14 октября, 2022 - 11:55
С 3 по 6 октября в Нальчике проходил фестиваль дипломных спектаклей «Старт в будущее», инициированный и организованный Ассоциацией учебных заведений искусства и культуры при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, министерства культуры Российской Федерации, министерства культуры КБР и Северо-Кавказского государственного института искусств.
Задачами и целями фестиваля являются развитие и совершенствование студенческого и молодежного театрального движения в России, приобщение молодого поколения к ценностям отечественной и мировой театральной культуры, популяризация и профориентация художественного образования региональных театральных школ, раскрытие и реализация творческого потенциала студентов театральных вузов, расширение творческих связей и обмен опытом, привлечение внимания к творчеству студенческих театров и повышение профессионального уровня студентов региональных высших учебных заведений.
О важности этих приоритетов фестиваля, впервые проходящего в СКФО, на торжественном открытии, состоявшемся 3 октября в Музыкальном театре, говорила председатель Парламента КБР Татьяна Егорова. Глава законодательного органа республики в знак признания особых заслуг, за большой личный вклад в укрепление культурных связей между народами нашей многонациональной страны вручила почетную грамоту президенту Ассоциации учебных заведений искусства и культуры, академику Российской академии образования, ректору Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова Владимиру Малышеву.
Также на открытии присутствовали министр культуры КБР Мухадин Кумахов, директор Департамента образования и науки министерства культуры РФ Светлана Ермакова, зачитавшая официальное приветствие министерства культуры РФ, ректор Северо-Кавказского государственного института искусств Анатолий Рахаев, ректор Ярославского государственного театрального института, заслуженный артист России, профессор Сергей Куценко.
Церемонию открытия продолжил театральный концерт студентов Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова, Российского института театрального искусства (ГИТИС), Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, Школы-студии МХАТ, Ярославского государственного театрального института и Северо-Кавказского государственного института искусств.
А предварили открытие фестиваля сразу три мастер-класса: «Работа над артикуляцией и художественным образом в классе специального инструмента» доцента кафедры баяна и аккордеона, преподавателя РАМ им. Гнесиных Михаила Бурлакова, «Комплексный подход в воспитании профессиональных вокалистов» профессора кафедры сольного пения РАМ им. Гнесиных Екатерины Стародубровской и «Искусство анимации» доцента, декана факультета анимации и мультимедиа ВГИК Елены Яременко.
Также на «Старте в будущее» были представлены и другие мастер-классы ведущих российских педагогов-деятелей искусств: «Актерское мастерство» заслуженного артиста Российской Федерации, профессора кафедры актерского мастерства ВГИК Александра Федорова, «Короткометражное кино» кинорежиссера, сценариста, продюсера, лауреата премии ТЭФИ, доцента кафедры режиссуры художественного фильма ВГИК Александра Котта, «Актерское мастерство» старшего преподавателя кафедры мастерства актера ГИТИС Татьяны Морозовой и «Сценическое фехтование» доцента, преподавателя кафедры специальных дисциплин ЯГТИ Антона Егорова.
Каждый из увлекательных и насыщенных мастер-классов становился настоящим событием для будущих мастеров экрана и сцены, но все же, главное внимание фестиваля, как следовало из самого его названия, было направлено на 5 дипломных спектаклей, каждый из которых проходил с таким аншлагом, что приходилось ставить дополнительные стулья. Следует отметить, что все постановки входят в репертуар учебных театров своих вузов, и чтобы увидеть их зрители покупают билеты. В Нальчике же вход на них был свободный, и приятно, что наша публика не упустила возможность непосредственного знакомства с последними театральными трендами. И главный из них состоит в том, что все вузы, начиная с Ярославского института – родины российского театра – и заканчивая институтом кинематографии, предпочитают классику, так как все спектакли, представленные на «Старте в будущее», были поставлены по классическим произведениям. Однако далее мнения постановщиков разделяются: кто-то предпочитает классику в современной интерпретации, а кто-то традиционные подходы.
