21 мая, 2023 - 15:40
«Прежде всего я мама», - так говорит о себе наша сегодняшняя собеседница. И, пожалуй, точнее не скажешь, ведь мама – это мир сказок и волшебства, где добро побеждает зло, где научат, что такое хорошо, а что такое плохо. Автор сказок, пьес, по которым ставят спектакли, идущие с большим успехом – Залина Лукожева давно стала родной для юных ценителей литературы и театра. Ее книги «Нартшао и Дуней», «Сказки волшебного леса», «Блуждающие звезды», изданные как на русском, так и на кабардинском языках, полюбились не только ребятам, но и их родителям. Как материнство превратило химика-эколога в писателя, почему детство – самое важное время в жизни человека– об этом и многом другом мы поговорили с Залиной Тимуровной.
- Как вы начали писать? Наверняка желание творить проявилось не вдруг?
- Мне всегда нравилось наблюдать за людьми, природой. Наблюдения запускали колесо мыслей – о возникновении жизни на Земле, о космосе, о бесконечности, o природе, o человеческих отношениях. Зачитывалась книгами отца и сына Дюма, Маргарет Митчелл, Колина Маккалоу, Розалины Майлз и других авторов, произведения которых можно было либо взять на ночь y подруги, соседки, либо купить по талонам. Сейчас мало кто помнит, что в лихих девяностых сдавали макулатуру, чтобы получить талон на популярную книгу. «Лихие» для взрослых, но овеянные романтикой для подростков девяностые годы. Мне уже тогда хотелось писать. Первые пробы пера были еще в школе. Стихи, рассказики, замахнулась как-то даже на роман!
- И каким он был, этот первый писательский опыт?
- Мои первые стихи публиковали в газете «Терек». Правда, после нескольких публикаций зареклась продолжать это. Помните y Булгакова в «Мастере и Маргарите»: «Хороши ваши стихи, скажите сами? — Они чудовищны!» Так и я. Вероятно, мои вирши были не настолько ужасны, а я, как всегда, была к себе сверхкритична, но c тех пор ни одной стихотворной строчки. А мой первый и единственный роман родители по моей просьбе дали одной известной в то время в Тереке женщине, чтобы она вынесла вердикт. Из ста страниц печатного текста она выделила одно предложение, помню его и сейчас – «почти змеиное шипение билось в окно», и предложила впредь писать только в стол.
- …из-за этой критики вы и решили искать свое призвание в науке, а не в филологии или искусстве?
- Нет, просто родителям хотелось, чтобы в семье появился врач, «но что-то пошло не так». Мне, как участнице и победительнице олимпиад по химии, биологии, астрономии и медалистке, к тому же, предложили поступить на новый факультет КБГУ «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование». Я согласилась не раздумывая. Ну, a где экология, там и химия, a впоследствии и защита диссертации. Одним словом, мне просто было не до творчества. Впрочем, творчество было, только другое – научное, а на художественное просто не было времени, ведь я и в жизнь, и в работу, и в учебу – во все погружаюсь с головой.
- Какими были ваши родители?
- Родители у меня чудесные. Папы уже, к сожалению, нет в живых… В детстве именно с ним я могла поделиться своими наблюдениями – y нас c ним была тесная связь, мы понимали друг друга c полувзгляда. Если мама учила быту, давала советы на будущее, которые очень пригодились в жизни, то папа был для меня ориентиром... Как сейчас помню – сижу на его плечах, он смеется, a передо мной безграничное зеленое поле. Мои родители – педагоги. Наши антресоли ломились от книг всевозможной тематики. Так что долгие зимние вечера скрашивались чтением, общением и обсуждением прочитанного. Было весело и интересно.
- А потом началась взрослая жизнь, семья, и, защитив диссертацию по химии, вы…оставляете науку. Жизнь делает крутой поворот – вы возвращаетесь к литературе. Что произошло?
- Снова писать я начала после рождения дочки, Каролины. Первые строчки родились в те дни, когда она лежала в реанимации. Мне так сильно хотелось, чтобы она выжила, что я поместила ее в выдуманную страну «Еще не родившихся детей» и отправила в сложный путь, в конце которого она должна была попасть к маме... Кстати, я так и не решилась издать эту сказку. Может быть, когда-нибудь. Потом родился сын Тамерлан и потребность в «сочинительстве» выросла в два раза. Сначала сказки, потом рассказы, по мотивам их приключений, потом детские пьесы, a теперь уже и переводы c кабардинского языка на русский.
- Сын ведь тоже пишет. Причем пишет сказки! Уже советуетесь друг с другом?
