17 ноября, 2021 - 10:54
19 ноября – День преподавателя высшей школы
Если говорить о профессиональных праздниках педагогов, то нельзя не согласиться, что была тут некая несправедливость. Ведь вроде всех их, работающих в образовательных учреждениях – от дошкольных до вузов, мы называем педагогами. Но учителя и воспитатели имеют отдельные профессиональные праздники: семь лет в нашей стране отмечают День воспитателя – праздник всех работников дошкольного образования, более полувека – День учителя – праздник школьных учителей. У нас есть даже День профтехобразования, когда поздравления принимают педагоги колледжей и техникумов. Но до недавнего времени своего собственного профессионального праздника не имели преподаватели вузов. Теперь эта несправедливость устранена – совсем недавно глава Минобрнауки России Валерий Фальков подписал приказ об установлении Дня преподавателя высшей школы. Датой выбрали 19 ноября – день рождения российского ученого и основателя Московского государственного университета Михаила Ломоносова.
В преддверии нового праздника мы решили поговорить с молодыми педагогами вузов республики об их работе. Почему они выбрали именно ее? Считают ли ее престижной? С какими трудностями сталкивается молодой вузовский педагог, что особенно радует в профессии? Об этом и многом другом мы беседовали с теми, у кого «взаимная любовь с профессией и студентами» – именно это было главным условием при выборе героев для интервью.
Джамиля Созаева, доцент кафедры «Технология продуктов общественного питания и химия» КБГАУ, кандидат технических наук, председатель Совета молодых ученых КБГАУ, стаж работы – 16 лет:
- Я еще когда в школе училась, поняла, что мне особенно интересны два занятия – готовить и преподавать. Так что совершенно осознанно, с мыслью: «Сначала выучусь на инженера-технолога, а потом посмотрим», я поступила на специальность «Технология продуктов общественного питания и химия». Очень скоро поняла, что есть еще одно интересное занятие – научно-исследовательская работа. Новые технологии приготовления пищевых продуктов так увлекли, что я стала думать о том, чтобы «пойти в науку». А ведь науку прекрасно можно совмещать с преподавательской деятельностью. Вот вам, кстати, сразу один из плюсов работы в вузе – если ты увлечен наукой, здесь у тебя отличная возможность реализовать себя: есть хорошая база – лаборатории, материалы, есть замечательные наставники, которые никогда не откажут в помощи – твои коллеги-преподаватели. По крайней мере, в нашем вузе так.
Хотя, если говорить точнее, в студенческие годы я поняла, что хочу уметь готовить, причем так, чтобы учить этому других, постоянно в этом совершенствоваться, то есть получать новые знания. Вот она – моя нынешняя работа – я учу студентов тому, что умею сама, занимаюсь исследовательской деятельностью и ежедневно получаю новые знания. Теперь представляете, как мне повезло?!
Предложение возглавить одну из лабораторий вуза я получила почти одновременно с красным дипломом. Потом была аспирантура и долгая работа над кандидатской. Мы с моим научным руководителем Аминой Джабоевой работали над ней больше десяти лет и создали совершенно новую технологию получения пектина. Из бросового сырья – створок зеленого горошка. За эти годы было столько интересных исследований, научных конференций и форумов. И конкурсов, кстати. Идея для коллег, которые жалуются на нехватку средств для исследований – участвуйте в грантовых конкурсах. Я получала гранты дважды, и, думаю, на этом не остановлюсь.
У меня никогда не было проблем в отношениях с моими студентами. И сложностей не было с самого начала работы. Сейчас я уже наметанным глазом могу «предсказать» студентам третьего курса, кто из них пойдет в науку, кто – в бизнес, кто – на производство. Редко ошибаюсь. Да, я с ними довольно-таки строга, не терплю разгильдяйства, лени, панибратства, требую ответственного отношения к своему предмету, ведь сама очень серьезно подхожу к процессу обучения. Не понял какой-то вопрос? Не смог сделать работу? Подходи после занятий, вместе во все разберемся. Я готова пожертвовать личным временем, чтобы студентам было понятно и интересно. Но и они должны отработать все до последнего задания.