Спектакль Театрального института имени Бориса Щукина «Женщина-дьявол/Случайность», постановщиком которого выступил звезда «нулевых» Кирилл Пирогов, показанный 4 октября, относится ко второй категории. Литературная мистификация Проспера Мериме, а именно две пьесы из его сборника «Театр Клары Газуль» легли в основу спектакля, получила выражение в полном духе испанистики: костюмы, испаноязычные вкрапления в диалогах, атмосфера глубокого католицизма, накал страстей. Но стилистика спектакля не преуменьшила, а, напротив, подчеркнула актуальность вопроса противоборства долга и желаний, обязательств и природных устремлений.
Впрочем, это же относится и ко всем остальным спектаклям, в том числе и показанной в тот же вечер «Чайке» от ГИТИСа в постановке Татьяны Морозовой, которая предпочла современную трактовку чеховской пьесы. Потому и герои одеты в костюмы современного кроя – преимущественно светлых тонов, и здесь нет декораций помещичьей усадьбы Российской империи конца XIX века. Но есть подмостки и барабанная установка, а актеры спускаются в зрительный зал, смешиваясь с публикой во время просмотра пьесы Треплева, и звучат композиции Григория Гоберника и инди-рок-группы «Sammy». Но, несмотря на все это, а может, и благодаря, «Чайка» воспринимается публикой двумерно. С одной стороны, современная трактовка подчеркивает близость всех затрагиваемых пьесой аспектов нашему времени и нашей действительности, а с другой – зрители заворожено следят за драматической историей, начавшейся в имении Сорина в далеких 1890-х.
5 октября ВГИК представил спектакль «Васса Железнова» в постановке Валерия Фокина – создателя культового сериала «ТАСС уполномочен заявить». Советский и российский режиссер предпочел классическую интерпретацию горьковской пьесы, что стало настоящей отрадой для взора – настолько аутентичными выглядели костюмы героев и предметы интерьера. А вот конфликт между Вассой и Рашелью, в советское время неизменно интерпретировавшийся как борьба между реакционным капитализмом и прогрессивным революционным будущим, здесь уже не имеет черно-белого разделения героинь и однозначного ответа.
Спектакль «Отцы и сыновья», показанный ЯГТИ, поставлен по одноименной пьесе современного ирландского драматурга Брайана Фрила, написанной в 1987 году по мотивам романа Тургенева «Отцы и дети». Вот где действительно классика, ставшая современностью: радикально короткая стрижка у Дуняши, занимающей, в отличие от романа, немалое место, эклектичные наряды различных эпох у героев, предметы и детали обстановки. И сам сюжет «Отцов и детей» претерпел некоторые изменения и получил дополнения в «Отцах и сыновьях», да и мораль, извлеченная из спектакля, вероятно, будет немного иной.
А вот в спектакле, завершавшем фестиваль, – «Илиаде», показанной Школой-студией МХАТ им. Чехова, выводы остаются такими же, как и после первого знакомства с гомеровским шедевром (специально для тех, у кого это знакомство еще не состоялось, перед началом спектакля раздавались листы с кратким пересказом одного из древнейших памятников человеческой цивилизации). Здесь Елена фоново играет на синтезаторе, боги и герои одеты в кожанки и спортивные костюмы, и гекзаметр читается артистами – типичными современными молодыми людьми, на которых не нанесен грим. Но мораль была и остается прежней, что в наши дни, что в VIII веке до нашей эры: мир и война, предательство и верность, рационализм и пассионарность, мелочность и великодушие, и, конечно же, любовь. Любовь братская, сыновья, отцовская, патриотическая.
Закрывая фестиваль, ректор СКГИИ Анатолий Рахаев выразил всеобщее мнение участников и зрителей «Старта в будущее»: «Меня переполняют волнение и то впечатление, которое я получил от спектакля. Сегодняшнее прочтение нашими молодыми талантливыми артистами этого классического, великого, тысячелетнего произведения на каждого из нас произвело неизгладимое впечатление. Мы с вами получили очень позитивные впечатления от того, что увидели в течение этой недели, многому научились. Я очень надеюсь, что и вы, дорогие гости, многому научились у нас.
И этот фестиваль, который и далее будет шагать по просторам нашей великой Родины, будет только сближать молодежь, будет дарить позитивные и радостные чувства».