать в Японии по графику «полтора-два месяца работы, затем отпуск, который проводишь дома, и так в течение года», ему показалось более приемлемым. Но не только из-за этого Мусаев согласился продолжить там свою цирковую карьеру.
«Меня пригласил заслуженный артист РСО-Алании Сергей Муратов – один из руководителей «Большого цирка». Он работает в Японии уже много лет и сделал для этого творческого объединения номер «Джигиты Японии» – создал настоящую сборную мира, попасть в состав которой мечтают многие артисты.
«Большой цирк» выступает по двум программам. В программе «А» работают артисты Росгорцирка, в программе «Б» – артисты «никулинского» Цирка на Цветном бульваре. Азамат с успехом работал с последними в шоу «Звезды цирка»: о джигитах часто писала японская пресса, их приглашали на национальное телевидение.
«Многие считают, что японцы неэмоционально относятся к зрелищам. Но когда выезжаешь на арену, весь многотысячный стадион, заполненный до отказа, испускает в едином порыве выдох восхищения. Там получаешь такую отдачу от зрителей, что чувствуешь себя настоящей звездой. Японцы трепетно относятся к любому мастерству, умению, особенно к такому, каким они не владеют. Цирковое искусство, его традиции в Японии, по сравнению с Китаем, практически отсутствуют, поэтому японцы не просто уважают артистов цирка, а преклоняются перед ними».
Но, конечно, большую часть времени в Японии у Азамата занимала работа. Она уникальна, ведь включает в себя не только акробатику, хореографию, работу с шашкой, но и труд с животными – прекрасными, благородными скакунами, имеющими свой характер.
«Лошадь – очень сильное животное. Если она не будет чувствовать силу человека, уважение и немного обязательного в нашем жанре страха к нему, толку не будет. Поэтому нужен авторитет наездника. Я сторонник того, чтобы не бить лошадей, но скажу откровенно, что иногда без физического воздействия обойтись нельзя, ведь лошадь необходимо подчинить себе, когда она молодая, непослушная и когда ее надо научить всему. Но, конечно, в первую очередь все пытаемся сделать пряником: морковкой угостить, похвалить, это они все хорошо запоминают, но бывает, что требуется и наказание. Кстати, не каждая лошадь может работать в цирке: бывает так, что красивое, молодое животное не подходит к джигитовке.
Лично я считаю, что лошади одни из самых способных в цирке, но, как и люди, не похожи друг на друга, и для работы в цирке их надо выбирать по характеру. И кнут не для каждой из них подойдет. Мне в основном везло и сложные не попадались, хотя были у меня представители разных пород. Буденновская порода лошадей мне очень нравится, «терские», в основном они белого или серого цвета, на них удобно работать, они очень мягкие, но чуть трусоваты, они ближе к арабам. А кабардинская порода лошадей вообще идеальна для дрессуры, потому что «кабардинцы» ничего не боятся, это, видимо, в их генах заложено.
В цирке их редко встретишь, и если они кому попадаются, как, например, Кантемировым, то это считается огромным везением. Наших лошадей очень любят за трудолюбие, за то, что они никогда не устают и никогда не хромают.
Кстати, первое время мне было очень трудно работать, так как в Японии очень высокие лошади и галоп у них очень быстрый. А если обратиться к взаимоотношениям с лошадью, могу сказать, что она становится огромной и значимой частью твоей жизни».
Слушать рассказы Азамата о лошадях и о цирковой работе, об успешных – а других у него не бывает – гастролях не только в Японии, но и по всей Европе, можно бесконечно. И очень хочется надеяться, что рано или поздно у него найдется время, чтобы написать книгу об этом. Сейчас на это рассчитывать не приходится, потому что хоть пандемия и поставила на паузу его цирковую деятельность, творческая жизнь Азамата продолжается. Он активно задействован в театре, мечтает организовать в родной республике конное шоу и открыть цирковую школу, которые могли бы стать частью туристического бренда Кабардино-Балкарии.