2 мая, 2023 - 11:55

Девятиклассница нальчикского лицея №2 Алиса Панкова стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, завершившейся на прошлой неделе в Ульяновске.
В заключительном этапе приняли участие 290 школьников из 76 регионов. Письменные туры включали в себя вопросы из социологии и политологии, философии и культурологии, психологии и экономики. Многие задания носили творческий характер и требовали развернутого ответа. На устном туре финалисты смогли продемонстрировать свои ораторские способности. После каждого тура для школьников была организована культурная программа – посещение музеев, театров, различные экскурсии.
Напомним, что Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно по 24 предметам. Она включает четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.
В заключительном этапе принимают участие победители регионального этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое количество баллов, а также победители и призеры заключительного этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие освоение основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Победители и призеры финала имеют право на поступление в любой российский вуз без экзаменов на направления, соответствующие профилю олимпиады.
В этом году заключительный этап ВсОШ стартовал 16 марта в образовательном центре «Сириус». Далее он «прошагал» по городам России. Москва, Казань, Санкт-Петербург, Уфа. Нижний Новгород, Ульяновск и другие города приняли победителей региональных этапов олимпиад со всей страны – более 6500 школьников 9-11 классов. Среди регионов, принимающих школьников на заключительном этапе ВсОШ и Кабардино-Балкария – здесь с 23 по 29 апреля пройдет олимпиада по основам безопасности жизнедеятельности.
- Я так люблю математику! – говорит Алиса. – Больше всего ее люблю, вот прямо всем сердцем!
Я стараюсь незаметно заглянуть в свой блокнот и уточнить: с той ли Алисой я вообще говорю. Нет, вроде все правильно: именно она – Алиса Панкова – стала финалисткой главной олимпиады школьников. Не по математике, а по обществознанию.
- Подожди, - перебиваю ее. – При чем здесь математика? Мы же про обществознание будем говорить.
- Да-да, - подтверждает она. – Это тоже интересно.
- Тоже? Разве ты не целенаправленно шла на олимпиаду по обществознанию? И не хочешь быть юристом или политологом, или кому там еще нужны высокие баллы по обществознанию для поступления в вуз?
- Я хочу быть экономистом. Наверное. Или иметь такую специальность, где сочетаются экономика, математика, информатика, анализ. Я же в информационно-технологическом классе учусь, здесь упор на точные науки делается.
Вообще-то в олимпиадах я не первый год участвую. Сначала в школьном этапе – он первый, тут я по всем предметам себя проверяю, в этом году во всех десяти, кажется, приняла участие. По пяти вышла на муниципальный этап, после него по двум – математике и обществознанию – на региональный. С математикой все ясно – ею заниматься для меня – одно удовольствие! Но вдруг в процессе подготовки к олимпиаде по обществознанию, я поняла, как это все интересно – все, из чего состоит обществознание – философия, экономика, политология, правоведение, социология! Я так увлеклась, уйдя в изучение этого всего! Тогда еще подумала, надо бы попасть на Всероссийскую олимпиаду, там, наверное, еще интереснее будет.
- А как же математика?
- Про нее я все давно знала, ну, что это очень интересно, а с обществознанием это какое-то открытие для меня было! Региональный этап по математике я выиграла, но, к сожалению, набрала недостаточно баллов, чтобы попасть на заключительный этап ВсОШ. А вот обществознание на региональном этапе я не выиграла. И очень удивилась, потому что была уверена, что работу сделала хорошо и правильно! Вот поэтому-то я и подала на апелляцию. Хотя знала, что апелляция на этапах ВсОШ, как на ЕГЭ – тебе могут добавить баллов, а могут и снять. Насколько я знаю, кто-то из моих соперников тоже подавал на апелляцию, но ему сняли баллы, а мне добавили, и их оказалось достаточно для того, чтобы попасть на заключительный этап и поехать в Ульяновск.
