13 ноября, 2022 - 11:15
Портной-закройщик Республиканского центра народных художественных промыслов и ремесел Лейля Гергокова стала победителем Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» президентской платформы «Россия – страна возможностей», проходившего с 24 по 31 октября в Москве, в выставочном центре «Гостиный двор».
Лейля – победитель регионального этапа чемпионата в компетенции «Швея» категории «Специалист». На чемпионат она отправилась вместе с экспертом-наставником Лейлей Залихановой – педагогом Нальчикского колледжа легкой промышленности, приняв участие не только в соревнованиях, но и выставке авторских работ.
Как рассказала руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс» в КБР Сатаней Курашева, в этом году в конкурсе приняли участие 1 126 человек, прошедших всероссийский предварительный отбор. Проходил чемпионат в двух форматах – в сентябре состоялись соревнования в очно-дистанционной форме, в которых были определены чемпионы и призеры по дополнительным компетенциям. В октябре участники чемпионата состязались в 40 основных компетенциях по восьми направлениям: информационные технологии, сфера услуг, питание, медицина, промышленность, декоративное искусство, творчество, экономика и финансы.
«Абилимпикс-2022» прошел под девизом: «Вместе – сильнее!». Он отражает суть инклюзивного общества, где вместе справиться с возникающими трудностями легче. Вместе можно многое преодолеть и стать сильнее: в профессии, в учебе, в коммуникации, в жизни. Рядом с наставниками, друзьями, коллегами, единомышленниками любая цель достигается легче, любую проблему можно решить, любую преграду преодолеть.
В швейной мастерской Центра промыслов и ремесел кипит работа – девушки кроят, сметывают, шьют. Кроме Лейли, их здесь сейчас всего двое, но объем работы и ритм впечатляют.
- Мы с девочками 17 лет работаем вместе, - улыбается Лейля. – Друг друга уже с полуслова понимаем, поэтому с работой всегда справляемся, хоть ее и немало бывает.
Она говорит, что вот эта работа – портного-закройщика – всегда была ее мечтой. Я, привыкшая к тому, что почти все, умеющие кроить и шить, называют себя все больше модельерами и дизайнерами одежды, даже переспрашиваю: мечта была быть портным, точно? Не модельером?
- Точно! - говорит она. – Каждому же свое. Мне вот нравится просто шить и кроить. Причем с детства. Дома, кроме двоюродной тети, никто не шил, мне приходилось на уроках труда учиться этому, или, как тогда называли, уроках домоводства. Когда к тете в гости приходила, помню, такое удовольствие было просто посидеть за ее швейной машиной, представляя, что я шью, как настоящая швея.
Школу в родном Кашхатау я закончила в начале нулевых и у меня даже не было желания подавать документы в какой-нибудь колледж или вуз. Я хотела учиться кроить и шить, поэтому пришла в Школу высшего мастерства Лазаря Котовского. Вы никогда не слышали о Лазаре Наумовиче? Что вы, это же был знаменитый мастер по пошиву мужских костюмов. Про него легенды ходили! Говорили, что ему достаточно было одного взгляда на человека, чтобы, не снимая мерок, сшить ему костюм, идеально сидящий по фигуре! У него были свои ученики, тоже очень талантливые мастера, после его смерти они продолжили его дело, преподавая в Школе высшего мастерства, я, например, мастерству портного училась у одной из них – Ханифат Атабиевой.
Пройдя положенный курс – год обучения – я… решила остаться в этой школе еще на год – оттачивать мастерство и совершенствоваться. Когда закончился и этот год, мне предложили самой стать мастером и преподавателем в этой школе. Но я видела себя портным, а не педагогом, поэтому ушла работать в одно из нальчикских ателье. Там и познакомилась с девочками, с которыми мы и до сих пор работаем вместе.
Я особо не задумывалась о том, надо ли мне куда-то поступать – в колледж или вуз, чтобы получить еще одну специальность. Нет, было как-то раз – подумала, может, мне выучиться на психолога? Почему-то именно на психолога захотелось. Но быстро передумала. А зачем? Ну, не знаю, может, у меня нет больших амбиций, может, я не очень уверена в себе, а может, просто я понимаю, что «от добра добра не ищут» – мне очень нравится моя профессия, я работаю с любовью и удовольствием, то есть она меня не только кормит, но и радует, вот зачем, скажите, мне что-то менять?
Понятно, что в моем гардеробе покупных вещей почти нет. Обычно если на женщине видят какую-то красивую вещь, у нее спрашивают: «Где купила?», а у меня даже не спрашивают, а утвердительно говорят: «Сама сшила!» Меня, если кто-то из родственников или знакомых, к примеру, на свадьбу пригласит, я за ночь могу себе новое вечернее платье сшить. Мама ворчит: «И так уже полный шкаф платьев!» А я в ответ: «Ну меня же в них уже хоть раз, но видели, значит, надо новое! Тем более мне это легко и приятно сделать!» Мое мастерство не только мне приносит радость, но и тем, кому я шью красивые вещи – моим близким, знакомым, заказчикам. Согласитесь, хорошая у меня профессия!
Когда Аслан Урусов – руководитель Центра народных художественных промыслов и ремесел – пригласил нас работать здесь, мы с удовольствием согласились и ни разу не пожалели пока. Здесь мы никогда без работы не сидим. У нас тут что-то типа мастерской-ателье, где мы можем шить одежду на заказ, и в первую очередь на заказ от нашего министерства культуры – мы шьем концертные костюмы для национальных творческих коллективов со всей республики.
