26 октября, 2022 - 11:57
Выездное заседание парламентского комитета по образованию, науке и делам молодежи прошло в образовательном центре «Антарес» в Нальчике и было посвящено успехам и проблемам регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки в КБР.
Председатель Парламента КБР Татьяна Егорова перед началом заседания пояснила, что тема эта не просто актуальна, но и приоритетна: «Антарес» – это ключевое звено в выявлении и подготовке талантливых детей. А в России сейчас реализуется проект «Успех каждого ребенка», направленный на раскрытие и развитие детских талантов – как раз то, чем занимается «Антарес». Не во всех субъектах РФ существуют подобные центры, их по всей стране 44».
Сначала парламентариям показали главное, что есть в «Антаресе» – талантливых детей, которые занимались в прекрасно оборудованных лабораториях своими совершенно не детскими проектами. В кружке робототехники юные ученые продемонстрировали депутатам разработанный ими светофор для беспилотного транспорта и беспроводной динамик, а также робота-официанта, который подал Егоровой стаканчик кофе. В лаборатории химических исследований одиннадцатиклассник Валера Сижажев и учащийся 10-го класса Мухамед Альжанов рассказали, как создавались ими лекарственный препарат на основе растительного сырья, позволяющий обойтись без антибиотиков, а также антисептик, надолго обеспечивающий защиту от вирусов – на основе йода. Десятиклассница Диана Шогенова в лаборатории медицинских исследований с гордостью показала придуманные ею медицинские маски, обеспечивающие длительную защиту, в которых она использовала полынь таврическую. Затем были шахматная гостиная, художественная гостиная и «музыкальная пауза»: победитель олимпиад по экологии, географии и истории Мирон Латипов, для которого музыка просто хобби, почти профессионально сыграл для гостей на фортепиано.
Руководитель парламентского комитета по образованию, науке и делам молодежи Нина Емузова начала заседание, обозначив тему и представив его участников: «Многие вопросы мы уже задали. Но хотели бы услышать о достижениях и проблемах «Антареса», поговорить о том, как выстроится перспектива его развития».
Было сказано, что «Антарес» создан одним из первых в стране, поскольку была база и люди, готовые этим заниматься. И идея создания такого центра при Детской академии творчества «Солнечный город» оказалась правильной. Теперь перед «Антаресом» стоит задача дальнейшего налаживания контактов с центрами, спортивными федерациями и серьезной работы с министерствами.
Министр просвещения и науки КБР Анзор Езаов поблагодарил парламентариев за внимание: «Спасибо, что обратили внимание на «Антарес» – это достояние республики!» Он подчеркнул, что центр уже стал базой для проектной деятельности и популяризации достижений науки: «Каждый ребенок хотя бы раз, хотя бы на экскурсии должен здесь побывать!»
Начавший работать в 2020 году центр является одной из ведущих образовательных площадок КБР, где созданы все условия и для учащихся, и для педагогов: «На сегодня в центре используются 9 высокотехнологичных лабораторий, имеется библиотека, 16 млн рублей – годовое финансирование, привлечено 222 тыс. рублей внебюджетных средств». Также Анзор Езаов рассказал о том, что в «Антаресе» проводятся профильные смены, утверждено 49 образовательных программ, в конкурсных отборах участвует порядка 20 тысяч школьников. Перечислив достижения «Антареса» за последнее время, министр подчеркнул, что успехи детей – это результат труда педагогов, а сотрудничество с коллегами необходимо развивать, иначе дальнейшие успехи невозможны. Но, как отметил Езаов, охват детей пока остается недостаточным.
Руководитель «Антареса» Тамара Джаппуева тоже говорила о важности олимпиадного движения и о необходимости работы с министерствами, отметив, что нужно развивать муниципальные ресурсные центры в районах республики: «Наша задача – охватить как можно больше детей!» Руководитель Методического центра по художественному образованию Беслан Бербеков отметил, что «Антарес» просто не в силах уделить должное внимание всем талантливым детям республики: «Для этого нам нужен свой «Сириус». Итогом выступлений и последовавшего за ними обсуждения стали рекомендации, разработанные парламентским комитетом. В них были учтены основные проблемы «Антареса» и высказаны предложения: совершенствовать материально-техническую базу центра, совместно с Кабардино-Балкарским научным центром РАН привлекать к работе высококвалифицированных специалистов, решить вопрос о транспортной доступности «Антареса», находящегося на улице Пирогова. И главное – создать центры по работе с одаренными детьми в каждом муниципальном образовании республики, чтобы юные таланты не оставались без внимания даже в самой отдаленной от столицы точке республики.