1 сентября, 2022 - 08:00
С учителем физкультуры Пензенского медицинского колледжа Денисом Митрофановым меня познакомила главный специалист Департамента образования Нальчика Валентина Середа. Позвонила и радостно объявила в трубку: «У меня для тебя история! Тебе точно понравится! Представляешь, у меня тут сейчас семья педагогов из Пензы, они говорят, что у главы семьи прабабушка и прадедушка были педагогами в первых школах Нальчика! Это еще в 30-х годах! Они в Нальчике впервые и всего-то на пару дней. Так я им твой номер телефона дам?»
Спустя несколько дней, когда Митрофановы вернутся в родную Пензу, мы с Денисом созвонимся, проговорим больше часу по телефону и будем еще несколько дней переписываться в мессенджерах, по крупицам собирая историю семьи Любвиных-Митрофановых – семьи педагогов в четырех поколениях. Вольно или невольно подключатся многие – и мама Дениса, и местные историки, и активисты некогда популярного интернет-сообщества «Был такой город Нальчик». Потом Денис признается: «Меня всегда мистически тянуло в Нальчик, я всегда хотел его увидеть. И приехав, был шокирован своим внутренним состоянием – я как будто вернулся в родное место…От переизбытка чувств мне хотелось плакать! Меня как будто кто-то привел в этот город. Сложной и долгой дорогой, но все же привел. И это счастье».
С чего и когда начиналась эта дорога? Мы с Денисом выясняли и даже спорили несколько дней.
Педагоги
Может быть, она началась еще в 30-х, когда «в целях нехватки в Кабардино-Балкарии педагогических кадров» из Томской области в нашу республику приехала семья молодых специалистов Любвиных – учитель биологии Анфиса Яковлевна и учитель химии Александр Семенович. Их внучка – Елена Евгеньевна вспоминает, что «дедушка в основном работал не учителем, а на руководящих должностях в школах республики, сначала в селе недалеко от Пятигорска директором, а когда в Нальчике открылась школа №1 имени Карашаева, его пригласили туда завучем. Бабушка Фиса работала учителем биологии в одной из первых новых школ города, тогда она была школой №3».
Жили Любвины в маленьком домике на улице Степной (ныне проспект Ленина), на работу ходили пешком, благо было совсем недалеко – Нальчик 30-х был совсем маленьким – несколько улиц и пасущиеся на пустырях коровы. В Кабардино-Балкарию они приехали уже с сыном Женей – здесь он окончил школу и уехал поступать в институт.
- После окончания десятилетки в 1939 году мой дедушка Женя поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, проучился год, потом ушел в армию, а когда началась война, отправился на фронт – служил на Северном флоте, - рассказывает Денис семейную историю. - Всю войну прошел, вернулся в Ленинград с медалями. С бабушкой моей – Виолеттой Павловной они в этом городе и познакомились а, поженившись, уехали в Комсомольск-на-Амуре. Там родилась моя мама. Потом они всей семьей переехали в Пензу. Много лет бабушка и дедушка преподавали в Пензенском архитектурно-строительном институте, она – немецкий язык, он – инженерные специальности. Дедушка, по словам мамы, очень долго ездил в любимый Нальчик на «встречи выпускников», почти до моего рождения. Представляете, почти 35 лет они с одноклассниками поддерживали отношения, встречались – у нас в семейном архиве даже фотографии есть с этих встреч. На летних каникулах привозили и маму «на юг к бабушке-дедушке».
Елена Евгеньевна до сих пор помнит маминых коллег – «близкую подругу по фамилии Банчужная – с ее внучкой мы ходили купаться на горную реку, (М.А.Банчужная – Заслуженный учитель КБАССР – Г.У.), завуча Омельченко, семью Кузьминых, с которыми дружили, семью Ваннах, с которыми были не только друзьями, но и соседями»
С семьей Ваннах Любвины познакомились в 30-х. Это позже Михаил Александрович Ваннах станет хаслуженным художником ФР, а тогда, в середине 30-х, он – выпускник Пензенского художественного училища – преподавал рисование в только что открытой в Нальчике школе №3, где учителем биологии работала Анфиса Яковлевна. («Художественное училище в Пензе? В моем родном городе? Я же говорю – мистика какая-то!» – так отреагировал Денис, когда я рассказала ему подробности биографии этого талантливого художника- Г.У). Школьник Женя Любвин брал у Михаила Александровича уроки живописи «на дому», прибегая после уроков к нему домой на улицу Кабардинскую. Своему другу Александру Любвину Ваннах подарил на память одну из своих работ.
