17 июня, 2022 - 15:32
Связки разноцветных шаров взмыли в небо, и все 80 человек сразу запрыгали, закричали и захлопали.
- Все равно все лопнут, - вздохнул за моей спиной какой-то мальчишка, вглядываясь в небо из-под козырька кепки.
- И ты даже можешь сказать когда? – пошутила я.
- Ну, если знать скорость ветра, расстояние, время… - задумался он.
- Да ладно! – не поверила я. – Ты что, и правда такой умный?
- Тут все умные! – отрезал он и зашагал в сторону учебного корпуса.
Пожалуй, это и есть ключевое: «тут все умные», иначе как объяснить, что в свои тринадцать, в свои долгожданные летние каникулы они по четыре часа ежедневно решают задачи по математике. Причем делают это добровольно и, не побоюсь этого слова, с удовольствием! По крайней мере, все они здесь выглядят совершенно счастливыми.
Все эти воздушные шары, линейка и даже маленький концерт – в честь открытия профильной математической смены в Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки «Антарес». Этот летний лагерь для юных математиков работает уже несколько дней, но торжественное открытие, по негласным правилам всех детских лагерей, обычно бывает не сразу, а только тогда, когда дети хоть немного освоятся и перезнакомятся между собой.
Эта не первая математическая смена в «Антаресе», несмотря на юность этого центра (открылся он всего три года назад). Ее даже проводили дистанционно, когда из-за пандемии все образовательные учреждения работали «на удаленке». В прошлом году юные математики собрались на свою смену очно, и им это так понравилось, что многие во что бы то ни стало решили попасть сюда снова. Не у всех, правда, в силу ограничений по возрасту, была такая возможность, но Алине – шестикласснице нальчикской школы №9 – это удалось.
- Это потому, что я обожаю математику! – говорит она. – У меня вся семья – математики, мама со мной еще до школы занималась. Как я могла не полюбить этот предмет?! И не правда, что это «мужская наука». Мальчиков, конечно, в смене больше, но девочки могут с ними поспорить, кто лучше знает эту науку. Мы от них нисколько не отстаем, а иногда и лучше справляемся с заданиями.
Я сюда впервые попала, когда училась в пятом классе и успешно выступала на математических олимпиадах шестиклассников. Я каждый год готова выигрывать олимпиады по математике, чтобы снова сюда попасть – тут так здорово! Жаль, что эта математическая смена для меня последняя… Но зато знаете, что вдохновляет? С такими знаниями, которые мы здесь получаем за 25 дней, мы, вернувшись после каникул в школу, становимся лучшими учениками по математике. Все же летом расслабляются, а мы занимаемся. Лично мне это нравится. Всем нам нравится, а нас здесь много!
«Много» – это, как оказалось, 82 человека в пяти отрядах, 60 детей – непосредственно математическая смена «Антареса» и 22 школьника – это один отряд из лагеря «Солнечного города». Пребывание в лагере бесплатное, но для того, чтобы сюда попасть, мало любить математику и иметь по ней «пятерку» в школе.
- Подавляющее большинство ребят в этой смене – шестиклассники, победившие в весенних математических олимпиадах, которые проводит «Антарес», - рассказывает заместитель директора Центра Инал Кушхов. – Наравне с шестиклассниками в них могут участвовать и пятиклассники, и в случае успеха тоже могут попасть в математическую смену.
Так как у нас тут профильный лагерь, распорядок дня отличается от тех, что бывают в обычных детских летних лагерях. В 9.30 – завтрак, на территории «Антареса» у нас хорошая столовая, после завтрака начинается работа образовательно-дополнительного блока. Четыре часа ребята занимаются с лучшими педагогами по математике, которые прошли специальные «олимпиадные курсы» в «Сириусе». Потом обед и дополнительные занятия, которые каждый выбирает себе сам – физика, робототехника, программирование. Спорт? Конечно! И не только шахматы. Мы и в футбол играем, и в волейбол, и в теннис, и в бадминтон. В отличие от обычных летних лагерей, у нас не бывает дискотек, походов на речку и в кино, но зато мы выезжаем в технопарк «Кванториум», в лаборатории КБГУ. А еще проводим математические квесты с логическими задачами. Тут и математика, и логика, и спорт, и возможность поработать в команде и почувствовать «командный дух». У нас образовательная программа, не развлекательная, но построена она так, чтобы дети могли совмещать науку, спорт и игру, чтобы все было гармонично, всем – интересно.
