19 февраля, 2023 - 15:32

Ее завораживающий голос, приятный тембр и располагающая манера общения на протяжении многих лет были знакомы всем. Сейчас ее искренние посты читают и ожидают многие. Ее работа известна широкому кругу слушателей и читателей, а вот ее настоящее имя – Марианна Чипова-Гоова – знает не каждый. В отличие от ее творческих псевдонимов «Лера Гранд» и «Депеша с характером» t.me/leragrand_07.
Помимо природного таланта и данных, предрасположенность к журналистике, ощущаемую даже в стиле ее блога, пожалуй, можно объяснить и наследственностью.
Марианна и ее старшая сестра – еще один известный блогер, лауреат премии главы КБР в области средств массовой информации и социальных медиа Оксана Хамгокова – родились в семье строителя и торгового работника. Но по материнской линии среди родственников у них есть и деятели системы образования, и ученые-историки, и представители разно-образных творческих профессий, в том числе и журналисты. Например, кандидат филологических наук, журналист и блогер Марина Битокова.
И все же, к окончанию школы девушка, называющая себя абсолютным гуманитарием, не мечтала о журналистике: «Я очень люблю музыку, обожала ее всегда и буду любить всегда. Не понимаю, как можно без музыки жить, это не просто безграничная любовь, а абсолютно безграничная потребность в музыке. И я очень любила петь. Вместе с двоюродной сестрой мы занимались в студии эстрадного вокала Марлена Бжинавы, участвовали в концертах. Так что мечтала я стать или очень популярной певицей, или не менее популярной актрисой.
Но однажды папа увидел, как в справочнике для поступающих я изучаю описание ГИТИСа, Щепкинского и Щукинского училищ, отругал меня и запретил думать о профессии актрисы».
В конечном итоге, выбирая между изучением иностранных языков в Пятигорском лингвистическом университете и журналистики на филологическом факультете Российского университета дружбы народов, Марианна склонилась ко второму варианту. Во-первых, там уже училась любимая старшая сестра Оксана, во-вторых, девушка решила, что именно журналистика ближе к запретному плоду актерской деятельности, куда она со временем все же намеревалась попасть.
Столь далеко идущие планы остались нереализованными. Возможно, и потому что период учебы в РУДН для Марианны стал весьма значимым и счастливым: «Там была необыкновенная атмосфера или, используя современный молодежный сленг, вайб. РУДН – это действительно было про дружбу, про народы, про эту интересную, очень своеобразную, но очень приятную доброжелательную коммуникацию между представителями разных стран, рас и национальностей. Все нам завидовали, что мы учимся в РУДН. В том числе и благодаря тому, что это был, пожалуй, один из немногих, если не единственный вуз с таким количеством фестивалей, смотров, конкурсов, праздников культур всех народов.
Но, в первую очередь, наш университет – это высочайшее качество образования. Увы, тогда мы не были способны до конца понять и осознать масштаб личностей тех людей, которые у нас преподавали, например, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета РУДН, легендарный журналист Яков Алексеевич Ломко, пять лет назад ушедший из жизни в возрасте ста лет. Нас действительно учили мастера, мэтры, признанные гении журналистики».
Дипломную работу Марианна снимала в родном Нальчике, с чем девушке помог председатель ГТРК «Каббалктелерадио» Руслан Жанимов: « Я просто пришла, как говорится, с улицы и попросила помочь. Руслан Мухамедович оказался очень отзывчивым к моей ситуации, предоставив мне лучшего оператора Альберта Ханова, дав оборудование, транспорт, и мы снимали интервью с самым медийным лицом республиканского шоу-бизнеса того времени Султаном «Ураганом» Хажироковым. По окончании Руслан Мухамедович попросил показать, что вышло, и, получив диплом, первым делом я пошла на телевидение с этим диском, показала, ему все очень понравилось, и он сразу предложил мне работу».
Но с телевидением, не скрывает Марианна, как-то не заладилось, и на другом телеканале тоже, пока ей не подсказали попробовать свои силы в медиахолдинге молодых креативных людей, где как раз были нужны ведущие радиостанции, кем, через месяц после успешных проб и стажировки, она и стала.
На «Европе Плюс», причем в стрессовых условиях прямого эфира, Марианна проработала с 2006 по 2020 годы, успев стать настоящим брендом радиостанции. Леру Гранд знали все, ее ждали, молодые люди мечтали познакомиться или хотя бы увидеть «вживую», и были уверены, что эта ведущая из Москвы, настолько эталонными были ее речь и дикция. Псевдоним, запавший в сердце многим романтичным юношам, был взят по требованию руководства и обязательно должен был быть звучным и коротким.
Кстати, история происхождения звучного имени «Лера Гранд» весьма интересна. Первая часть была взята в честь любимой тогда ведущей популярной программы «Партийная зона» Леры Кудрявцевой, а вот вторая... «Как свойственно многим людям невысокого роста, мне присущ «комплекс Наполеона, - смеется Марианна-Лера. – Я обожала носить большие сумки, объемные свитера и крупные аксессуары, вот кто-то из сотрудников и назвал меня «Гранд». И в тот момент я совершенно не учла фактор, о котором меня предупреждали, когда я придумывала псевдоним – то, что закрепится настолько, что по имени меня уже никто называть не будет. Тогда я как-то особо не поверила, но в итоге получилось именно так: половина моего окружения до сих пор называет меня «Лера», кто-то даже вовсе не знает, что на самом деле я Марианна».