- Он много читает, пишет рецензии на прочитанные книги, пробует себя в сочинительстве. В журнале «ЛиФт» была опубликована его повесть-сказка «Ночь Карачуна» по мотивам повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь». Мы вместе перечитываем каждую сказку, рассказ, вносим правки, меняем иногда героев. Дети порой жестко критикуют маму, намекая на то, что она «динозавр». Поэтому у нас получается коллективное творчество.
- Какой самый главный ингредиент в создании хорошей сказки?
- Счастливый конец. Вот главный ингредиент. Произведения с плохим концом, где не торжествует добро, и герои тщетно борются со злом, это такие семена, которые дадут не хорошие всходы. Я часто говорю, что нельзя допускать, чтобы в мыслях наших детей произошла сублимация добра и зла. Ребенок не должен думать, что для того, чтобы одержать победу, нужно самому стать злом.
- А не было желания замахнуться на создание чего-нибудь «эпичного», вроде «кавказского Гарри Поттера», например?
- Замахнуться на «кавказского Гарри Поттера» не хотелось и не хочется. A вот на детектив в исторических декорациях, a именно в слободе Нальчик, очень даже. Есть сюжет, есть герои c реальными прототипами, есть локации, на которых я побывала, чтобы прочувствовать будущее произведение, но пока нет времени.
- Сегодня у ваших произведений такой успех! Какие ощущения от этого?
- «Успех»... Очень сильное слово. Наверное, я его не испытала. Узнаваемость – да, но не успех. Для успеха надо быть гениальным творцом, a я просто наблюдательная мама-рассказчик. Правда, что-то схожее по энергетике c успехом я испытала в октябре прошлого года, когда герои моей сказки «Розовый слон» вышли на сцену Кабардинского театра. Хочется повторить, чего кривить душой. Тем более что последние три-четыре года пытаюсь «стать своей» в драматургии.
- Что из ваших произведений уже живет «театральной жизнью» на сегодняшний день?
- Помимо вышеупомянутого «Розового слона», пьеса «Как нана в армию пошла» в прошлом году в конкурсе драматургов заняла четвертое место. Есть еще три готовые пьесы по мотивам сказок, но они, правда, пока в столе.
- Какой запомнится сказка – во многом зависит от картинок в книге. Как вы подбирали художников для иллюстрирования своих книг?
- Мне очень повезло с иллюстраторами, причем я не искала их намеренно, это скорее они нашли меня. При издании первой книги «Сказки волшебного леса» мы работали в тандеме с художницей Сашей Бреннер. Я ее очень люблю и уважаю. Мы не были с ней знакомы лично, увиделись через года полтора виртуального знакомства, но за это время она успела проиллюстрировать несколько моих сказок. Я ее не торопила, потому что сама тоже никуда не торопилась. Напишу сказку – отправлю ей, и дальше она сама выбирала сюжет иллюстрации. С третьей книгой «Блуждающие звезды» случилось практически то же самое: на меня вышел виртуальный знакомый, художник Владимир Каншоков, и тоже предложил проиллюстрировать следующую книгу. Я благодарна и им, и судьбе за такие желания и возможности.
- И вышло просто замечательно! Такие трогательные, добрые иллюстрации!... Скажите, писательство наверняка меняет взгляд на этот мир: больше подмечаешь, больше размышляешь… Как оно изменило вас?
- В моем случае – чем больше пишешь, тем чаще развивается синдром «самозванца» и паралич «перфекциониста». Особенно когда ты погружаешься в жизнь, как я уже говорила, c головой, и тебе на творчество не остается времени, a сюжетов в голове – море. Чтобы не потерять их и не забыть, записываю ключевые слова где придется: в телефоне, на клочке бумаги, на направлении к врачу или талончике в МФЦ. A бывает так – побежала к компьютеру, a там «занято» – подготовка к ОГЭ. Как говорят французы: с,est la vie. В таких случаях говорю детям, что куплю себе ноутбук, запаролю и буду писать в любое время суток. Смеются, не верят.
- Кстати, это довольно острая тема – творческая самореализация женщины в условиях «продолжения исполнения традиционных женских обязанностей». Одним словом, не тяжело делать выбор между семьей и профессией?
- Будущее человека зависит от того, как пройдет его детство, будет ли оно насыщенным, полным, радостным, плодотворным. У меня таких мук выбора нет, в приоритете всегда дети. Прежде всего я мама, и только потом жена, писатель, химик, эколог и так далее.
- В век «успешного успеха» это поистине революционное заявление!
- Да, я считаю себя мамой. Может быть, это громко звучит, но это так. Поэтому у меня неизбежно дефицит времени на работу, на занятия творчеством, поскольку я считаю, что должна вложиться прежде всего в воспитание детей. В конце концов, я ведь и вернулась к творчеству благодаря детям.