Выездная экскурсия у нас тоже запланирована – на последние дни смены. Поедем в Пятигорск по Лермонтовским местам и в музей «Россия – моя история». С каждого мероприятия, с каждой экскурсии мы стараемся взять по максимуму знаний и эмоций.
Смена в «Антаресе» каждый день длится до шести вечера. Потом нальчан забирают родители – до следующего утра, а «кампусные» уезжают в «Солнечный город». «Кампусные» – это наши иногородние участники смены и отряд из «Солнечного города» – они там живут всю смену в кампусах лицея.
Математическая смена – это не только интересная и разнообразная образовательная программа, не только подготовка к олимпиадам, это еще и подготовительный этап к поступлению в лицей «Солнечного города». В последний день пребывания здесь ребята пишут отборочные работы, по результатам которых могут быть допущены к следующему этапу поступления. Этапов несколько, поступить в лицей «Солнечного города» очень непросто. Да, не все 80 человек из нашей смены захотят учится в лицее, но они не единственные желающие – попасть в лицей стремятся школьники со всей республики, счет идет на сотни, но поступят только 36 человек. Зачисление в два этапа – письменная работа и собеседование.
Если кому-то покажутся скучными летние каникулы, где сплошной «образовательно-дополнительный блок», спешу заверить, что одной только учебой здесь все-таки не ограничиваются. Скучное название «образовательно-общеразвивающий блок» на самом деле скрывает довольно веселое и интересное времяпровождение.
- Это игры, мастер-классы, викторины, флешмобы, конкурсы, тренинги, развивающие лидерские качества и умение работать в команде, - говорит методист «Антареса» Наталья Янина. – Совсем недавно, например, мы провели викторину ко дню рождения Петра I, творческую мастерскую «Мозаика», посвященную Дню России, очень веселый «День друзей» с флешмобом «Обнимашки», а сколько у нас всего еще впереди!
…Шары тем временем улетели, обладатели маек пяти цветов – по количеству отрядов – смешались в кучу и уселись фотографироваться прямо на нагретый солнцем асфальт. Сначала общий снимок. Потом по отрядам. Потом по компаниям. Вот тут-то я их и поймала, чтобы получить ответ на давно мучающий меня вопрос. Все-таки хотелось мне знать: как так – солнце, лето, каникулы, а они опять за уроки! Не надоело – после учебного года? Полминуты они дружно молчали, как будто я сказала им что-то обидное, а потом заговорили, перебивая друг друга:
- Дома что ли сидеть? Это же скука!
- Здесь не уроки и здесь вам не школа! Здесь интересно и весело!
- Тут не надо поднимать руку, чтобы тебя спросили, на уроке можно просто общаться с учителем и другими ребятами.
- И даже спорить! И даже с учителем. Но только про математику.
- Тут все умные…ну, ладно – почти все. Очень интересно что-то вместе обсуждать.
- А квесты? Разве в школе квесты бывают? Мы сегодня так бегали, так думали, что у нас даже коленки и лбы загорели на солнце!
- Вот бы таких квестов побольше!
- Ага, и задач! Побольше бы задач по математике!
- А еще у нас тут не классы, а отряды. Каждый – в честь какого-то ученого – Ломоносов есть, Лобачевский, Энеев, Холмогоров…
- Ломоносов самый крутой!
- Ты совсем что ли? Лобачевский!
- Ладно, - сказала я. – Пока, дети! Желаю вам побольше задач по математике!
Но они меня уже не слушали, разгорался спор о математиках…