20 февраля, 2023 - 11:15

16 февраля в российский прокат выходит фильм «Тембот» режиссера из Кабардино-Балкарии Тины Мастафовой.
Тина – выпускница мастерской Александра Сокурова. «Тембот» – ее первая работа после пятилетнего перерыва и одновременно первый полный метр. Лента была представлена на фестивалях в разных уголках страны и получила положительные отзывы. На XXXI Открытом кинофестивале Киношок Тина была удостоена диплома «За кинематографическую страсть, с которой рассказано о надеждах молодого поколения», а на Patriki film Festival картина получила специальный приз жюри «За искренность».
Фильм представляют Фонд Александра Сокурова и кинокомпания «Пионер». 16 февраля в Нальчике в кинотеатре «Дея» пройдет специальный показ фильма. После показа состоится встреча с автором и командой. Сбор гостей назначен на 19:00, просмотр начнется в 19:30. Спецпоказы с участием Мастафовой также состоялись в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Мы поговорили с Тиной об учебе, работе, планах и, конечно, о дебютном фильме.
- Ты с детства мечтала связать жизнь с кино?
- Я до 11 класса вообще не знала, на кого пойти учиться. Когда нужно было выбирать предметы и начинать готовиться к ЕГЭ, мама предложила выписать на листке список профессий и попытаться понять, что из этого мне подходит. Но ничего из списка меня не привлекло. Потом я просто от нечего делать сняла и смонтировала небольшой клип. Мама, увидев его, сказала: «А может быть режиссура?» Вот тогда мои глаза загорелись. Через пару месяцев после того, как я окончила школу, в одной газете появилось объявление, что ведется набор в мастерскую Сокурова в КБГУ.
- И ты пошла без сомнений?
- Я к тому моменту уже сдала экзамены и поступила на режиссуру в Институт искусств. Поступила с большим трудом. Моей маме сказали, что я «очень слабенькая». Я была сильно расстроена. Как раз тогда моя тетя прочла объявление о мастерской Александра Николаевича. Я отказывалась, плакала, просила не заставлять меня снова это проходить. Но меня убедил Мухадин Кумахов. Мама была с ним знакома и, уже не зная, как на меня повлиять, позвонила ему и попросила со мной поговорить. Кумахов просто сказал: «А почему нет? Что от этого изменится? Не поступишь, так не поступишь». В итоге я решила, что действительно ничего не теряю, и пошла поступать. Экзамен проходил 3 дня, с утра и до позднего вечера. Через день вывесили списки поступивших. Я была четвертой или пятой. Далеко не последняя. Я оказалась не такой слабой, как говорили. Это меня вдохновило.
- Как это – учиться у Сокурова?
- Военная подготовка. Он и сам говорил, что все должно быть по-военному – строго. Мы приезжали на учебу утром, а домой уезжали в 3-4 часа ночи. Или вообще не уезжали, ночевали в аудитории, потому что не могли уйти – нужно было что-то доделать, дорепетировать, доиграть, домонтировать. Полдня мы слушали лекции приглашенных преподавателей, вторую половину занимало актерское мастерство.
В год мы должны были снять минимум одну короткометражку. Мы писали сценарий, искали актеров, привлекали друзей. Некоторые артисты театров благодаря Мадине Докшукиной шли навстречу и соглашались играть в наших фильмах. У нас было расписание съемок: каждый студент снимал по несколько дней. Камера и команда переходили из одной съемки в другую. Сегодня ты мог быть режиссером на своей съемке, а завтра гримером, костюмером, актером или оператором у другого.
Сам Сокуров, конечно, не мог присутствовать постоянно, но приезжал часто. Все преподаватели из Москвы и Санкт-Петербурга приезжали по графику. Вообще присутствие преподавателей из двух столиц было очень важным условием нашего роста. Они большие профессионалы и преподавали в Москве, Питере, Европе.
- Как много вы смотрели кино?
- Алексей Гусев – преподаватель истории кино – показывал нам фильмы, снятые с самого зарождения кинематографа и до наших дней. Он приезжал на 1-2 недели, и мы в это время с 12 дня до 4 утра безвылазно смотрели кино. Даже если у нас бывал обед, то он был таким коротким, что мы едва успевали прожевать еду. Это были самые тяжелые дни. Кино было так много, что казалось, что у меня каша в голове. Но с тем, что Гусев очень интересный преподаватель и многое нам дал, не поспоришь.
Еще мы много читали. Все от «Одиссеи» до современной литературы. Литература была важной частью нашего расписания, потому что с самого начала Александр Николаевич видел у нас большой пробел в этом.
- Расскажи про свою дипломную работу.