Очень люблю увлеченных студентов, тех, кто ставит перед собой цель и, никаких преград не боясь, идет к ней. Готова с такими работать хоть после занятий, хоть в выходные. Еще больше люблю наблюдать, как они после окончания вуза уверенно продвигаются к своим целям и добиваются их. Среди моих студентов таких немало. Недавно одна из выпускниц, уверявшая меня, что будет «самым лучшим кондитером», рассказала, что устроилась на работу в одно известное кондитерское предприятие Москвы и «потихоньку делает там карьеру». И неизвестно еще, кого из нас двоих это больше порадовало.
Сменить работу? Нет, я об этом не думала. Хотя заманчивые предложения были – технологом на довольно-таки серьезные производства. Здесь у меня любимое дело – наука и творчество, здесь замечательные люди – коллеги и студенты. Это же такая гармония!
Артем Челикин, преподаватель кафедры режиссуры СКГИИ, аспирант, стаж работы – 3 года:
- Никогда у меня раньше не возникало желание преподавать. Поступая в СКГИИ, я хотел быть просто «великим режиссером», я даже слышал, как по мне «Голливуд плачет». И это нормально, у большинства абитуриентов, поступающих на творческие специальности, особенно связанные со сценой, кино или телевидением, большие амбиции. Нам же кажется, что все это обязательно связано со славой, восхищением и поклонниками. Но примерно к третьему курсу ты начинаешь понимать, что точно одно – трудиться придется очень много, а вот про славу – совсем не точно… И про большие деньги тоже, потому что нет больших денег в сфере культуры, ну, может, за редким исключением.
В нашем институте очень хорошо работает приемная кампания – умеют объяснить, убедить, помогут разобраться. Меня вот так и убедили, что лучше мне выбрать специальность «Продюсирование», я согласился и не пожалел. СКГИИ – творческий вуз, в котором руководство и преподаватели всегда и безоговорочно поддерживают все творческие начинания студентов. Невзирая на то, на каком факультете ты учишься, можешь пробовать себя в любом виде искусства. У нас был сильный, активный и талантливый курс, мы писали сценарии, снимали фильмы и передачи, были режиссерами массовых и камерных мероприятий. День города, два больших кинофестиваля, стажировки в крупных телекомпаниях Юга России – у нас была насыщенная учеба и работа, мы многому научились за эти пять лет.
В родном вузе я начал работать еще будучи студентом – менеджером по качеству образования, специалистом по связям с общественностью, а после того, как с красным дипломом закончил учебу и поступил в аспирантуру, стал преподавать на кафедре режиссуры. Сейчас веду пять дисциплин.
Были ли трудности в первый год? Конечно! В 23 года нелегко быть педагогом в вузе. Твои студенты младше тебя лет на 5 всего, это психологически нелегко. Вчера еще я был студентом Артемом, а сегодня преподаватель Артем Тимурович. Да-да, именно так, я всегда за соблюдение субординации между студентом и преподавателем. Считаю, что педагог не должен быть этаким «своим парнем», не терплю панибратства. С заочниками особенно сложно, среди них есть совсем взрослые люди, с опытом работы – в основном в администрации клубов и ДК. Как-то на лекции один из моих студентов-заочников получил сообщение на телефон и радостно поделился: «У меня сейчас внук родился!» Это чтобы вы имели представление, насколько мои студенты могут быть старше меня. Нередко на лекции заочники приходят с таким снисходительным выражением лица, вроде, ну и чему же ты меня, мальчик, можешь научить? А когда оказывается, что могу, удивляются и благодарят. С очниками проще, 5-6 лет разницы в возрасте – нормально для того, чтобы быть «в теме», понимать их интересы и увлечения.