Картина
Денис уверен, что все началось с картины. Той самой, которую Михаил Александрович подарил его прадеду.
- После смерти прадедушки, в 1969 году прабабушка переехала к сыну – моему дедушке Жене – в Пензу, - рассказывает Денис. – Дедушка умер в 1984, мне тогда было 9 лет. Картина, сколько я себя помню, висела у нас дома, я очень ее любил. Много раз, снова и снова ее разглядывая, я представлял себя на берегу этого озера – будто я стою там и все наблюдаю «вживую» - вот люди плывут на лодке мимо меня, вот горы вдалеке – огромные, настоящие! Я уже знал тогда, что картина досталась моему дедушке в наследство от его отца – моего прадеда, которого я никогда не видел, и понимал, что это очень ценная вещь для нашей семьи. У дедушки, по моему мальчишечьему мнению, было две ценных вещи – эта любимая мной картина и часы «Победа», и я мечтал, что и то, и другое тоже когда-нибудь достанется мне «в наследство». Дедушка пообещал, что так и будет. Сказал: «Как только тебе исполнится 10, я подарю тебе картину и часы». Но, понимая, что до моего десятилетия не доживет, все-таки решил «вручить мне наследство» чуть раньше. Так в 9 лет я стал обладателем двух семейных реликвий, которые и сейчас для меня бесценны. И не только для меня – мой сын уже знает историю этих вещей и знает, что я передам их ему в наследство с обязательным условием передать их дальше своим детям и внукам. К слову, часы идут до сих пор! И картина до сих пор радует.
Поездка
А, может, все началось с поездки на Северный Кавказ? В пензенском медколледже немало иногородних, любимого преподавателя периодически зовут в гости на летние каникулы. Студенты из Дагестана так даже не один раз. В этом году Денис, наконец, решился…
- Конечно, переживал – еду на северный Кавказ впервые в жизни! С женой и сыном на машине – мало ли что нас там ждет. – Он, кажется, сейчас даже сам не верит, что каких-то пару месяцев назад боялся этой поездки. – Я думал: отдохнем на Каспийском море и быстренько обратно. Но на Кавказе нас очень тепло и по-доброму встретили! Замечательные люди, замечательная природа! Мы так «осмелели», что решили: и Чечню посмотрим, и Кабардино-Балкарию! А в Нальчике – я же помню, что первое поколение педагогов нашей семьи там начинало работать! – даже на пару дней остановимся. Мне захотелось увидеть школу, где работал завучем мой прадедушка, дом, где они жили, после того, как переехали в новостройку, и вживую – то самое озеро с семейной картины. Наталья Михайловна – дочь Михаила Александровича Ваннаха, с которой мама до сих пор иногда общается, сказала ей как-то, что на картине изображено «третье озеро в Нальчике». Но приехав в Нальчик и показав местным фотографию картины, я несколько раз услышал, что это «не третье, а четвертое, Курортное озеро» и мы с семьей пошли его искать. Нашли, прогулялись там и с Данилой сфотографировались на его фоне. (К сожалению, я не смогла найти историю городских озер, но любопытно, что у моих знакомых – людей старшего возраста, которым я показала картину, она тоже вызвала споры. Большинство из тех, кто помнит все пять озер в Нальчике, склоняются к мнению, что это все-таки третье озеро - Г.У.)