Благодаря Аслану, кстати, я впервые узнала, что такое «Абилимпикс». Нина Текуева, директор колледжа легкой промышленности, искала эксперта, который мог бы работать на региональном этапе «Абилимпикса» – это было, кажется, в первый год его проведения в нашей республике, соревновались в профессиональном мастерстве учащиеся колледжей. Аслан спросил у меня, не знаю ли я таких экспертов, кто мог бы поработать на «Абилимпиксе», и совершенно неожиданно для себя сказала: «Знаю. Это я, например». Сама себе удивилась, я обычно не очень активно участвую в общественной жизни, в публичных мероприятиях, а тут вдруг сама вызвалась! И отработала, даже интересным мне все это показалось – я же ни разу в жизни в подобных мероприятиях не участвовала. А на следующий год меня пригласили уже как конкурсанта – когда в компетенции «Швея» стали выступать не только учащиеся колледжей, но и специалисты.
Региональный этап не показался мне сложным, я заняла первое место и даже особо не задумывалась о том, что впереди еще отборочный этап, а там, возможно, и национальный. Да, чемпионат для нас из-за коронавируса несколько затянулся и проходил не совсем обычно. Отборочный тур был заочным – все задания мы выполняли «под камерами», эксперты следили за нашей работой и оценивали ее онлайн. Мне потом просто сказали, что я прошла отборочный тур, и я опять как-то сразу об этом забыла. Когда мне объявили, что надо ехать на финал, я довольно-таки равнодушно отреагировала: а это обязательно? Может, не надо? Сказали: «Надо! И возьми с собой какую-нибудь из своих работ для выставки, желательно в национальном стиле». Я решила взять панно с родовым знаком, которое вышивала папе в подарок ко дню рождения. И очень, кстати, удивилась, услышав, как организаторы на него среагировали. Они сказали: «Это же тамга – родовой фамильный знак народов Кавказа!» Представляете, они знали, что этот такое!
Когда мы с экспертом Лейлей Залихановой приехали в Москву на чемпионат, выяснилось, что мне выступать только через четыре дня – в последний день, перед закрытием. Совершенно никакого страха у меня все эти дни не было, я была абсолютна спокойна, как будто не на конкурс профессионалов приехала, а на экскурсию. А накануне вечером меня внезапно «накрыло»: а что, если я плохо выступлю, подведу всех людей, кто за меня болел в родной республике? Всю ночь очень плохо спала и нервничала.
У меня стаж работы почти 20 лет, конечно, у меня свой «набор для рукоделия» – ножницы, линейки, иголки, булавки, крючочки… Я все это, естественно, привезла с собой. Но нам сказали: оставляете только ножницы, все остальное мы вам выдадим – у всех наборы для работы должны быть одинаковыми. Это тоже немного напрягло.
Задание было не сложным: сшить уже раскроенную рубашку за три отведенных часа. Я таких рубашек – да что там таких, во много раз сложнее – за годы своей работы сшила десятки! Но были нюансы, осложняющие работу. И это не только чужие инструменты для работы. По правилам каждые полчаса нам громко напоминали о том, сколько времени нам осталось до сдачи работ. Меня это очень сбивало с темпа и заставляло нервничать. Кроме того, опять же по правилам, перед началом работы нам на 30 процентов изменили задание. Вот, например, мы знаем, что будем шить рубашку определенной модели, где учитывается все до мелочи: карманы, складки, воротник, манжеты, швы. Готовясь к чемпионату, можно сшить хоть тысячу таких рубашек, но перед стартом твое задание изменится на 30 процентов – пусть в мелочах, но они очень важны для экспертов, так как учитывается все – глубина складки или ширина строчки – до миллиметра! Я сначала все меряла линейкой, но, когда прозвучало: «До сдачи работ осталось полчаса», стала уже все делать «на глаз». Эти последние полчаса у меня от нервов так руки уже тряслись, что я не могла нитку в иголку вдеть! Закончила за две минуты до окончания отведенного времени, и нас почти сразу повезли в «Гостиный двор» на торжественное закрытие чемпионата и вручение наград.
Конечно, я переживала, когда начали объявлять призеров и победителей в нашей категории и компетенции. Вручили награды за третье место, за второе, и вот, наконец, объявляют победителя… девушку из Татарстана, которая работала на площадке «Абилимпикса» со мной по соседству! Я очень сильно расстроилась и вообще не за себя, а за тех людей, кто рассчитывал на мою победу, или на то, что я хотя бы стану призером. В то время, пока победительнице вручали награду, я случайно обратила внимание на ведущего – он что-то читал с листа, как будто еще одну фамилию. Про себя читал, не вслух, знаете, ведущие так делают, если фамилия, которую они готовятся произнести, не обычная для них, труднопроизносимая. Я смотрю на него и по его губам читаю: «Гер-го-ко-ва». Я даже обрадоваться не успела, как он произнес это вслух! Да, в нашей категории и компетенции эксперты назвали двух победителей, у нас было два первых места!
Я, когда уже со сцены шла, поняла, что плачу от радости. И плакала, не стесняясь – там многие от радости плакали!
Вот интересно: когда я уезжала на чемпионат, мне многие говорили, что я обязательно стану победителем. Конечно, мне этого хотелось, но, если честно, я в это не верила. Получается, что другие люди в меня верили больше, чем я сама в себя. «Абилимпикс» и победа в нем сделали меня увереннее, я теперь думаю: а какие еще профессиональные конкурсы есть? Может, мне и в них стоит принять участие?