Радио она совмещала и с печатной журналистикой, работая сначала корреспондентом открывшейся в 2011 году газеты «Нальчик», а затем «Московского комсомольца в КБР».
И на вопрос о специфике и отличиях журналистики в столь разных СМИ абсолютно искренне – искренность вообще ее ключевое качество – отвечает: «Естественно, между работой ведущей прямого эфира и корреспондента еженедельного печатного издания существуют очевидные различия. Но у радио есть то, что не дано газете: когда ты сидишь один в студии перед микрофоном, тебе кажется, что ты один в этом мире. Ты вообще забываешь о том, что тебя слушает многотысячная аудитория. Понятное дело, ответственности и необходимости самоконтроля при вещании на столь широкую аудиторию никто не снимал, но вот это вот ощущение, что «здесь и сейчас» тебя слушает весь мир – непередаваемо! Радио для меня вообще стоит особняком абсолютно от всех других каналов СМИ, я не могу это объяснить. Человек, который на радио не работал, вряд ли сможет понять, в чем заключается его магия, но это моя душа, это мое сердце. Я действительно по сей день очень болезненно воспринимаю отсутствие эфиров в своей жизни, отсутствие возможности общения в таком интерактивном формате».
Марианна Чипова могла быть в каком угодно настроении, как у любого человека, у нее случались достаточно непростые периоды в жизни, которые она достаточно сложно переживала, но когда в прямом эфире работала Лера Гранд, никто из слушателей ни за что бы не заподозрил, что секундами ранее ведущая плакала. Работа поддерживала, работа учила, работа лечила: беззаветно влюбленная в свою профессию ведущая, бывало, даже ложилась спать раньше, чтобы поскорее наступило завтра и вместе с ним рабочий день.
Неудивительно, что закрытие студии в 2020 году стало для Леры Гранд огромным ударом – единственным позитивным моментом она называет то, что теперь можно спокойно говорить на родном языке сколько угодно, не опасаясь усиления акцента, который неизбежно был бы слышен в эфире. И пережить этот удар она смогла только вернувшись в газету «Нальчик», где она работает и сейчас, ни о чем не жалея и благодаря судьбу за это: «Потрясающий коллектив, классный руководитель, чудесная атмосфера, и вроде как у меня неплохо получается писать».
С тем, что она умеет писать и намного лучше, чем просто неплохо, с 30 апреля 2020 года, когда Лера Гранд с открытием авторского телеграм-канала превратилась в «Депешу с характером», согласятся многие: и без малого тысяча подписчиков, и многократно превышающее количество «тайных» фоловеров, в том числе и за пределами Кабардино-Балкарии.
Многие представители республиканской блогосферы, далекой от необъективной корпоративной солидарности, открыто признают заслуженно высокий уровень ее канала. Факторов успеха «Депеши» много: и оригинальный стиль, и выбор интересных тем, и вескость используемых аргументов, и блестящее владение речью вкупе с безупречной грамотностью, и независимостью суждений, и безусловной смелостью. Она всегда открыто выражает собственное мнение, не боясь признаться в ранних заблуждениях и извиниться за них.
А год назад, когда многие заняли молчаливо-выжидательную позицию, она первой и во весь голос заявила о своей поддержке СВО – у «Депеши» действительно есть характер! Кстати, именно эти ее принципиальные посты получили наибольшее количество лайков, репостов и просмотров: «Был очень большой резонанс, порядка четырнадцати-пятнадцати тысяч просмотров, и тут же стало увеличиваться число подписчиков на канале. Хотя я совершенно не знаю, как это работает, и такой задачи себе не ставила, а просто поделилась своими мыслями, не претендуя ни на какую экспертность. Просто так получилось. Потом еще было несколько постов, набравших тысяч восемь-десять просмотров, и реакции тоже были разные: кто-то высмеивал, кто-то был согласен. Но никогда не ставилась задача пиара или раскрутки, я просто веду свой канал для души, и мне приятно, что на сегодняшний момент есть люди, которые со мной солидарны. Я благодарна каждому, кто на меня подписан, безумно обожаю и ценю.
Разумеется, бывает обидно, когда захожу и вижу, что кто-то отписался, но это право любого человека: может быть, в какой-то момент перестали быть созвучны наши взгляды на те или иные вещи. Или, может быть, человек подписался из любопытства, а потом разочаровался – это нормально».
У Марианны, которая скромно отказывается называть себя блогером, несколько раз повторяя, что просто ведет свой канал, действительно нет блогерского тщеславия: она не стремится, чтобы ее аккаунт стал самым популярным: «Я даже очень удивлена, что у «Депеши» такое большое – относительно большое для местных телеграм-каналов – количество подписчиков, и это очень приятно. Но я не наращиваю объемы, не прокачиваю, как сейчас модно говорить, свои скиллы, чтобы обо мне узнало больше народу – я просто пишу, и мне даже поразительно, что пишут комментарии и дают обратную связь, и что, оказывается, меня читают не только в КБР. И эти чувства схожи с теми, которые были на радио, но здесь даже дальше идет история, добавляется больше ответственности, так как аудитория не ограничивается родной республикой».