20 октября, 2021 - 10:53
В рамках проекта ранней профориентации «Билет в будущее» в начале октября в школах страны прошли всероссийские профориентационные уроки, направленные на мотивацию и погружение школьников в вопросы самопознания и самоопределения. Каждый урок включал в себя методические материалы, которые позволяли педагогу-навигатору использовать контент как в рамках проекта «Билет в будущее», так и в профориентационной деятельности в образовательной организации. Проводили уроки педагоги-навигаторы, которые проходят курсы повышения квалификации по программе «Методы и методики профориентационной работы».
Такие уроки прошли и в нескольких школах Кабардино-Балкарии. В нальчикской гимназии №14 семиклассники на профуроке с интересом «выбирали себе профессию». Педагог-психолог Альбина Газзаева предложила школьникам «формулу», которая может помочь определиться с любимым делом и будущей специальностью: «Хочу. Могу. Буду».
Начали с «хочу». Как оказалось, это самое простое, приятное и даже веселое. Хотеть можно было все, что угодно, причем сроки не ограничивались – хоть на завтра, хоть на будущее. Понятное дело, фантазия разыгралась. Семиклассники хотели «денег и стать приветливым врачом», «уйти в индустрию стоматологии», «в 20 лет создать свой ресторанный холдинг», «работать с механизмами», «готовить интересные блюда», «быть комиком», «стать актрисой со своим бизнесом» и еще много чего другого. Кто-то, не особо заботясь о выборе профессии, хотел просто «играть в футбол» или «путешествовать» по Англии, Америке, Турции, России и Белорусии. Какой-то гуманист и филантроп хотел «просто помогать всем людям и клубничного мороженого».
Разобравшись с «хочу» перешли к «могу». Тут все оказалось сложнее. Сначала выяснили, что такое hard skills и soft skills, задумались о своих знаниях, умениях, талантах, личных качествах и с удивлением поняли, что для очень многих «хочу» недостаточно ни знаний, ни усердия, ни талантов, ни упорства. Поэтому над «буду» уже пришлось потрудиться, отвечая себе на вопросы «что я готов сделать для исполнения своей мечты, действительно ли мне, именно мне, а не кому-то другому, это нужно?» Кроме того, здесь же предлагалось обсудить востребованность профессий на рынке труда и их перспективность.
За спором даже не услышали звонок, спохватившись, стали просить: «А давайте мы после уроков придем, все доделаем и доспорим?»
- А не рано ли начинать выбирать профессию в седьмом классе? - интересуюсь после звонка у Альбины Львовны.
- Возможно, правильнее тут было бы сказать, что мы не «помогаем детям выбирать профессию», а учим делать правильный выбор. В 12-13 лет дети очень быстро увлекаются, порой им трудно расставить приоритеты в интересах или хобби. На подобных уроках мы им помогаем в этом, шаг за шагом объясняя ценности и подводя к разумному выбору. И делать это все надо именно тогда, когда ребенок учится в среднем школьном звене. Старшеклассники в 9-11 классах уже нередко выбрали будущую профессию или хотя бы направление, по которому они бы хотели работать в дальнейшем, ведь они к этому времени уже учатся в профильных классах.
Мы, кстати, не ограничиваемся такими профуроками, у нас весь учебный год идет работа в этом направлении – знакомим детей с разными профессиями, проводим тестирования на основе личностных особенностей, например.
- Еще несколько лет назад проф-ориентация ребенка была делом семейным: именно на семейных советах решалось, куда поступать школьнику после окончания учебы, кем быть в будущем. Сейчас же школа все больше забирает себе это право и возможность. Это правильно, на ваш взгляд?
- Школа не «забирает себе право и возможность», она становится помощником и соучастником этого процесса. И это правильно, ведь в школе не только дают знания, здесь и воспитывают. У школы зачастую бывает больше возможностей помочь ребенку выбрать будущую профессию, так как она может подключить к этому специалистов – психолога-проф-консультанта, например, организовать встречи. Но вообще-то идеально, когда в этом направлении работа идет с трех сторон – «учитель-ученик-родители». Благодаря слаженной работе такого «треугольника», в котором все стороны заинтересованы и активны, получается лучший результат.
Г. Урусова, фото автора.
Оксана Белоусова, региональный оператор проекта «Билет в будущее»:
- Цифровая платформа «Билет в будущее» состоит из двух сегментов – общедоступного и школьного. В открытом сегменте всем желающим доступны «примерочная профессия», игровые тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке, раздел для родителей, популярные статьи и видеоролики о профессиях и профессионалах. Для закрытого, школьного сегмента, участниками которого могут стать только зарегистрированные на платформе школы и ученики 6-11 классов этих школ, доступны интерактивные тематические онлайн-уроки с использованием специальных пособий. Все активности и учебные материалы платформы разработаны при поддержке и содействии центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» и психологического факультета МГУ им. Ломоносова.
Обновленный проект рассчитан не только на школьников, он также предполагает участие родителей и учителей. Родители смогут пройти так называемые битесты – двойные тесты для родителей и подростков. Дети поймут, насколько хорошо они знают себя и свои интересы, какое профессиональное направление их привлекает в данный момент, а родители разберутся, хорошо ли знают они профессиональные склонности своего ребенка. Каждую часть надо пройти независимо друг от друга, а потом сравнить результаты.