13 октября, 2021 - 12:00
Однажды в Багдаде появился таинственный человек. С помощью магии он узнал имя юноши, способного найти волшебную лампу. Им оказался Аладдин, сын Али-аль-Маруфа. Колдун нашел Аладдина, и, представившись его дядей, попросил проводить его в город теней, скрытый в пустыне, и вынести ему лампу, которую решил забрать после того, как убьет парня. Но тот спасается и, желая рассмотреть надпись на лампе, трет ее....
Такова завязка не только всем известного советского кинохита 1966 года «Волшебная лампа Аладдина», но и мюзикла Рустама Абанокова «Аладдин», премьера которого состоялась в Музыкальном театре Кабардино-Балкарии.
Общеизвестно, что мюзикл – жанр сложный в постановочном отношении, потому и дорогой. Самые известные в мире бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, возможными только в условиях стационарной сцены.
И постановка молодого режиссера предлагает своему зрителю запоминающиеся эффекты. Едва раздвинулся занавес, впечатляющая «живая» пирамида из кордебалета и не менее впечатляющее появление злого мага, воплотил которого неузнаваемый в гриме Мурадин Кумыков, сразу задали высокую планку, выдержать которую помогла работа постановочной части театра. Костюмы и украшения, декорации жилых кварталов и дворцов, утварь, мебель, предметы быта (чего только стоят опахала из павлиньих перьев стражников в султанском дворце) филигранно передают атмосферу знаменитой сказки сборника «Тысяча и одна ночь». Высококлассная handmade-работа органично сочеталась с новыми сценическими технологиями, такими как, например, переливы света или фотография ночного неба, проецирующаяся на огромном экране.
«Аладдин», безусловно, займет свое место в портфолио художника-постановщика Екатерины Махиевой, художника по костюмам Рузанны Дацирхоевой, художника по свету Алексея Голицына, заведующей пошивочным цехом Инны Агировой, заведующей костюмерным цехом Татьяны Здеревой, заведующего декорационным цехом Аслана Цавкилова, заведующей реквизиторским цехом Галины Величко и заведующего бутафорским цехом Мурата Елокова. Их труд придал постановке уровень яркого шоу.
Другая характерная черта мюзиклов – хореография, в «Аладдине» она исполнена на уровне. Балет в спектакле представлял жителей Багдада, обитателей гарема и дворца, хор в классическом понимании и существенную часть общего антуража.
Упоминавшееся сходство со знаменитой лентой «Волшебная лампа Аладдина» зрителям старшего поколения навеивает приятные воспоминания и сравнения лишь частично: нет некоторых персонажей, добавлены новые герои, изменены детали сюжета, который и сам в достаточно сильной форме изменен во второй половине, актуализируя древнюю историю.
Всю эту драматургическую нюансировку передают артисты, радующие как живым вокалом, так и актерским мастерством, что позволяет с другой стороны взглянуть на знакомых с детства героев любимой сказки.
Как, например, в случае с Султаном Аслана Шаова. Или мать Аладдина в исполнении Мадины Мамбетовой. Настоящим открытием стал Азамат Евазов – молодой солист (по всем внешним и вокальным признакам являющийся типичным романтическим героем) филигранно сумел воплотить острохарактерный образ визиря-казнокрада, мечтающего свергнуть Султана, потому что «Этому городу нужен новый самодур!»
Покорил зрителей и харизматичный Джинн. Самое первое появление Радика Карданова стало настоящим актерским подвигом: артист упал с двухметровой высоты, но в ту же секунду поднялся и продолжил свою роль, как ни в чем не бывало – профессионализм высокой пробы или настоящее магическое искусство?
Точен выбор и исполнителей главных ролей. Наивный, мечтательный, увлекающийся Аладдин, в финале продемонстрировавший и несколько неожиданные качества, воплощен Залимом Катанчиевым, который очень похож на своего героя, каким тот был изображен в мультфильме и в книжных иллюстрациях разных лет. Прелестная, волевая, слегка взбалмошная, но добрая и умная царевна Будур Миланы Битоховой по замыслу режиссера выходит за декоративные рамки «прекрасной принцессы», достающейся в награду главному герою. Впрочем, и сам Аладдин в одно-именном мюзикле является героем в качестве дани традициям. Потому что этот мюзикл на примере всеми любимой сказки повествует, прежде всего, о дружбе, преданности, умении сохранить главные человеческие качества перед соблазном власти и денег.