20 мая, 2023 - 11:15
Это была очень сильная шестерка лауреатов – до финала регионального этапа конкурса «Учитель года» дошли шестеро педагогов из Урванского, Зольского, Баксанского районов, городов Баксан и Нальчик. Пока подсчитывали баллы за все задания, жюри бурно спорило о кандидатах на победу и призерство. Мнения разделялись, но в одном все были единодушны: такой сильной шестерки последние лет десять не было точно. Тогда же и родилась идея написать обо всех шести лауреатах конкурса в нашей постоянной рубрике «Портрет на фоне школы».
До конца этого года, объявленного Годом педагога и наставника, мы познакомим вас со всеми учителями, вышедшими в финал регионального конкурса «Учитель года» – все они заслуживают внимания и интереса, все профессиональны и талантливы.
Договорились так: вопросы ко всем будут примерно одинаковые – постараемся никого «не выделять и не обделять». Первое наше интервью – с победителем – учителем физики лицея для одаренных детей ДАТ «Солнечный город» Эльдаром Суйдюмовым.
- Эльдар, начнем с традиционного: что или кто повлиял на твой выбор профессии?
- Если честно, когда я в старших классах учился, то «ничего не предвещало» – я вообще не думал о профессии учителя. И мне больше нравились гуманитарные предметы, особенно история. Но естественные и точные науки давались легче – я нередко выигрывал и районные, и республиканские олимпиады по математике и физике. Не то чтобы я «пошел по легкому пути», выбрав для поступления факультет микроэлектроники КБГУ, я, наверное, просто рационально подошел к вопросу выбора профессии, понимая, что будущее за IT-сферой, миром компьютеров, и моя профессия инженера микроэлектроники будет востребована. Я даже успел попрактиковаться на двух нальчикских заводах. После окончания университета тоже «ничего не предвещало» – когда я устроился работать в школу инженером – налаживал, обслуживал компьютерные классы. Я не искал себе специально другую работу, но как-то услышал, что во Дворце творчества детей и юношества есть вакансия преподавателя физики, и задумался: а может, мне попробовать. Это были дополнительные занятия – кому-то из школьников хотелось «подтянуть» физику, кому-то углубить знания – то есть дети там были вполне мотивированы на учебу. Неожиданно меня поддержал мой папа – ему всегда нравилась эта профессия «интеллигентных и благородных людей» – он так до сих пор говорит про учителей, однажды вдохновившись образом учителя истории Мельникова из фильма «Доживем до понедельника». Это один из любимых фильмов папы.
Вот так, можно сказать, случайно, я стал педагогом. Потом работал по совместительству и в городской школе №5, а когда предложили перейти сюда, уже вообще не сомневался, что это моя профессия. Оказалось, что, когда ты работаешь с детьми, день пролетает незаметно – вроде вот только на работу пришел, а уже и темно за окном. А когда ты с компьютерами – день долго тянется. С детьми ты постоянно на эмоциях, в движении – ты живешь! С ними интересно! И вообще приятно осознавать, что твоя работа приносит пользу. Кому-то я помогу лучше понять окружающий мир, кому-то – реализовать свои планы.
- С одаренными детьми, наверное, проще и приятнее работать, чем с обычными школьниками, теми, кому физика не очень-то и нужна, они даже ЕГЭ по ней сдавать не будут?
- Конечно. Но вообще-то я с удовольствием работал и с теми, и с другими, и даже на дополнительных занятиях – факультативно, то есть я всем категориям школьников физику преподавал. Дети, мотивированные на изучение физики, есть не только в лицеях и в профильных классах, но и во вполне обычных классах обычных школ. Но и, конечно, такие, кому физика не нужна и неинтересна, тоже есть.
- И как вы поступаете в этих случаях, объясняя тему, на кого равняетесь – на отличников или двоечников?
- В классе, где я преподаю, физику будут знать все. Это мое правило и мой принцип. Базовые знания, пусть даже «в рамках учебника», получат даже двоечники, которым «физика никогда не пригодится». Я знаю, как их заинтересовать, как объяснить, что физика нужна каждому человеку, живущему в мире, потому что она – это окружающая нас природа, она – это и мы тоже, это – весь мир вокруг нас. Так что хочешь ты или нет, но физику, хотя бы в школьном объеме, ты будешь знать. А вот с теми, кто хочет получить углубленные знания, я готов заниматься дополнительно – после уроков, готов разбирать с ними олимпиадные задачи, решать задания повышенной сложности.
Мне нравится, когда мои ученики приходят на уроки с вопросами, я даже расстраиваюсь, если вопросов нет. Здесь, в лицее, такого практически не бывает, здесь дети ждут уроков не меньше, чем я. Они готовят мне вопросы, я для них – новые задачи и задания. Иногда их вопросы могут поставить меня в тупик, но я никогда не делаю вид, что все знаю, во всем разбираюсь, если нет ответа на вопрос сейчас, я найду его ночью, найду завтра, и мы обязательно его обсудим и все решим.
- У вас все выпускники – высокобалльники ЕГЭ?
- Не только у меня, у всех педагогов нашего лицея средний балл выпускников на ЕГЭ каждый год «80+», всегда есть и стобалльники. Средний балл по физике у нас 72-73 балла, в то время как в целом по России – около 50.
- Вечный вопрос: можно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов или хотя бы 90, не прибегая к услугам репетитора?