Самым трудным был у меня первый семестр. Я страдал «синдромом самозванца» – все вроде получалось, все шло хорошо, но мне казалось, нет, я не справляюсь, у меня не получается и не получится никогда. Мягко говоря, удивляли первокурсники со своими наивными вопросами, я думал: ну как можно не знать и не понимать таких элементарных вещей? Но потом я вспомнил себя на первом курсе, разве я не был таким? А если бы моих педагогов раздражали мои вопросы и идеи, учился бы я с таким увлечением? В общем, вот так, потихоньку, методом проб, ошибок и сравнений, я избавился от этого синдрома и понял, что мне нравится то, что я делаю. Безусловно, мне нравится то, что я могу заниматься творчеством, но не меньше радует и то, что я могу наблюдать, как растут в творческом плане мои студенты. Вот они в первом семестре на первом курсе: не понимают, за что браться, блуждают в идеях, почти ничего не знают о творческих проектах. И вот они уже через четыре семестра на третьем курсе: вдохновленные и полные идей, защищают проекты и уже планируют следующие. Я вижу это и реально горжусь! И ими, и своей работой. Отдача – вот что главное в преподавательской деятельности. Когда понимаешь, что все это не зря, что мы многое можем. Именно «мы» – я и мои студенты.
Анжела Журтова, доцент кафедры этнологии, истории народов КБР и журналистики, кандидат исторических наук, стаж работы – 7 лет:
- С тем набором ЕГЭ и баллами, которые у меня были после школы, я могла поступить в другие вузы и на несколько других направлений, но даже не рассматривала варианты – только КБГУ, только «История». Я вообще-то была не против стать учителем истории, мне нравилась эта профессия – педагог, но, если честно, поступая, не особо задумывалась, что будет дальше. Мне хотелось скорого начала студенческой жизни, изучать любимый предмет. А когда поступила, в первом же семестре влюбилась в КБГУ и поняла, что не хочу отсюда уходить. Никогда. В общем, это наш университет «виноват» в том, что я здесь работаю и очень, очень люблю свою работу. Университет – это же целый мир, причем, такой интересный, яркий, неожиданный…вот как его добровольно лишиться?! Один из наших педагогов до сих пор вспоминает, что на вопрос «Кем вы видите себя после получения диплома?», я, тогда второкурсница, уверенно ответила: «Преподавателем истории в КБГУ».
В процессе учебы я поняла, что история как наука – это очень интересно, занялась исследовательской работой, а к окончанию магистратуры у меня было уже с десяток научных статей. Научно-исследовательская работа и красный диплом помогли мне после магистратуры поступить в аспирантуру. Я ее закончила досрочно, в 25 лет защитив кандидатскую по историографии. Работать в университете начала еще аспиранткой, сейчас преподаю межфакультетскую дисциплину – «Историю КБР».
У меня не бывает конфликтов со студентами. Мне нравится, как они работают и ведут себя на моих парах. Может, потому что я стараюсь увлечь их своими лекциями – они любят, когда я рассказываю о личностях в истории, о каких-то случаях, которые характеризуют определенное время или событие. Стараюсь, чтобы мои лекции были интересными и легко запоминающимися. А может, потому что я считаю, что лично мне студенты ничего не должны, они не обязаны любить мой предмет, а вот я обязана их заинтересовать. А может, просто потому, что я их люблю! Я, правда, очень люблю студентов, особенно первокурсников. Люблю и немножечко завидую им – у них впереди столько счастливых лет!
Считаю ли я престижной свою работу? Знаете, когда работа приносит такое большое удовольствие, то особо не задумываешься о ее престижности, об оплате. Да, об оплате тоже. Ни для кого же не секрет, что молодые педагоги вузов получают немного, нередко больше зарабатывают репетиторством. Но ведь не уходят из вузов! И не уйдут, если по-настоящему любят свою работу. А таких, уверена, среди нас большинство.