- Это комедия «Счастливая семья». Моя любимая работа. И жанр любимый. Комедию снимать приятно, ты испытываешь чувство счастья. Почти все актеры в фильме – это артисты Кабардинского театра. Плюс несколько моих сокурсников. Картина получилась живой и запоминающейся. По крайней мере для меня.
- Расскажи про фильм «Тембот».
- Это история про молодого человека, который ищет себя. Пытается найти работу, деньги, старается угодить семье и найти в ней любовь, но выходит у него не очень. Ему приходится понять, что все это не его, и он начинает жизнь с нуля. История о том, как молодым сегодня бывает сложно, как общество и старшее поколение могут довлеть над ними. Мне было важно снимать в КБР и рассказывать о людях отсюда. Я знаю эту молодежь, которая живет здесь. Знаю, какие у ребят бывают трудности и как они их преодолевают.
- Почему имя Тембот?
- Имя – отражение характера героя. Это имя переводится как «очень крепкая сталь». В самом конце станет понятно, почему именно оно.
- Что самое сложное в создании кино?
- Думаю, у каждого что-то свое. И даже, наверное, каждые съемки что-то новое. Но в этом фильме для меня было сложно все. У меня был перерыв в пять лет по семейным обстоятельствам, и я будто заново училась. Еще сложным для меня было работать с большой съемочной группой. Большой для меня. Для столичных режиссеров – это маленькая группа для короткометражки. Мы же со времен мастерской привыкли все делать сами, выполнять разную работу на площадке. А здесь я была только режиссером, а когда по привычке к чему-то тянулась, меня останавливали и напоминали, что это не моя работа. Сложно было и с актерами, потому что они в основном были непрофессионалами. Ты не можешь от них требовать того, что они не умеют, приходится подстраиваться.
- Как фильм принимали зрители на фестивалях?
- Очень хорошо. В Москве, правда, были странные для меня вопросы. Сыграла разница менталитетов. Но в других городах всем очень нравился главный герой, им были близки суть и концепция. Можно сказать, что регионам фильм оказался ближе, чем столице. Хотя и в Москве были зрители, которые все поняли.
- Ты довольна фильмом?
- Он не плохой, но я не могу быть довольна, потому что не получилось то, что я задумывала. Не могу сказать, что я сделала все и как хотела.
- Откуда ты берешь идеи?
- Из жизни. Во всем присутствует личный опыт. Когда ты что-то делаешь, обязательно вкладываешь в это свое. Создавая героя, ты берешь за основу характер друга или знакомого и добавляешь что-то от себя. В работе соединяются твои чувства, переживания близких, отношения с ними.
- Почему стоит или не стоит идти в кино?
- Если ты к этому тяготеешь и предрасположен, вряд ли будут сомнения. Для меня это «да», потому что я люблю создавать истории, персонажей. Мне нравится работа с актерами, командой. Нравится видеть отклик зрителя. Люблю все то сумасшествие, которое происходит во время съемок и постпродакшна. Когда ты нервничаешь, плачешь, кричишь, кажется, что вот-вот сойдешь с ума. Для кого-то это: «Ни за что в жизни». Для другого: «Нормально, закончу – выдохну». И ты понимаешь, что после такого опыта будешь снимать еще.
- Что может делать прямо сейчас школьник, который хочет пойти в кино?
- Очень много читать и наблюдать. Наблюдать за жизнью, за людьми. За тем, как они действуют. Ты можешь придумать историю полностью сам, но это будет неправдой на экране, люди не поверят. Смотреть кино тоже важно. Твой глаз запоминает, и потом тебе будет легче работать оператором или с оператором. Легче понять, как выставлять свет, как должна двигаться камера.
- Каким видишь будущее кино на Кавказе?
- Мне кажется, было бы очень интересно, если бы кавказское кино заметили и стали в него вкладываться. Историй море, идей тоже, персонажей – горы. Здесь можно снять, что хочешь. Нужны финансирование и помощь. К сожалению, по опыту моих знакомых и моему личному тут пока никто в этом не заинтересован.
- Какие фильмы ты любишь?
- У меня нет особых предпочтений, но мне очень нравится Тарковский. Потому что его фильмы – это поэмы. Также мне нравится Феллини. Особенно картины, в которых играет его жена – Джульетта Мазина.
- Какие планы?
- Я сейчас наконец-то пишу комедийный сценарий. Очень хочу комедию. Нашу, местную. Мы привыкли упиваться болью, но это ведь неправильно. Должно быть тепло, веселье, смех. Жизнь в этом, а не в драме. Я понятия не имею, как сложится моя судьба в дальнейшем, потому что у меня нет ни продюсера, ни фонда, в который я могу обратиться. Мне нужно искать, предлагать, просить.