- У наших старшеклассников нет репетиторов, по крайней мере у большинства точно нет. А они сдают и на 90, и на 100 баллов. Но я могу, наверное, только про свой предмет говорить – сдать физику на сто баллов, занимаясь два урока в день, – не реально. У моих учеников 5-7 часов физики в неделю, много самостоятельной работы, к тому же они все очень мотивированы на высокие баллы.
- Случаются конфликты с учениками? Если да, как вы из них выходите?
- На заре моей карьеры было – в конфликтных ситуациях я старался обязательно доказать свою правоту, объяснив ученику, в чем он не прав. Но потом заметил, что это никак не сглаживает конфликт, а только усугубляет его. Сейчас в спорной ситуации я говорю: «Давай останемся каждый при своем мнении, продумаем этот вопрос и поговорим спокойно позже». Работает.
- На конкурсе «Учитель года» я задала вам – всем финалистам – простой вопрос: представьте, что я выпускница вуза с педагогической специальностью и сомневаюсь, стоит ли мне после получения диплома идти работать в школу, и убедите меня в том, что стоит. И никто, отвечая на мой вопрос, не смог меня убедить.
- А какой ответ вы хотели услышать?
- Я хотела, чтобы мне рассказали о плюсах и радостях вашей работы – если они есть. Или, по крайней мере, чтобы хоть кто-то мне сказал: «Если сомневаешься, идти ли работать в школу, то лучше не ходи, не твое это».
- Я бы согласился с этой формулировкой: сомневаешься – не ходи. Это же так просто – если любишь свою работу, будешь видеть в ней только плюсы, а если не любишь – только минусы, она тебя все равно будет тяготить, какой бы огромной зарплата не была и какими бы прекрасными не были условия.
- Вот в качестве минусов многие педагоги называют низкую зарплату и большое количество бумажной работы…
- Это стереотип, и он не всегда верен. Особо много бумажной работы у меня, например, нет, мы давно перешли на электронную документацию, у нас и журналы электронные. А зарплаты? Ставка педагога 18 часов в неделю, то есть он фактически работает полдня всего. За такую же зарплату, которую многие другие бюджетники получают, работая 40 часов в неделю. Если не хватает денег, можно подработать – полдня ведь свободны. Кроме того, последние года три постоянно какие-то надбавки дают – то за классное руководство, то за квалификационную категорию.
Для меня, например, минус в моей работе – долгие выходные – целых два дня, иногда трудно их пережить – очень хочется в класс к своим ученикам.
- На что уходит время в «долгие выходные»?
- На семью, дом, огород, сад. На чтение разных книг по истории – документальных и художественных – школьная любовь к истории у меня не прошла до сих пор.
- Положение конкурса «Учитель года» позволило вам попасть сразу в республиканский этап, минуя муниципальный, то есть вы туда шли абсолютно без опыта участия и понимания, что это будет такое. Какая для этого была мотивация? Скажите честно, вас администрация лицея уговорила?
– Нет, конечно! Тамара Баккуевна – директор лицея – только предложила, а я загорелся. Именно это отсутствие опыта и четкого понимания, что мне надо будет делать меня и мотивировало. Меня вообще всегда сложности мотивируют, очень любопытно узнать, справлюсь ли я. Вот и в этом случае мне было интересно, смогу ли я победить.
- Прямо вот так сразу и победить? Даже не в лауреаты, не в призеры, а с ходу – победителем?
- Знаете, как у нас в лицее говорят об участии в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях? «Победить не главная задача, а единственная».
Справка «СМ»:
Эльдар Суйдюмов, 34 года. После окончания СШ №1 с. Шалушка поступил в КБГУ, закончил его в 2011 году (факультет микроэлектроники и компьютерных технологий), прошел курсы профессиональной переподготовки по физике и математике. Педагогический стаж работы – 8 лет, высшая квалификационная категория, дважды проходил КПК на базе образовательного центра «Сириус», подготовил победителей и призеров регионального этапа, участников заключительного этапа ВсОШ по физике.
Педагогическое кредо: «Быть профессионалом своего дела. Любить свою работу».
Женат, имеет полуторагодовалую дочь.
ГОВОРЯТ КОЛЛЕГИ
Тамара Джаппуева, директор лицея для одаренных детей ДАТ «Солнечный город»:
- Когда я ему предложила принять участие в конкурсе, знала, что он должен победить, такие, как он, не проигрывают. Эльдар Русланович – прекрасный физик и педагог, он талантлив, умеет заинтересовать детей, у него в работе такой девиз: «Не научить физике, а попытаться вместе с учениками в ней разобраться». Не зря его очень любят и ценят ученики. Я была уверена в его победе несмотря на то, что у него это первый конкурс такого рода, он даже в муниципальном этапе не участвовал. Но при этом он владеет современными методиками, имеет собственные. Мы всем коллективом за него болели, все были в восторге от его мастер-класса, на котором он «разоблачал» эпизоды из известных боевиков простыми расчетами из современной физики.
ГОВОРЯТ УЧЕНИКИ
- У Эльдара Руслановича невозможно физику не знать, он очень доступно все рассказывает, с примерами из жизни – всегда интересно.
- Наверное, никто так к уроку не готовится, как он. Как он это все успевает? У него на уроках всегда какие-то интересные задачи, идеи, нестандартные задания – все сразу. По ночам он это все для нас готовит, что ли?
- А как он рассказывает новую тему! И с юмором, и с примерами. Не понятно что-то? Давайте разбираться все вместе!
- А еще он очень отзывчивый и никогда не ругается, даже голос не повышает.
- Из всех предметов, которые мы здесь изучаем, я больше всего люблю физику. И лучше всего ее знаю. И в этом заслуга только Эльдара Руслановича.