19 июня, 2022 - 13:59
Авторские пояснения пьесы Биляны Срблянович «Семейные истории», премьера которой состоялась в Русском Государственном театре им. М. Горького, оказались пророческими: во время просмотра постановки заслуженной артистки КБР Евгении Толстовой удивляться приходилось часто.
Считая себя старым, «насмотренным», бывалым, если не матерым зрителем, способным угадать с первых минут, о чем будет спектакль, автор этих строк, как правило, оказывается прав в своих догадках. Вот и на первых секундах спектакля, увидев схватку Саб-Зиро и Скорпиона из культовой франшизы под легендарный «Techno syndrom», я сделала вывод, что постановка будет о том, как дети из настоящей реальности уходят в мир виртуальных игр. Ошиблась. Речь в «Семейных историях» идет о большем, намного большем. Пьеса популярной сербской журналистки и драматурга была написана в 1997 году и затрагивала многие аспекты конфликтов и войны распавшейся Югославии. Но в спектакле Толстовой они, как и ряд некоторых других моментов, опущены. Акцент в постановке сделан на другие вопросы, популярные в странах с разным историческим прошлым и государственным типом: конфликты поколений, потеря индивидуальности под давлением стадного чувства, кризис общества потребления, превалирующий над состраданием, а, точнее, над гуманистическими идеалами в целом, эгоизм, и многое-многое другое.
Мир Надежды (Фатима Кушхова, Анастасия Сторожева), Воина (Ислам Канкулов), Милены (Агнесса Шереужева, Екатерина Попова) и Андрия (Заур Нагоев) целиком кроится по образу и подобию взрослого мира. Что они видят ежедневно, тем и заполняют свои игры. А видят они не самые приятные и положительные вещи. Тщательно копируя взрослых и одновременно оставаясь детьми, эта четверка как в зеркале отражает нас, со всеми нашими мечтами и страхами. И делает это виртуозно, за считанные мгновения показывая смену разнообразных типажей и характеров.
А в мощнейшем, благодаря потрясающей игре молодых артистов, финале спектакля, и герои, и зрители переживают настоящий и совершенно неожиданный катарсис.
Вот и считай себя матерым зрителем, уже не знающим большого подлинного удивления.