30 сентября, 2022 - 13:59
В Пятигорске завершила свою работу первая на Северном Кавказе (и четвертая по регионам) творческая мастерская молодых писателей, организованная ассоциацией союзов писателей и издателей России (АСПИ). Кабардино-Балкарию представляли несколько молодых авторов, в том числе руководитель молодежного литературного клуба Общества книголюбов, главный редактор журнала для детей «Солнышко» Дарья Шомахова. Мы обсудили, что такое АСПИ, чем они отличаются от своих коллег и к чему должен быть готов молодой писатель, если он рискнет отправиться на следующую мастерскую.
- Итак, на Кавказе мастерских АСПИ прежде не было. Но что-то же было?
- Конечно, филатовские школы писательского мастерства, например, («Всероссийская школа писательского мастерства», модератор – президент Фонда СЭИП С. Филатов – ред.) давно проводятся по всей России, в том числе отдельно на Северном Кавказе с 2008 года. Но если филатовские школы, форумы дают возможность публиковаться в «толстом» литературном журнале, предоставляется разовая стипендия от Минкульта РФ, а для некоторых прозаиков издают отдельные книги, то АСПИ предлагает еще более широкие перспективы. Не конкурируя, естественно, с филатовской школой, которая была первопроходцем в деле «открытия» молодых писателей России.
- Что предлагает АСПИ?
- АСПИ решили объединить все союзы писателей страны и плотнее поработать с молодежью. Здесь есть возможность пообщаться еще и с издателями, и это очень ценно, ведь молодые писатели нигде, кроме интернета, не публикуются, а такие проекты – отличный способ вытащить их из скорлупы. А еще это возможность познакомиться с опытными писателями за пределами региона, что дает свежий взгляд на собственное творчество.
- Мастерская работала пять дней. Чем вы были заняты?
- Работа начиналась с 4-хчасовых мастер-классов, где мы обсуждали произведения друг друга, затем секции по профилям: «Литературный блогинг», «Издательское дело», «Создание концепции литературного журнала». Мы с Мариной Мазуренко (справа на фото – ред.) за эти дни создали концепцию «толстого» литературного журнала, который уже можно было бы издавать (при соответствующем финансировании, конечно).
- Там ведь еще выбирали лучших из лучших. Что получали победители, и какие позиции у представителей КБР?
- По результатам мастер-классов победителей рекомендуют к печати в сборнике лучших текстов по итогам всех мастерских АСПИ, кто-то едет на Всероссийскую мастерскую, которая состоится уже в декабре, а кто-то получает возможность поехать в одну из писательских резиденций АСПИ. Одна из таких резиденций находится в Пятигорске, другие – по всей России, от Ленинградской области до Оренбурга. Там молодой писатель может полностью абстрагироваться от всех бытовых забот и творить. Я поеду в Москву на Всероссийскую мастерскую.
- Сейчас нас почитает какое-нибудь юное дарование, и тоже захочет поучаствовать в работе мастерской. С чего начать?
- Зайти в интернет, погуглить «АСПИ». Сейчас, кстати, еще можно податься на Всероссийскую мастерскую, для этого не нужно проходить региональную, разница там только в географии. Заполняешь электронную форму, отправляешь свои произведения, ждешь приглашения. Заявку можно подать по всем направлениям, на месте решат, куда ты лучше подходишь.
- А потом это юное дарование выносит свои произведения на суд критиков, и…
- Я напомню, что мы анализируем работы друг друга, а уже потом нас анализируют мастера. Так вот, здесь важно не только, чтобы обсудили твое произведение. Пока учишься анализировать других, автоматически учишься анализировать и самого себя. Так что каждое событие на мастерской становится главным событием. А еще в этом году нам очень повезло – никто не плакал.
- Что, часто плачут?
- Когда-то был даже случай – за рецензию один из критиков получил в нос! Но на этот раз все прошло культурно. А так, особо ранимые творцы могут и расплакаться, да. Поэтому важно помнить, куда ты идешь, и быть готовым к критике. Даже если до сих пор тебя все хвалили, нужно понимать, что бывают и вот такие читатели. И вообще, всякое может быть… Вполне возможно, тебя хвалили все домашние, просто чтобы не обижать.
- Есть шанс выйти на большую литературную сцену после такой работы?
- Ну, не совсем, иначе по этой сцене уже бы все ходили туда-сюда. Но, безусловно, это прекрасная возможность для молодых писателей перестать вариться в собственном соку, научиться чему-то новому, а может даже впервые заявить о себе как о настоящем писателе.