Там, конечно, все очень круто и очень сложно. Три тура: первый – теоретический, второй – анализ текста, третий – устный экзамен – самый сложный, пожалуй, ведь надо общаться, что называется, «глаза в глаза» с членами жюри. А там такие мэтры – профессора ведущих вузов – экономисты, политологи, культурологи, философы. Тут еще же и человеческий фактор может сыграть, это же не безликие письменные работы, а живые люди перед тобой, и у всех могут быть свои эмоции, свои симпатии и антипатии. Хотя, знаете, первый тур тоже очень важен и сложен, ведь от того, как ты его пройдешь, зависит твой настрой на дальнейшую борьбу, твоя мотивированность. Вот я прошла первый тур хорошо, и у меня сразу появился прилив сил и энергии, настроение боевое, а кто-то, выступив в нем слабо, сникал и уже не надеялся на победу. Не то чтобы я прямо уверена была в победе, но мне очень хотелось выйти в финал хотя бы, и я постоянно об этом думала: получится – не получится? И поняла, что меня это отвлекает. Я прямо запретила себе думать об этом!
- И получилось? Помнишь притчу о Ходже Насреддине: «Только не думай о белой обезьяне!»?
- Именно так! Чем больше я старалась об этом не думать, тем больше думала и тем больше нервничала. После второго и третьего тура особенно. И вот все закончилось, подвели итоги, торжественное закрытие, и на сцену приглашают финалистов. А их там человек сорок, и на одной сцене они уже не помещаются! Им говорят, чтобы они уже спускались в зал. Представьте мое состояние: финалисты уже уходят со сцены, а мою фамилию так и не назвали! Это было так грустно, мягко говоря. Но случилось! Меня чуть ли не самую последнюю назвали и позвали на сцену!
- Кто тебе помогал готовиться к олимпиаде?
- Если я скажу, что никто, что я полностью сама подготовилась, вы тоже не поверите? В Ульяновске ребята, с которыми я общалась, мне не верили, говорили, что самому невозможно к олимпиаде подготовиться, так же, как и к ЕГЭ, нужны репетиторы, педагоги. Про ЕГЭ я не знаю, я еще не начинала к нему готовиться, думаю, в конце десятого класса этим займусь. А к олимпиаде я готовилась сама, причем недолго, но с огромным удовольствием. Я недели за две до каждого олимпиадного этапа начинала интенсивную подготовку – разбирала задания прошлых лет, много читала разной литературы, смотрела образовательные ролики в интернете. Вообще, знаете, этот процесс подготовки он такой…приятный, что ли. Можете не верить, но мне он приносит даже больше удовольствия, чем победа или призовое место в олимпиаде. Я серьезно! Сравнивать свои знания «до» и «после», наблюдать собственный интеллектуальный прогресс, постоянно узнавать что-то новое, интересное – к этому состоянию мне хочется возвращаться снова и снова. Хотя преференции в виде победы или выхода в финал тоже, конечно, приятны.
- Если учить и учиться – твое любимое занятие, то у тебя, получается, другой – «внеучебной» – жизни нет? Друзья, хобби – в 15 лет это же так увлекательно и интересно!
- Как это – нет?! У меня замечательная семья, с которой я с удовольствием провожу время, у меня очень хорошие и интересные друзья, мне нравится с ними общаться. Вообще общение для меня очень много значит – оно дает знания и опыт, которых, может, не встретишь в книгах.
И хобби у меня есть! Я люблю вязать и плести разные игрушки, «фенечки» – маленькие сувениры, которые раздаю потом друзьям и родным.
- А в планах что?
- Хочу в следующем году выиграть ВсОШ по экономике. Может быть, по математике. Чтобы у меня был выбор вузов и специальностей, куда можно было бы поступать без экзаменов. Не то, что я прямо экзаменов боюсь, но так же удобнее. Хочу после школы поступить в хороший вуз в Москве или Питере – мне нравятся большие города с их бешеными ритмами, суетой, активностью. Вы не подумайте, свой родной Нальчик я тоже люблю, сюда хорошо приезжать и отдыхать.