10 февраля, 2023 - 15:40

Балкарский государственный драматический театр им. К. Кулиева продолжает радовать сказочными премьерами. Через несколько дней после «Волшебной свирели» («СМ»№3) театр представил премьеру постановки Аубекира Мизиева «Патчахны сокъур кызы»/ «Слепая дочь царя».
Классическая сказочная история, относящаяся к «бродячим» сюжетам, смотрится свежо благодаря динамичной постановке Мизиева: будучи полифоничным актером всех амплуа, он стал столь же универсальным режиссером, которому одинаково успешно удаются и драмы, и детские сказки. К ним у Мизиева особое отношение, ведь именно сказки воспитывают не просто зрителя с хорошим вкусом, а хорошего человека.
«Патчахны сокъур кызы» впервые была поставлена в далеком 1983 году. Однако востребованности своей не утратила и по сей день. О чем свидетельствовала увлеченность публики в лице нижнечегемских школьников среднего звена – кстати, вели себя юные зрители как интеллигентные взрослые зрители, давно освоившие правила театрального этикета. Впервые видела, чтобы школьники сами (!) вставали, горячо аплодируя выходившим на поклон артистам. Но если молодежь является индикатором актуальности любой постановки, то залогами ее успешности являются три составляющие: литературно-драматический источник, режиссура и актерские работы.
Сказочная пьеса о добре и справедливости, пожалуй, самого разностороннего балкарского прозаика и драматурга Жагафара Токумаева представляет прекрасное сочетание богатейшего фольклорного наследия и оригинального авторского видения.
Сын ведьмы Бырбыр (Аскер Сарбашев) влюбляется в прекрасную Кюн-Сурат (Марьям Темиржанова) – дочь Царя (Жемал Мисиров). После того, как он получает отказ в своих стремлениях, его мать, злая ведьма, весьма впечатляюще сыгранная Саидой Жангуразовой, в ответ лишает зрения Кюн-Сурат. И Царь, и его жена (Танзиля Хамурзова) в отчаянии, и вначале обещают выдать дочь за того, кто уничтожит ведьму и ее колдовство и вернет зрение девушке, а после множества неудачных попыток соискателей руки царевны и вовсе клянутся посадить будущего зятя на трон. Визирь (Заур Бегиев, за считанные секунды виртуозно трансформировавшийся из преданного и льстивого царедворца в коварного и амбициозного карьериста) и его сын Кажар (удивительно, как в равной степени органично Мурат Гиляхов воплощает и романтических героев, и молодых негодяев) составляют свой план действий.
Однако, неожиданно в историю вмешивается Ведунья (Фатима Доттуева), которая разъясняет смысл сна, который царевна видит каждую ночь. Оказывается, в темнице дворца томится юноша Жетегей (представитель «щукинского» пополнения театра прошлого года Шахым Байдаев), и только он может выполнить столь сложную миссию.
Даже завязка истории вызывает интерес. Но внимание юного современного зрителя необходимо привлекать и удерживать не только сюжетом. И спектакль делает это своим музыкальным оформлением, по-настоящему сказочной осветительской работой, декорациями и костюмами.
Кроме того, здесь есть то, чем Балкарский театр славился всегда и что стопроцентно завоевывает сердца всех детей: сцены боя на мечах, поставленные Аубекиром Мизиевым и Аскером Сарбашевым, Бырбыра которого дети и боялись, и испытывали восхищение перед ним одновременно.
А какую роскошную Змею изобразила молодая актриса Светлана Бейтуганова, также пришедшая в БГДТ после окончания в прошлом году Щукинского училища, от спектакля к спектаклю демонстрирующая редкое для столь юной актрисы умение ценить каждую независимо от значимости и хронометража роль и превращать ее в настоящую жемчужину.
И перед обаянием еще одного «щукинца» Арафата Гогуева в зале не устоял никто.
Что ж, классика тем и хороша, что ее свежее исполнение, основанное на энтузиазме и интересе, будет должным образом оценено самым строгим критиком – зрителем.
Отрывки видеозаписи спектакля смотрите на канале «Молодежка» в Rutube.