У меня был адрес, по которому в начале 60-х переехали мои прабабушка и прадедушка, мама тоже помнит и этот дом, и этот двор – она бывала у них после новоселья. Это 29-й дом по проспекту Ленина. Я даже квартиру знал, но хозяев не было, когда мы пришли. Во дворе разговорились с жильцами. Узнав, что мои родственники когда-то жили здесь, одна женщина сказала: «Сейчас я вам в помощь нашего старожила позову, у нее память отличная, всех, кто здесь жил, помнит». Так мы со Светланой Николаевной познакомились, она, оказывается жила в соседней квартире, хорошо помнит моих прабабушку и прадедушку, даже маму мою вспомнила «еще девчушкой»! Мы тепло поговорили и даже сфотографировались на память.
Узнавать про школу, где мой прадедушка работал завучем, мы пришли в Департамент образования города. У нас была только старая фотография первого выпуска этой школы и ее название. Услышав нашу историю, главный специалист Департамента Валентина Владимировна Середа стала обзванивать всех знакомых, кто имел отношение к изучению истории города и к архивам. Благодаря ей мы узнали адрес, где когда-то стояла школа и, несмотря на то, что нам сказали, что ее больше нет, мы все равно пошли посмотреть хоть то место, где она была. Мы шли по улице и вдруг я поймал себя на таком странном чувстве… Вот он город, в котором жили мои прабабушка, прадедушка и дедушка много лет назад, вот дом из которого мой прадед выходил каждое утро на работу, вот дорога, по которой он ходил. А теперь здесь иду я – от дома до школы – точно так же, как он 80 лет назад… Вот иду, думаю об этом и ком в горле – неужели это все правда?
И на секунду даже показалось, что я – это он, и Нальчик – мой город, и всех этих людей, дружелюбных, мне помогающих и искренне интересующихся историей моей семьи, я знаю много лет…
Конечно, я сюда еще вернусь. Увижу школу, где много лет преподавала биологию моя прабабушка, найду могилу прадедушки. Обязательно снова вернусь с сыном, чтобы потом он вернулся со своими детьми, а они – со своими…
Династия
А, может, все просто потому, что по-другому и быть не могло – они же связаны и родством, и профессией. Четыре поколения Любвиных-Митрофановых вот уже более 80 лет – педагоги. Причем, учительствуют они не «по маминой» или «по папиной» линии, в этой семье все педагоги – мужья, жены, дети, внуки. Сбиваясь и переспрашивая, я «рисую педагогическое древо» этой семьи.
- Прабабушка и прадедушка – в школах Нальчика, бабушка и дедушка – в пензенском вузе. Все правильно пока, Денис?
- Да. Потом мама – Елена Евгеньевна и папа Владимир Петрович. Они познакомились, когда учились в педагогическом институте в Пензе. Папа – на историко-филологическом, мама – на физмате. Папа долгое время был директором школы, мама преподавала. Моя жена Оксана – учитель младших классов, я после получения диплома все время работал тренером в Детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва и учителем физкультуры. Мой старший сын выбрал специальность, связанную с компьютерными технологиями и уже закончил бакалавриат. Но это не значит, что он не будет преподавателем по этой специальности в вузе. Все возможно. Я говорю ему: «Компьютерными технологиями своими ты можешь за деньги заниматься, а преподавать - для души!»
- То есть для вас преподавание – занятие для души?
- Конечно! Не для зарплаты же! Вы же знаете, сколько учителя получают – только человек, всей душой влюбленный в эту профессию, может быть преданный ей годами.
Я вот сказал, что все время работал педагогом, нет вообще-то, это не так. Был в моей жизни период, когда, даже работая на две ставки, я не мог достойно содержать семью. И ушел в торговлю. Никакого удовольствия от этой работы я не получал, просто «трудился, чтобы заработать». Почти три года. Однажды приехал на склад в район, где раньше работал педагогом – там мой колледж, моя ДЮСШОР, там столько моих учеников и воспитанников… И как-то так тоскливо стало… А тут еще и вспомнил, что сегодня 5 октября – День учителя – мой праздник! Мой! Так что же я делаю здесь, на складе в свой профессиональный праздник?! Я тогда очень остро понял, что надо вернуться. Туда, где душе хорошо, где я могу учить детей. И вернулся. Надеюсь, уже навсегда.
Гюльнара Урусова, фото из архива семей Любвиных и Митрофановых.